• Сироту пристроить, что храм построить, – говорит народ. Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году. Воспитанников брали под своё крыло крестьянские, купеческие, дворянские семьи. И в наши дни многие сограждане готовы приютить ребёнка, оставшегося без родителей.

    Но время наложило свой отпечаток на нравы детей и взрослых. Современный сирота мало походит на благочестивого малютку дореволюционной поры. Да и усыновители не всегда безупречны. Поэтому Русская Православная Церковь практикует взвешенный подход к этой проблеме.

    Бог позволяет выбирать

    Не раз на форумах усыновителей я встречала мнение, что нельзя выбирать детей, как товар – по определённым параметрам, цвету волос и глаз, национальности, характеру и талантам. Многие эмоционально заявляли, что надо действовать по велению сердца, следуя порыву. Увидел ребёнка и вдруг понял: это мой! И потом пусть не остановят тебя никакие препятствия. Но кто знает, вдруг эта встреча не от Бога, а от его извечного оппонента? Знаю такую историю.

    В соседнем селе жили священник со своей матушкой. Обоим за тридцать. Симпатичные, образованные, бездетные. Отсутствие детей, видимо, тяготило матушку, и она взяла под свою опеку девочку из неблагополучной семьи. Мать и отец этого подростка, переселенцы из Средней Азии, постоянно уезжали в другие регионы, но вряд ли на заработки – скорее, на поиски лёгких денег. Девочка лет тринадцати оставалась одна, сиротой при живых родителях. Матушка взялась наряжать её, кормить, привечать у себя.

    Надо отметить, что многие провинциальные девочки к такому возрасту и самогон успевают попробовать и с мальчиками на сеннике побывать. «Сиротка» выглядела вполне зрелой девицей с пышными формами, пухлыми вишнёвыми губами и блудливым взглядом. Но матушка видела в ней покинутого ребёнка. Девочка освоилась в семье опекунов и стала строить глазки батюшке. Вряд ли он вообще обратил внимание на её происки, да и матушка долго не замечала неуклюжее кокетство сельской Лолиты. Но та болтала с подружками о своём увлечении, по селу поползли сплетни и чета была вынуждена отвадить девочку от дома. Впрочем, к тому времени её родители вернулись из очередного вояжа.

    Кстати, многие в этом краю знали: батюшку и матушку благословил жить как брата и сестру – без супружеских отношений, некий старец. Озабоченная «сиротка» в контексте ситуации явилась дьявольским искушением, а не божьим даром.

    В 2016 году в российских приемных семьях воспитывалось более 148 тысяч детей. Но по статистике, более 5000 воспитанников ежегодно возвращаются под надзор государства.

    Тому есть причины. Многие приютские дети имеют опыт бродяжничества, наркомании, проституции. Они неспособны к привязанности, поскольку выросли, окружённые чужими людьми. Кстати, привязанность к матери формируется до шести лет.

    Усыновление проблемы

    Есть и другой аспект – детдома крупных городов, где сироты, в отличие от провинции, снабжаются лучше, учат воспитанников потребительскому отношению к жизни. Их кормят, одевают, за ними убирают комнаты, к ним приходят спонсоры с подарками. В личных делах многих детей старше десяти лет лежит их отказ от усыновления во все города, кроме Москвы. Насмотревшись телевизора, они ждут богатых опекунов!

    Какое разочарование ждёт родителей, узнавших, что их новое чадо ворует в школе, настраивает против них кровного ребёнка, доводит бабушку до сердечного приступа.

    В итоге усыновители и усыновленные расстаются в обиде друг на друга, а в интернете появляются откровения на тему: «Приёмный ребёнок разрушил мою семью».

    Чтобы такого не случилось, священники советуют подходить к усыновлению без экзальтации, здраво оценивая свои возможности и характер ребёнка. Бог дал человеку возможность выбирать и различать для того, чтобы мы имели возможность обрести лучшее и не в ущерб своей душе.

     

    Священники – за и против

    Святейший Патриарх Кирилл в одной из проповедей отмечает:

    Важно, чтобы наш народ с радостью, с особым чувством благодарности Богу принимал в свои семьи сирот, давая им не только кров и воспитание, но и отдавая им свою любовь”.

    Но единой точки зрения на усыновление у церкви нет – каждый священник имеет своё мнение, и каждый случай рассматривается особо.

    На форумах, посвящённых семье, встречается немало жалоб на случаи, когда духовник отказался благословить на усыновление. Этому найдётся немало объяснений. Кому как ни батюшке, которому исповедуются усыновители, известны их достоинства и недостатки. Возможно, духовник усмотрел эгоистичные мотивы для усыновления. В частности, гордыню – стремление продемонстрировать окружающим свой гуманизм. Или попытку с помощью ребёнка сохранить семейный очаг, что редко удаётся. Священник знает, насколько адекватны и добры его прихожане, или, напротив, агрессивны и непоследовательны.

