День Воскресения Христова прошел, но еще 40 дней Церковь будет осенять своих чад жизнеутверждающим «Христос Воскресе». Первая неделя по Пасхе получила называется Светлая Пасхальная седмица и в церковной традиции буквально приравнивается к «одному дню». Богослужения этих дней торжественны, а все верующие призываются к ежедневному участию в таинстве Евхаристии.
«Во псалмех и пениих»
О том, как проводить «Святую» неделю, мы узнаем из постановлений Шестого Вселенского собора. Соборяне призывают нас пребывать в храме на молитве и регулярно приобщаться Святых Христовых Тайн. Царские врата в алтарях церквей приоткрыты, напоминая верующим о единении Неба и земли в эти дни. Богослужения совершаются особым чином, опускаются псалмы и каноны. После литургии каждый день совершается крестный ход вокруг храма в воспоминание шествия жен-мироносиц к Гробу Спасителя в Пасхальную ночь. Светлая седмица считается сплошной, положенного по уставу Церкви поста в среду и пятницу нет. Перед причастием постившиеся всю Святую Четыредесятницу христиане говеют лишь с полуночи. Привычное молитвенное правило к принятию Святых Христовых Тайн заменяется чтением пасхальных канона и часов, а также последованием.
Любой верующий в любое время дня и ночи получает возможность подняться на колокольню своего храма и от души позвонить в колокола.
Сам воздух в Светлую седмицу наполняется Богом – этого нельзя не заметить. Покаянное настроение Великого поста сменяется радостью, которая, буквально плещется через край души христианина.
Пасхальный восторг сходит в душу верующего уже в Великую Субботу вместе с Благодатным Огнем. Сохранить этот ни с чем не сравнимый праздник души мы призваны регулярным участием в Евхаристии. Именно Страстная, а за ней Светлая седмицы, способны оказать на душу человека глубочайшее влияние. Задать ей новый ритм евхаристической регулярности и изменить всю жизнь.
Пасхальные традиции и обычаи
В русской традиции Пасха всегда была самым важным праздником и праздновалась с широким размахом. Наряду с сохранившимися до наших дней привычными кулинарными приготовлениями и церковной службой, существовали и другие обычаи Пасхи и Светлой седмицы. Отбросив народные приметы и суеверия, попробуем вспомнить о тех забытых благочестивых традициях, которые были бы полезны современникам в наполнении содержанием святых дней.
Открывая ранним утром дверь пришедшим христосоваться детям, мы вряд ли услышим даже простенький духовный стишок. По некоторым местам до сих пор сохранилась традиция «волочебников» – исполнителей духовных песнопений, посвященных Христову воскресению.
Надо отметить, что до революции в сельской местности с разным оттенком по территориям этот обычай отмечался этнографами повсеместно в местах проживания православных христиан.
В деревнях всю Светлую седмицу служили пасхальные молебны, по избам ходил священник в сопровождении «богоносцев» – носивших иконы благочестивых верующих. Пастырь старался обойти за неделю все дома.
Верующие также собирались и без священника для совместного чтения пасхального канона и пения духовных стихов. В некоторых местностях этот обычай сохраняется и поныне. В Светлый понедельник иконы, с которыми ходили «богоносцы», приносили к дому причта. Священник угощал всех приходивших к нему духовных чад.
Несмотря на прямой запрет на народное веселье в Светлую седмицу от Трулльского собора, русский народ «разговлялся» сразу же после посещения дома священником. Апогеем народных гуляний становилось следующее после Пасхи воскресение – Фомино, в народе прозванное Красной горкой. В этот день молодежь собиралась на вечерки (массовые гуляния с танцами и играми), было принято играть свадьбы.
Праздник надежды
У людей внешних (а иногда и у новоначальных) складывается впечатление, что Православие – очень грустная и печальная религия. Посты без привычной и любимой еды, покаяние, самобичевание, скорби, искушения, духовная брань, тяготы другого…
Пасха вдребезги разбивает стереотип о пессимизме нашей веры.
Вставший из Гроба Христос – куда еще больше радости и восторга, трепета и дрожи в теле от потрясения тем, что Человек способен на такое? Если нет воскресения из мертвых и жизни будущего века – все напрасно. Абсолютно. Логика не верующих в вечную жизнь уныла и по истине печальна. Зачем вся наша жизнь и каждодневная схватка с наступающей смертью, если конец необратим? Все попытки оставить память о себе в веках и просто продолжить род пусты в сравнении с надеждой продолжения жизни по разлучении с телом. Более того, надежда эта уже здесь подкрепляется тем бесконечным светом, которым Господь загорается внутри каждого христианина, и никогда так – как в пасхальные дни Светлой седмицы.
То, что мiр называет позитивом, в многократном объеме помноженном на Божественную искру любви переполняет сердца православных.
От избытка начинают говорить уста, мы устремляемся к нашим родным и близким. Мы готовы даже сказать совершенно незнакомым людям «Христос воскресе!» не надеясь на привычный ответ, но невольно желая везде, по всему миру засвидетельствовать радость смысла жизни и истины.
Господь в эти дни дает нам надежды. Не призрачную, а осязаемую. Кто вошел в рай со Христом первым? Покаявшийся разбойник, а не сонм томившихся в аду праведников. Иуда отрекся от Христа, отрекся от него и Петр. Но апостол Петр раскаялся и стал камнем, на вере которого Христос основал Церковь! Мы, порой не верим в возможность нашего спасения, дескать, духовная жизнь не на уровне, грехов много… Что невозможно человеку, возможно Богу.
Господь приближается к нам в святые пасхальные дни. Ходит по земле, как говорит старинное русское предание.
Небо сходит на землю, Христос раскрывает свои объятья для всех. Он дарует надежду и обволакивает нас своей любовью, ожидая всех в чертогах свободы духа и Царстве чистого света. Христос воскресе – и мы воскреснем.