Кажется, первую заповедь Божью практикующий православный христианин уже выполняет по умолчанию. Ведь мы однажды крестились, согласны с тем, Кто наш Бог, стараемся жить полной церковной жизнью. На деле все несколько сложнее. Проверим, Он наш Бог на словах или на деле?
Полнота всего
Три месяца прошло с той поры, как еврейский народ благополучно покинул Египет и сбросил оковы рабства. В пустыни, у горы Синай древние иудеи обосновались лагерем, не особо задумываясь о будущем, но всецело пребывая в радостном состоянии под впечатлением от значимого в персональном и народном преломлении события.
Сверхъестественное спасение тысяч евреев было не волей случая или стратегической удачей Моисея, но лишь желанием Бога.
Пророк понимал это, и в один из дней поднялся на Синай, чтобы поговорить с Господом. Настало время, и Бог сделал очередной шаг навстречу человечеству: заключил с людьми договор, подготавливающий их к следующему значимому шагу – встрече Мессии и обожению.
Среди 10 заповедей Божьих первой стала та, что фокусирует внимание человека на главном. Главное – это наш Создатель. Он – Первопричина всего.
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»
(Исх. 20:2-3)
В древнеиндийском санскрите есть слово bhagas, которое можно перевести на русский как «податель благ». А на славянском «Бог» близко к «богатому». Несмотря на секуляризованность современного сознания, богатство даже в очень приземленном значении можно расшифровать как изобилие у человека всего, в чем можно нуждаться.
Богатый – исполненный того, чего нет у других, у него все в достатке. Бог – богатый. У Него все есть, и Он от Своей полноты щедро делится с людьми благами.
Бог дает понять Моисею, что Он – Господь, то есть Господин, Начальник, Правитель для людей. И добавляет, что народ израильский смог выйти из Египта лишь благодаря Его помощи. У человека еще не сформирована та мера благородства, которая без слов правильно оценивает поступки. Но состояние людей после грехопадения еще сродни рабству, и им просто необходимо разъяснение, иначе дар будет расценен неверно, и им просто не смогу правильно распорядиться.
Заповеди, данные Богом Моисею не «отмерли» вместе с приходом в мир Христа, а лишь усилились. Святитель Николай Сербский писал, что
«кто не научиться плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет».
Так, стремясь к исполнению заповедей блаженства, данных в Нагорной проповеди, нельзя пройти мимо Синайских заповедей. Они как фундамент, без которого дом души не будет устойчив и рухнет от первого мало-мальски сильного ветра испытаний, как карточный домик.
Дом рабства, которым называется Египет, символизирует и мир грехов и страстей. Бог готовил человечество к приходу Своего Сына. Христианство – это вера свободы, но духовный мир, невидимый, требует живых аналогий. Исход евреев из рабства египетского фараона – это прообраз исхода христиан из рабства греха.
Другие боги
Кто они такие, «другие боги», которые не должны быть у нас, кроме Господа? В общем, речь идет о чем угодно, что становится в центр нашей жизни. Человек религиозен по природе. Он ищет духовную точку опоры в этом мире, всю жизнь пытается ответить разными способами на «проклятые вопросы» Достоевского, меняет смыслы ради понимания причины собственного существования. «Другим богом» может стать хобби, любимый человек, домашнее животное, работа, развлечение, предмет.
Последние слова первой заповеди перекликаются со второй, но об этом мы поговорим позже. Грех, то есть, по-гречески, промах – это выбор ложной цели. На Синае Бог формирует человеческое целеполагание и определяет приоритеты. Человек, «полнота всего» и «податель благ» – это Я. Ты же хочешь быть счастливым? Ты хочешь стать лучшей версией себя? Ты хочешь жить вечно? Ты вообще хочешь для себя лучшей жизни?
Тогда слушай: ты можешь все это получить от Меня. Но подобное притягивает подобное. Мы не сможем соединиться с Богом, то есть получить желаемое в полной мере, если не настроимся с Ним на одну волну. Одна волна – это та самая святость, о которой много говорится, понятие затирается и даже начинает кого-то раздражать. Святость есть стремление к тому, чтобы быть подобным Богу.
«Научитесь от Меня»
(Мф. 11:29), говорит уже по Своему пришествию Христос.
Бог настраивает наш прицел на верную цель. Он дает нам полную свободу. Мы можем делать все, что хотим. Вопрос в полезности.
Он ждет нас
В одном из храмов города Соликамска на стене написана икона Спасителя – «Спас Нерукотворный», а под ней – замечательные слова:
Я – СВЕТ, а вы не видите Меня;
Я – ИСТИНА, а вы не верите Мне;
Я – УЧИТЕЛЬ, а вы не слушаете Меня;
Я – ГОСПОДЬ, а вы не повинуетесь Мне;
Я – ПУТЬ, а вы не следуете за Мной;
Я – ЖИЗНЬ, а вы не ищете Меня;
Я – ваш БОГ, а вы не молитесь Мне;
Я – ваш лучший ДРУГ, а вы не любите Меня.
ЕСЛИ ВЫ НЕСЧАСТНЫ, ТО НЕ ВИНИТЕ МЕНЯ.
А ведь мы так часто Его виним. Мы прогоняем Его от себя. Мы отмахиваемся от Бога каждый день и час всеми возможными силами. Мы выбираем «другого бога» каждый раз, когда оставляем молитву, отказываемся от дел милосердия, даже если они вроде бы сами напрашиваются нам на совершение в лице встреченного нищего или иной возможности. Наша черствая реакция на все и вся, безразличие, состояние живого трупа в отношении к окружающему миру также есть наш отказ от Бога.
Нам кажется, что мы христиане, но у нас нет постоянного огня веры внутри, и мы совсем недружелюбны по отношению к окружающим людям, более того, наш мозг нон-стопом выдает оценки, ставит штампы, определяет холодное и дистанцированное, порой незаслуженное отношение к ближним.
Если мы свое сердце развернем к Богу, просто посмотрим на Него через слова первой заповеди, нам станет бесконечно стыдно и одновременно тепло. Просто посмотрев на Бога, мы посмотрим и на свою жизнь, и на других людей иначе. Через слова «Я Господь Бог твой» мы сможем увидеть мир как творение Божье, себя – как томящихся от жажды в пустыне собственного греха странников, ближних – как носителей святого образа Божьего, который заслуживает уважения и любви, а не ледяного презрения и пламенной ненависти.
Наш Бог – это Он. Он наша Полнота Всего, что только можем себе представить. Закрыть зияющую в нас пустоту мы можем только Богом. Он не будет возражать нас. Он ждет каждого из нас. Вчера, сегодня и завтра.