    Архимандрит Иоанн Крестьянкин смотрел на усыновление как на проблему религиозно-философскую и в своих письмах к усыновителям рассуждал так:

    “Спорить с Богом – дело опасное. В моей практике духовнической есть много примеров, когда дети, появившиеся в семьях вопреки воле Божией, становились для родителей бичом на всю оставшуюся жизнь, даже и до смерти преждевременной. Поэтому я бы не советовал вам брать ребенка из детского дома. Вы смогли бы это сделать только в том случае, если знаете семью, из которой берете ребенка». «Вот вы справедливо жалуетесь на себя, видя в родном чаде свои грехи, и промахи, и собственное неумение любить собственного сына. А что о чужом скажем? О чужом, который принесет в вашу семью грехи, и какие грехи? – своих родителей и своего рода».

    О грехах рода упоминают и некоторые другие пастыри. Можно было бы счесть это мистикой, но если понимать под грехами рода дурные склонности родителей, которые унаследовал ребёнок, то всё верно и с научной точки зрения.

    Но в целом большинство священников относится к усыновлению положительно и показывают пример обществу, создавая семейные приюты – у себя дома или при храме.

    Священник из Пермского края Борис Кицко за 16 лет дал кров 160 воспитанникам в приюте при Лазаревском монастыре. Первыми нянечками стали бабушки-прихожанки, потом приехали монахини.

    Священник из Забайкалья Александр Тылькевич усыновил 10 детей.

    Священник Николай Стремской усыновил 70 детей, сейчас некоторые уже выросли и создали свои семьи, учатся, работают.

    В России много таких примеров.

    приемные родители

    Основы православной педагогики

    Опыт православных семейных приютов показывает, что их педагогический подход отличают общие особенности:

    • Забота, но не потакающая прихотям, а воспитывающая ответственность домочадцев друг за друга. Обычно старшие дети опекают младших. Все учатся уступать и делиться, помогать.
    • Труд, обычно на семейной ферме и приусадебном участке. Натуральные продукты пополняют семейный рацион.
    • Религиозность, не изнуряющая фанатизмом, а естественная, напоминающая атмосферу в крепких дореволюционных семьях.
    • Досуг, связанный с религией. Православные праздники, которые отмечают все вместе. Паломнические поездки.
    • Отсутствие телевизора или контроль за информацией, которая поступает детям – прежде всего это касается фильмов.
    • Режим, который упорядочивает детскую жизнь и учит дисциплине. Это особенно важно для трудных подростков.

    Православный психолог Людмила Ермакова отмечает как важно регламентировать жизнь приютского ребёнка и приучить его к порядку. В казённом учреждении он может вместо уроков смотреть телевизор или рубиться в компьютерные игры – воспитатели рады, что хотя бы не хулиганит. Но после выпуска из интерната разболтанный и неорганизованный молодой человек не сможет никуда поступить, организовать свой быт, недаром многие сразу скатываются на дно.

    Священник Александр Зелененко пишет:

    “Православная педагогика сильна именно тем, что имеет простирающуюся в вечность цель – спасение; строит свое здание на незыблемом основании – “Камне-Христе”, в лице которого имеет непреложный духовно-нравственный идеал и несомненную истину, ориентируется на неизменный авторитет Священного Писания и учения Церкви”.

    Светские родители могут иметь самые причудливое понятие о морали, вплоть до симпатии к сексменьшинствам, но верующие знают Десять заповедей, на которых держится мировая цивилизация. Это привносит в жизнь закон и порядок.

    Православная педагогика, в отличие от светской, не идеализирует ребенка. Она считает, что психология любого человека повреждена первородным грехом, поэтому детская душа нуждается в исцелении. И если мы вспомним примеры детской жестокости, то согласимся с этой версией. Поэтому у православия свой подход к свободе – она не вне Бога, а в Боге и с Богом.

    Суть такого воспитания – спасение, и в этом мире, и в будущем.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    1 комментарий

    • Очень хорошая, вдумчивая статья! Как заглавное фото епископа Банчанского Лонгина (Жара) с детьми его сиротинца – немного спорно. Не все там так просто. К сожалению в нашем мире деньги играют не последнюю роль – а первую и не всегда с жертвенной стороны. Напишу страшную вещь. Очень страшную – любовь детскую можно купить за деньги. И покупают. Но, милостью Божией, пока это во благо.