Без гаджетов быт и духовная жизнь современного человека непредставимы. С их помощью он скачивает и читает новые книги, общается с друзьями, работает. В трудную минуту обращается к священнику за советом. Но возможно ли отпущение грехов по телефону или электронной почте? Иногда упоминания о таком встречаются в интернете. Корреспондент «Елицы Медиа» поинтересовался у православных священнослужителей: готовы ли они исповедовать и отпускать грехи прихожан с помощью мобильника и почтовых служб? А если человек находится в опасности, звонит духовнику с тонущего лайнера или из горящей тайги? Будет ли такое отпущение грехов настоящим Таинством?
Протоиерей Григорий Иванов
Протоиерей Григорий Иванов
Господом нашим Иисусом Христом создана на Земле Церковь, в которой совершаются Таинства. Исповедь – это Таинство, в котором происходит живое общение исповедника с Богом и священником.
Было время, когда не существовало ни телефонов, ни интернета. Люди также попадали в тяжёлые обстоятельства. Господь сказал нам: по вере вашей да будет вам.
Если человек живёт духовной жизнью во Христе: принимает Таинства, посещает храм Божий, жизнь его протекает в добрых делах, то исповедь такого человека, находящегося в описанных Вами экстремальных обстоятельствах, принимает Ангел Господень или непосредственно сам Господь наш Иисус Христос. В любом случае Господь не оставит Праведника.
Протоиерей Андрей Шабанов
Протоиерей Андрей Шабанов
Грехи прощает Господь и Он всегда доступен. А Таинство Исповеди не может совершаться дистанционно. Хотя в исключительных случаях почему бы и нет? Но, скорее всего, этот вопрос должен рассматриваться синодальной комиссией.
Протоиерей Евгений Чунин
Протоиерей Евгений Чунин
Попытаюсь ответить на Ваши вопросы – исходя из того понимания, какое имеет священник Старообрядческой церкви (это уточнение существенно, потому что в РПЦ подходы к данному вопросу могут быть другими).
Осознавая, что отпускать грехи одним лишь словом мог только Господь Исус Христос (и, возможно, апостолы), а для нас – позднейших христиан – достижение этой цели совершается через чинопоследование церковного Таинства покаяния – будем считать, что отпущение грехов происходит именно в результате участия обратившегося в чинопоследовании Таинства покаяния, которое совершает священник.
Я предлагаю считать это суждение аксиомой.
1. Что такое “настоящее Таинство”? Что надо соблюсти, чтобы отпущение грехов было действительно?
Для действительности Таинства необходимо соблюсти несколько условий.
Необходимо, чтобы обратившийся с такой просьбой человек:
а) принадлежал Церкви (был по-настоящему крещеным) и веровал в Церковь (“единую святую соборную и апостольскую”);
б) сознавал свои грехи и имел личное желание принести раскаяние в этих грехах перед Богом;
Также необходимо, чтобы священник, совершающий таинство:
в) принадлежал к Церкви (был по-настоящему крещеным);
г) имел действительный священный сан (был канонично рукоположен во священство);
д) не имел на своей совести тяжких греховных поступков, которые по церковным канонам приводят к лишению сана (неверие в Бога, супружеская неверность, содомия и другие подобные извращения);
е) не взыскивал денег за совершение таинства (по прейскуранту, тарифу или по личному требованию), но довольствовался исключительно добровольными пожертвованиями и милостыней, подаваемой христианами.
При соблюдении этих условий, будем верить, добросовестно исполненное обоими участниками чинопоследование церковного Таинства покаяния приводит к прощению грехов для кающегося человека.
2. Основная форма совершения чинопоследования Таинства покаяния.
а) основной формой совершения чинопоследования Таинства покаяния будем считать личное участие обратившегося в совершении священником этого чинопоследования (со всеми положенными в нем молитвами, поклонами и т.д.).
б) традиционным местом совершения Таинства покаяния будем считать православный храм (для старообрядцев – непременно старообрядческий), либо какие-то предназначенные для этого прицерковные помещения.
