• Во времена Ветхого Завета израильтяне считали бездетность в браке проклятием семьи со стороны Господа. Однако Новозаветная Церковь относится к этой проблеме совершенно по-иному. Она молится о том, чтобы семья поняла волю Божию о себе и, если это угодно Творцу, возымела своё продолжение в чадах, а если нет – обрела иное счастье с помощью Божией. Сегодня Вы можете подать записку на молебен о даровании чада и семейного счастья Вам и Вашим близким!

    Бездетность в Ветхом и Новом Заветах

    Иаков с двенадцатью сыновьями

    Евреи времён Ветхого Завета традиционно стремились к многочадию, что было связано с мессианскими ожиданиями. Каждая семья надеялась, что именно среди её потомства будет рождён Спаситель, которому надлежит стать царём богоизбранного народа и привести своих людей к процветанию. И лишь проповедь Спасителя показала, что иудеи обманулись, и Новый Завет Бог заключает уже со всеми народами сразу, приводя их к вечному блаженству в Царствии Небесном.

    Поскольку в Новом Завете Бог уже воплотился и совершил искупление человечества от греха, никто сегодня не ждёт рождения Богомладенца в своём потомстве. И хотя райская заповедь Творца людям: «плодитесь и размножайтесь, и населяйте Землю» по-прежнему актуальна, бездетность сегодня никоим образом не воспринимается Церковью как проклятие. Ведь Бог открыл нам, что христианский брак главный свой смысл имеет в совершенствовании супругов в любви.

    Смысл брака, прежде всего, состоит в уподоблении мужа и жены в своих отношениях Лицам Пресвятой Троицы, также постоянно находящимся в любви и гармонии. Если бы это было не так, и брак бы актуализировался исключительно в детях, не было бы никакого смысла продолжать супружеские отношения после того, как дети рождены и повзрослели. Вступая в брак, христиане попадают в «школу любви», где каждый из супругов учится помогать своей «половинке».

    Испытание веры супругов

    Иоаким и Анна молятся Богу о ребёнке

    Дети в христианском брачном союзе являются логическим продолжением любви родителей. Когда её в них настолько много, что она «переливается через край» и находит выражения в чадах. Подобно тому, как любовь в Боге нашла выражение в творении мира и людей. Отсюда можно сделать вывод, что если дети в какой-то семье не появляются, возможно, Бог хочет, чтобы эти супруги научились крепче любить друг друга и Творца всего сущего.

    Также, бездетность пары до определённого времени может испытывать крепость веры будущих родителей. Из Библии мы знаем, что Авраам и Сара, Захария и Елисавета, родители Богородицы Иоаким и Анна, и некоторые другие благочестивые супруги по нескольку лет не могли зачать ребёнка, но не опускали рук и не оставляли своего упования на Господа. И по силе их веры Господь посылал им детей. Да ещё и каких! Благочестивых, добрых, наполненных святостью!

    Многие современные христианские пары также несколько лет молятся, ездят в паломничества к святыням, подают записки в монастыри и храмы и только потом Бог посылает им просимое дитя. Родись оно раньше, кто знает, любили бы они друг друга и своё продолжение так же сильно, как после нескольких лет молитв? Кстати, нередко случается и такое, что после рождения первого вымоленного у Бога малыша, супруги быстро зачинают второго, третьего… И дом их наполняет топот детских ножек!

    Биомедицинские технологии

    Многие христиане спрашивают, как им поступить: только молиться, возложив всё своё упование на Бога, или попробовать забеременеть с помощью современных репродуктивных технологий? Народная мудрость гласит: «Бог помогает действующим». Молиться Всевышнему нужно! Но если при этом можно пройти лечение – это также стоит сделать. Не нужно искушать Господа, выпрашивая у Него чуда в бездеятельности!

    В «Социальной концепции РПЦ» говорилось о том, что Церковь отрицательно относится к ЭКО-технологии, так как отсчитывает жизнь человека с момента зачатия. Соответственно, не одобряет ни заморозку эмбрионов (то есть уже людей), ни выбор из них наиболее жизнеспособного с уничтожением остальных. Однако сегодня ЭКО получила своё развитие с возможностью создания лишь одного эмбриона. И если этот единственный эмбрион создан из репродуктивных клеток именно этой супружеской пары, Церковь не имеет ничего против такого способа зачатия.

    Что до «суррогатного материнства», эта технология Церковью одобрена быть не может. Во-первых, потому что унижает достоинство человека, которому предлагается за деньги поработать «живым инкубатором». Унижает, даже если из-за бедности он сам на это согласен. Во-вторых, потому что в ходе беременности у матери и ребёнка складываются биологические, психические и эмоциональные связи, разрушение которых при передаче ребёнка другим родителям может тяжело травмировать и «суррогатную» мать и дитя.

    Чтобы дети и родители нашли друг друга…

    Однако бывает и так, что супруги молятся, проходят лечение, но дитя зачать всё же не могут. К чему их побуждает Бог в этом случае? Святые Отцы указывают на то, что в мире много сирот и воля Божия состоит в том, чтобы каждый ребёнок обрёл своих родителей. Массово детские дома вошли в жизнь россиян относительно недавно – в XX столетии, когда Первая Мировая, Гражданская и голод, массовые репрессии, а затем Вторая Мировая породили огромное количество сирот, которых семьи уже не вмещали.

    Исторически же в России оставшихся сиротами деток разбирали по семьям крёстные или ближайшие родственники. Если же их не находилось, на свой кошт их брала крестьянская община, где они до совершеннолетия по году жили в каждой семье. Хорошо бы вернуть эту традицию! Да, на усыновление ребёнка бывает непросто решиться, а воспитание озлобленного людской жестокостью малыша может стать тяжким крестом. Но нет и большего благословения от Бога, чем освятить живую детскую душу теплом и лаской собственного сердца!


    Другие подвижники благочестия, когда к ним обращались бездетные пары, советовали им употребить своё время на служение ближним. Например, стать воспитателями в детских домах, начать посещать больных и заключённых, направить свою любовь на каждого окружающего их человека. И через это сделать весь мир чуточку светлее и чище, а для себя обрести счастье в благодарности облагодетельствованных ими людей.

    Мы не имеем однозначного рецепта для семьи в условиях бездетности. Твёрдо можно сказать одно – она имеет возможность обрести и обязательно обретёт своё счастье, если поймёт о себе волю Божию! А для этого нужно молиться Небесному Отцу, не терять веры и не опускать рук! «Просите, и дано будет вам», говорил Спаситель. Мы со всей полнотой Церкви будем рады молитвенно присоединить свой голос к прошению о семейном и родительском счастье Вашей семьи и семей Ваших близких!

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *