В шестое воскресенье Великого поста Православная Церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим. В народе этот праздник называют Вербным воскресеньем. С него начинается Страстная седмица – важнейший и заключительный период поста.
События праздника
Все четыре евангелиста описывают события Входа Исуса Христа в Иерусалим, дополняя повествование друг друга некоторыми деталями. Накануне, в субботу, Господь воскресил праведного Лазаря, и это событие также вошло в число двунадесятых праздников. На следующий день Спаситель просит своих учеников привести к Нему молодого осленка и на этом животном, символизирующем Ветхозаветный Израиль и языческий мир, Христос въезжает в Иерусалим. Молва он Нем быстро распространилась по округе, и встречать Господа вышел весь народ. Дорогу Исусу устилали одеждами и ветвями вайи, как царю. Народ всю дорогу осыпал Спасителя словами:
«Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9)
Войдя в Иерусалим, Христос направился в храм, где перевернул все прилавки и выгнал торговцев с меновщиками. Здесь Господь напомнил людям о предназначении Божьего дома: «дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13). В храме к Спасителю подошли слепые и хромые, немощные люди и получили исцеление от болезней. За всем происходящим в течение дня внимательно наблюдали недоброжелатели Исуса в лице фарисеев и книжников. Они были потрясены тем, что даже маленькие дети в храме воспевали осанну Сыну Давидову.
Поклониться Христу пришли и некоторые римляне из бывших в Иерусалиме. Фарисеи искали встречи с Иисусом и попросили помощи у Его учеников. Узнав об этом Господь сказал, что
«пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12:23).
Спаситель объявляет о Своей скорой крестной смерти и необходимости верующим в Бога следовать за ним через отречение от мира. На слова Господа «Отче! прославь имя Твое» (Ин. 12:28) ответил голос с небес: «и прославил и еще прославлю» (Ин. 12:28). Народ был потрясен эти явлением, не все поверили в «голос», посчитав его громом. Христос еще раз призывает людей следовать за «Светом», то есть Божественной Истиной, и уходит в Вифанию.
История праздника и народные традиции
Первые упоминания о празднике Входа Господня в Иерусалим в Христианской Церкви относятся к III веку. Амвросий Медиоланский описывает торжественность события и крестный ход с пальмовыми ветвями в руках верующих. Эта традиция дала празднику название Недели вайи или цветоносной. Поскольку на Руси пальмы не росли, их заменили ветвями вербы, которая как раз распускалась в это время. С тех пор и пошло название – Вербное воскресенье.
Кстати, помимо ветвей в Церкви была и традиция «шествия на осляти». Она пришла на Русь из Византии. На осле (как правило, молодом коне) ехал патриарх, а под уздцы его вел царь. Но до наших дней этот обычай не сохранился.
В народе праздник широко известен, и что стало неотъемлемым его атрибутом, так это ветвь вербы, с которой православные идут в храм и освящают. В домах веточки устанавливают в красном углу, рядом с иконами и хранят целый год, подобно палестинской пальмовой ветви. На Руси также существовал обычай «наряжать» сладостями на крестный ход к Вербному воскресенью небольшое дерево. После завершения богослужения древо разрубали на много частей и раздавали всем желающим.
Смысл праздника и его значение в наши дни
Праздник Вербного воскресенья в очередной раз показывает нам смысл боговоплощения Христа. Господь приходит в мир не для принесения житейской радости людям, но для воссоединения человека с Творцом в вечности. Христос пришел не «бороться с режимом» римлян, а свидетельствовать людям воскрешением Четверодневного Лазаря о том, что за земной жизнью существование человека не заканчивается.
Поклонение, которое было воздано Богу при его въезде в Иерусалим говорит нам о том, что христианство – вера свободного выбора. Господь никого не заставляет верить в себя. Но события праздника показывают, что восторженная величием Бога человеческая душа сама ликует от радости встречи с ним и выходит к нему на поклонение.
Господь показал своим недоброжелателям, книжникам и фарисеям, что Он не лжемессия, а Тот, Кто действительно пришел освободить от печати смерти падшее человечество. Вербное воскресенье ознаменовало собой начало событий Страстной седмицы, во время которой Бог исполнил дело спасения рода человеческого. Он был схвачен, осужден, распят. Он умер, спустился в ад, вывел оттуда праведников и воскрес. Поправ смертью смерть. И сказав нам, что смерти больше нет, а есть вечная жизнь.
И всякий, исполняющий волю Бога, будет в этой вечной жизни с Ним. Вечно.