в) для сведения: По старообрядческой традиции помещение, где принимается исповедь, как правило отделяется от основного помещения храма основательной дверью – это способствует обстоятельности и неспешности покаянного собеседования, помогает соблюсти тайну исповеди и делает содержание беседы священника с каждым исповедающимся совершенно недоступным для других христиан, ожидающих своей очереди.
г) для сведения: По старообрядческой традиции каждый христианин должен иметь своего личного духовника – добровольно избранного им священника, к которому он и обращается с исповедью и за прощением грехов, а так же и за советами и благословениями в судьбоносных вопросах личной жизни.
Эти положения можно считать основными. Но в жизни не всегда удается соблюсти все нюансы, и в компромиссных случаях приходится выбирать важнейшие условия. Что можно посчитать допустимым?
3. Возможные формы совершения Таинства покаяния.
а) если обратившийся не имеет возможности самостоятельно прийти в храм для совершения исповеди (тяжелая болезнь, старость, большая удаленность проживания) – священник (духовный отец) должен постараться лично посетить болящего или немощного человека там, где он находится (квартира, дом инвалидов, больница, пансионат, тюрьма, колония) и, облачившись в священные одежды, совершить чинопоследование Таинства покаяния в полном объеме (либо в объеме “Чина причащения болящего”).
б) если в силу обстоятельств ни обратившийся к исповеди христианин не имеет возможности прибыть к своему священнику (духовному отцу), ни священник не имеет возможности лично посетить свое удаленное духовное чадо – возможно совершение исповеди через посредство исповедального письма (это практиковалось во все времена и раньше!), либо с помощью электронных средств связи (Е-мэйл, Скайп, ВаЦап, Вайбер, мессинджеры и другое подобное, а так же м.б. и телефон). В таком случае кающийся самостоятельно излагает свои грехи (и, м.б., задает вопросы) в письме священнику, а последний через это письмо “подключает” человека к участию в Таинстве, когда совершает чинопоследование Таинства покаяния в отношении других исповедующихся (естественно, все совершается священником в облачении и в полном объеме чинопоследования). Итог исповеди (слова прощения, благословение причаститься, м.б. какие-то советы) могут быть сообщены священником адресату тем же способом, которым было направлено исповедальное письмо.
Здесь важно, что священник (духовный отец), и его удаленное духовное чадо имеют между собой ранее установленные духовнические отношения, и это – не первая, и, значит, не “генеральная” исповедь. Такая форма совершения исповеди особенно актуальна и оправдана тогда, когда экстремальная ситуация, препятствующая личному участию в совершении исповеди, носит временный характер, и впоследствии можно возвратиться к традиционному личному участию в совершении таинства.
в) если же экстремальные обстоятельства, препятствующие совершению личной исповеди между данным священником (как духовным отцом) и его “удаленным” духовным чадом приобретают постоянный характер, но есть другой священник, который находится гораздо ближе и мог бы беспрепятственно встречаться с данным человеком – вполне уместно проявить инициативу к смене духовного отца (такая инициатива уместна с обеих сторон), чтобы в дальнейшем человек получил возможность личного участия в совершении Таинства.
4. В каких случаях о совершении Таинства покаяния и получении отпущения грехов говорить не приходится.
а) если обратился человек, не принадлежащий к Церкви – ему надо объяснить, что его покаянные признания обретут “юридическую силу” только после его воцерковления (крещения? миропомазания? – смотря что полагается по канонам), и призвать его скорее войти в ограду Церкви.
б) если обратился человек, имеющий возможность, но не считающий необходимым приходить в храм – по сути, это проявление неверия в Церковь, и надо помочь этому человеку осознать этот свой грех и придти в храм для личного участия в Таинстве покаяния.
в) если человек говорит, что он хотел бы прийти на исповедь, но ему “некогда” – это чаще всего лукавая и скрытая форма той же ситуации, которая описана выше.
