Саксофон Игоря Бутмана, голос Алексея Гуськова и режиссура Михаила Цитриняка убеждают зрителя в том, что роман Александра Пушкина – это схождение души во ад. Рецензия на спектакль “Онегин-блюз”
«Я к вам пишу. Чего же боле?» – все, кому за сорок, и кому повезло получить образование в советской школе, знают, чем закончится это вполне лиричное начало. В СССР стихи учили наизусть. Девочки – письмо Татьяны, мальчики – письмо Онегина. Но мы не запомнили главного – о чем написало свой бессмертный роман в стихах «солнце русской поэзии».
Мы прочли статью Белинского о том, что роман – это поэтически описанная картина русского общества, пожалели бедную Татьяну, пожурили холодного Онегина, и на том остановились. Потому что на момент знакомства с этим произведением мы все были детьми.
Спектакль «Онегин – блюз», поставленный в «Содружестве актеров Таганки», дает возможность нового прочтения текста. Взрослого.
Что мы имеем в исходниках? Скучающий герой (Онегин молод, в начале романа ему 18 лет, в момент дуэли с Ленским – 26) приезжает в родное имение, где от скуки сближается с другим героем, от скуки заставляет его ревновать, а потом, повинуясь кодексу чести, его убивает. Это одна линия романа, Онегина и Ленского.
Если переложить все это на ноты духовного письма, то человек совершает смертный грех из гордости. Причем сначала гордость приходит в его сердце в виде уныния, которое святые отцы никогда не считали ничтожным грехом.
Уныние порождает праздность, праздность поддается соблазну, соблазн приводит к убийству.
Что далее? Далее нераскаянный убийца пытается забыть свой грех в странствиях, мучимый беспокойством и охотой к перемене мест («бес крутит», попросту говоря), затем возвращается обратно и возгорается блудной страстью к чужой жене. Заметим – объект страсти стал ему интересен только в качестве жены высокого чиновника, любовь невинной девушки его не прельщала. То есть ему интересна не Татьяна, а соблазн.
Невинная душа Татьяны отвергает прелюбодеяние. Она отказывает герою, и тем спасается, а что будет с ним, известно только Богу и Пушкину.
Роман о сползании души во грех без покаяния – вот о чем написал Александр Сергеевич свою поэму. Любимую. Роман о том, что «горе тому, через кого соблазн приходит в мир». Все гибнет рядом со скучающим героем – гибнет поэт, гибнет надежда на любовь невинной девушки, прахом идут ее мечты о счастье. А если бы она поддалась искушению, то мы получили бы продолжении в духе «Анны Карениной». Потому что счастливого финала у прелюбодейства нет и быть не может.
Пушкин с его гениальным чутьем правды подарил нам, и это первым верно заметил Белинский, действительно национальный русский роман, где
… современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.
«Евгений Онегин» – роман об умирании души. И режиссерская трактовка Михаила Цитриняка , где спектакль начинается с выноса гроба – об этом, о смерти души. В романе в завязке умирает дядя героя. В качестве гроба дяди в спектакле «Онегин – блюз» выступает огромный футляр для саксофона.
Сам саксофон также участвует в действии, и это – главное, ради чего стоит посмотреть «Онегин – блюз» в театре «Содружества актеров Таганки». Потому что саксофон в руках Игоря Бутмана превращает пушкинский сюжет в блюз, в плач по душе. «Онегин – блюз» не случайное название. Блюз – народная музыка американских негров, всех этих страстных детей с южных берегов океана, Сан-Франциско, это плач человека о растоптанных надеждах и поруганной любви.
Именно музыка помогла прочесть драму судьбы Онегина. Просто пронзила все и высветила. И стало совершенно очевидно, что роман не о том, как юная девушка полюбила не того человека, и не о том, как проморгал свое счастье Евгений, а именно об этом – как растленная душа уничтожает все, что встречается на ее пути. Губит, обескровливает, замораживает холодом. Он ведь совершенно ледяной человек, Евгений. И таять готов только у ног чужой жены. Только в пожаре преступной страсти.
«Онегин – блюз» поставлен Михаилом Цитриняком так, что ничто не отвлекает от смысла. Он очень напоминает модный нынче формат читки. Алексей Гуськов просто прочел «Онегина» с начала до конца. А Игорь Бутман сыграл эту драму звуками своего инструмента. И вся правда высветилась, стала такой очевидной, страшной и простой.
Конечно, за этой простотой стоял, думаю, не один месяц репетиций. Гуськов отлично прочел «Онегина», на пять с плюсом. В особо лиричных местах ему помог зал. Потому что зад был из тех, кто учился в советской школе, когда еще заставляли учить стихи наизусть. Пустых мест не было.
Интересно прочтение образа Татьяны. Получилась девочка в пачке, юная ученица балетной школы, в очках, которые ей шли, такая тихоня из библиотеки, каких часто видишь в метро с книжкой. Она же все время проводит за чтением романов, эта мечтательница, мы помним. И как такая чистая девочка может прельстить того, кем движет бес? Конечно, нет, ему подавай чужую жену, и чтобы муж был человек знатный, чтобы удар в спину был слаще для самолюбия.
Совершенно неожиданным был ход, когда запел оперным голосом тот, от кого мы вообще этого не ждали – как будто бы рабочий сцены. Его ария Ленского – просто нечаянная радость. В костюме рабочего сцены прятался тенор «Геликон-оперы» Николай Дорожкин. Все вместе – саксофон Бутмана, текст Пушкина , танец балерины, голос тенора – создали отдельное произведение , прекрасный синтез искусств, микс, на который вполне можно водить детей всем классом. Во-первых, так школьники наверняка ознакомятся с романом. Во-вторых, они увидят, как взрослые дяди и тети хором читают начало онегинских глав, и поймут, что учить тексты наизусть, как это делали в советской школе, очень даже стильно. В-четвертых, они послушают великолепные джазовые импровизации и поймут, что саксофон – это не про негров и ночные клубы, а про душу и боль.
И главное – они получат назидательный урок того, что душа, которая отвергает подаренную ей любовь, обречена на унылый финал – «в напрасной скуке тратить судьбой отчитанные дни».
Этот роман еще и о том, как важно принять дар любви. Может быть, об этом – в первую очередь.