Троица по известности христианских праздников в России стоит в одном ряду с Рождеством и Пасхой. Но рассказать о смысле, значении и традициях воспоминания 50 дня после Христова Воскресения может не каждый. Что же это за праздник – Троица?
Узнаем из Нового Завета
У ветхозаветных евреев был такой праздник – Пятидесятница или Шавуот. Он отмечался на 50 день после Песаха и был установлен в память дарования евреям Торы на горе Синай при Исходе из Египта. Святые апостолы собрались на Пятидесятницу в Сионской горнице, на вернхнем этаже дома, где прежде Христос совершил с учениками Тайную Вечерь. Помещение наполнилось шумом с неба, похожим на порывы сильного ветра. Перед учениками Христа появились огненные языки пламени, которые «почили по одному на каждом из них» (Деян. 2:3). Таким образом на апостолов сошел Святой Дух, и ученики Христовы получили возможность проповедовать Бога на самых разных наречиях. Очевидно, что схождение Святого Духа видели и собравшиеся в тот день в Иерусалиме набожные иудеи, поскольку они начали стекаться к Сионской Горнице.
«Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих» (Деян. 2:9-11).
Видимо, апостолы поспешили покинуть к горницу и сообщить людям о необычном событии, а также начать проповедь Евангелия. Скептиков из толпы не проняло даже наглядное проявление Божьего вмешательства в жизнь человечества, и апостолов обвинили в пьянстве. На выпад возразил апостол Петр, подтвердив дар многоречия словами из книги пророка Иоиля:
«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:17-18).
«Излию от Духа Моего на всякую плоть» – говорит о полноте даров, которые Бог может давать каждому верующему. Дарами Святого Духа, например, являются любовь, мудрость, знание, вера, чудотворение, учительство и т.д., то есть те навыки, которые позволяют христианину служить на благо людям и Церкви. После проповеди апостола Петра в Иерусалиме крестилось 3000 человек.
Пятидесятница стала днем рождения Православной Церкви, днем, когда Бог вдохнул в нее Свой Дух, который незримо передается священнослужителям через рукоположение и всем верующим во время участия в священных таинствах.
Традиции праздника
Одной из самых ярких наглядных особенностей Троицы можно назвать украшение травой и молодыми березами православных храмов. В русском народе Пятидесятницу называли «зелеными святками», временем проводов весны и встречи лета. Ветви дерева, по аналогии с освященной вербой, иногда в день Троицы приносят домой, и поставляют рядом с иконами. Понедельник, Духов день, следующий за воскресением Пятидесятницы, также было принято считать продолжением праздника. Неделя после Троицы по уставу Церкви считается сплошной, пост в среду и пятницу отменяется. Этот период также является временем подготовки к наступающему Петровскому посту, оканчивающемуся 12 июля, на день апостолов Петра и Павла. В аграрной русской традиции земля в день Троицы называлась именинницей, работать было не принято и в понедельник. Пятидесятнице предшествует Троицкая родительская суббота, день особого поминовения усопших.
День рождения Церкви
В переводе с греческого языка слово «Церковь» означает «Собрание». Господь обозначил всем, стремящимся к вечной жизни центр притяжения – Святую Церковь, отпечаток Небесного Царства на земле. Возможность стать гражданами Божьего Отечества человечество получило благодаря крещению и дарам Святого Духа. Именно в крещении, «входных вратах» в Небесное Царство, и ниспосылаются человеку новые, уникальные возможности, которые он призван развивать и пускать на дело служения Богу и людям. Апостолы, будучи людьми робкими, маловерными, но ищущими Господа, по схождении Святого Духа сделались смелыми и пламенными проповедниками. Они бесстрашно шли на смерть за Бога, не боясь истязаний и мучительной кончины. Святой Дух открыл им внутреннее зрение, и именно в день пятидесятницы апостолы, наконец, поняли смысл всех происходивших с ними событий во время пребывания на земле Христа.
Цикл церковных праздников заключен в годовом круге. Из года в год мы празднуем Рождество и Крещение в зимние морозы, радостно и по-весеннему кричим «Христос воскресе!» на Пасху, играем свадьбы после Успения и на Покров. «Одно и то же» – в сердцах махнет рукой сторонний человек. А мы переложим народное «повторение – мать учения» на нашу церковную жизнь. Получив в крещении дар Святого Духа, мы из года в год совершенствуемся в духовной жизни и выходим на жатву добрых плодов, замечая, как с каждым годом мы понемногу, но меняемся. Божий Дух очищает, дает сил, знания, возможности, творит и помогает нам в жизни во всех наших начинаниях. Не даром перед началом каждого дела по церковной традиции возносится молитва «Царю Небесный».
Серафим Саровский говорил, что стяжание даров Святого Духа является главной целью жизни христианина. А Исаак Сирин утверждал, что Бог приближается к нам настолько, насколько человек стремится к нему. Бог – не иллюзия, а реальность нашей жизни. Все подсознательные искания человеческой душой свободы, любви, братства, спокойствия, гармонии могут быть удовлетворены только в Боге. Дух Святой с Его безграничной силой и любовь – нам в помощь.