г) обращения от незнакомых людей с просьбой “принять исповедь”, “выслушать грехи” и т.д. принимаются, прежде всего, как заявка на совершение Таинства покаяния. С этими людьми можно сразу условиться – когда именно и куда (конечно, в храм!) им надо прийти для того, чтобы совершить исповедь. И далее – обстоятельно и не спеша действовать с ними по изложенному в п.1.
д) обращения от незнакомых людей, в т.ч. и с вопросами об их личной жизни, могут происходить в формате “пастырской беседы” – без претензий на “отпущение грехов”. По моему опыту, большинство случаев общения с разными людьми проходит именно в этом формате.
е) если кто-то, выдавая себя за “православного пастыря”, использует интернет-технологии или телефон для извлечения личных доходов, мотивируя это предоставлением услуги “отпущения грехов” (здесь уместно вспомнить католические индульгенции!) – скорее всего, это околоцерковный шарлатан, профанирующий церковное Таинство покаяния, и могущий увести в заблуждение и тех, кто по своему неразумию к нему обратился.
Исторический прецедент
Первая исповедь и отпущение грехов по телефону произошли в 1917 году в экстремальной обстановке. Тверской губернатор Николай фон Бюнтинг, православный христианин из обрусевших немцев, каялся епископу Арсению. Но не потому, что совершил нечто очень постыдное и опасался посмотреть в глаза духовнику. Это была последняя исповедь.
Фон Бюнтинг занял свой пост в Твери в 1906 году. Уже приближался хаос Революции. Предшественник Бюнтинга – губернатор Павел Слепцов был взорван эсерами. Обстановка в городе накалялась.
Фон Бюнтинг внимательно относился к нуждам и просьбам населения. Был честным руководителем и хорошим семьянином – отцом пяти дочерей.
В 1914 году, когда Россия вступила в Первую мировую войну, жена фон Бюнтинга, Софья, активно занималась благотворительностью. Она возглавляла общество «Дом доброхотной копейки», которое предоставляло работу беженкам в швейных мастерских, а также содержало бесплатные ясли для их детей, доступную столовую и другие службы. Были открыты два общежития для беженцев.
Но тогда же губернатора невзлюбили местные люмпены за немецкую фамилию, поскольку война шла с Германией. Чернь окружала резиденцию губернатора с воплями: «Долой немца!»
Что говорить, даже императрицу Александру Фёдоровну обвиняли в иностранном происхождении. Хотя Библия советует судить человека только по делам его.
Фон Бюнтинг к 1916 году был награждён несколькими орденами. Тогда же местные чиновники решили по-своему поздравить его с 10-летием губернаторства. Они собрали крупную сумму и поднесли её начальнику. Фон Бюнтинг деньги принял, но не положил в карман, а отдал на стипендии гимназистам из бедных семей.
В конце 1916 года фон Бюнтинг решил оставить губернаторский пост. В феврале 1917 года он написал прошение об отставке и отправился на Юг отдохнуть. Но, узнав, что начались волнения в Твери, вернулся. Представитель Временного правительства предложил ему остаться в должности губернатора, но фон Бюнтинг отказался и даже освободил от обязанностей своих подчинённых. Неповиновение губернатора новой власти вызвало недовольство у толпы. Фон Бюнтинг ощутил скорую гибель. Тогда, ночью приводя в порядок документы, он и позвонил епископу, прося отпустить грехи.
Наутро революционные солдаты ворвались в губернаторскую резиденцию. Разгромили и разграбили её. Фон Бюнтинга вывели на улицу и выстрелили в голову из револьвера. С трупа сорвали шинель и забросили её на дерево. Тело попинали ногами, затем оставили и разошлись…
Нам ли, живущим в мирное время, просить отпущения грехов по телефону? Только на краю гибели такой поступок уместен. Но некоторые просто стесняются лицом к лицу со священником признать свои ошибки. Или слишком заняты мирскими делами – карьерой, семейными проблемами. Суетные оправдания нерадивых современников, пробегающих мимо церкви…
Человек должен прочувствовать свои проступки и преступления, должен расплатиться за них болью раскаяния. Поэтому следует прийти под церковный кров и склонить голову перед Пастырем, в лице которого нас выслушает Христос. Помилует и простит.