Сегодня мы расскажем о Шестопсалмии (Ексапсалмы) − маленьком, но очень важном фрагменте православного богослужения. Из каких псалмов состоит Шестопсалмие и что они символизируют? Кто и когда установил чтение Шестопсалмия на богослужении – в нашем материале.
Что такое Шестопсалмие?
Шестопсалмием или Ексапсалмами называется отрывок богослужения в Православной Церкви, который связывает вечерню и утреню. Название происходит от 6 псалмов (3, 37, 62, 87, 102 и 142), составляющих данный отрывок службы.
Когда, где и каким образом читаются Ексапсалмы?
Всем православным христианам знаком момент во время вечернего богослужения, когда в храме приглушается свет. На середину церкви выходит чтец и трижды торжественным и одновременно суровым голосом возглашает:
«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Так начинается чтение Шестопсалмия.
6 псалмов прочитывают по окончании вечерни и в начале утрени. Шестопсалмие становится связующим звеном этих частей службы. После возгласа «Слава в вышних…» чтец дважды произносит
«Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою»
и переходит к чтению 3, 37, 62 псалмов. В середине чтения произносится так называемая «Слава»:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веков, аминь; Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава тебе Боже (трижды); Господи, помилуй (трижды), и вновь Слава, и ныне.
В этот же момент из алтаря к царским вратам выходит священник и тихо произносит 12 «утренних» молитв на освящение каждого часа дня. Затем читаются 87, 102 и 142 псалмы, после чего чтение Шестопсалмия завершается очередной «Славой».
Электрические светильники выключаются, свечи во время чтения гасятся, двери церкви закрываются. Пространство храма освещается лишь лампадами, чтец держит в руках свечку. Во время Шестопасалмия молящимся предписывается строгая дисциплина: необходимо сосредоточиться на словах текстов, ровно встать на своем месте, приклонить голову, и тем более – воздержаться от перемещений без необходимости.
Ексапсалмы читаются на каждой службе, исключая богослужения Пасхальной недели.
Из каких псалмов состоит Шестопсалмие и почему?
Первые упоминания о Шестопсалмии относятся к VII веку. В то время Ексапсалмы были включены, например, в Студийский устав. Авторство установления молитв Шестопсалмия и принцип выбора всего 6 псалмов из 150 остается загадкой. Исследователи отмечают, что псалмы выбраны из Псалытри равномерно и как бы представляют всю Книгу хваления в «сжатом» виде.
Все 6 гимнов написаны именно царем Давидом, и относятся к его жизни. Псалмы 3, 37, 87 и 142 имеют просительный характер избавления от врагов (в том числе и бесов), а 62 и 102 − благодарственный. В каждом псалме говорится о ночи и утре, что также могло повлиять на их включение в Шестопсалмие.
Все эти 6 псалмов имеют схожую природу, дух, настрой, динамику повествования и равномерность своего «изъятия» из Псалтыри.
В Православной Церкви нет случайных элементов, тем более в богослужении. Все, что мы видим в храме на службе – в разное время создавалось людьми через откровения от Бога.
Символизм Шестопсалмия
В богослужении Церкви заключено все православное богословие. Суточный круг служб начинается с вечерни. Она символизирует «вечер» (окончание) сотворения Богом мира и одновременно «темную ночь» человечества после грехопадения.
Утреня олицетворяет вемя пришествия в мир Иисуса Христа. Свечи погашены, так как Господь явился в Вифлееме глубокой ночью. Чтец на середине храма – «представитель» всего человечества, обращающегося к Богу.
Малое славословие «Слава в вышних…» напоминает о возвещении ангелами Вифлеемским пастухам о рождении Спасителя. Радуясь этому событию, чтец продолжает словами из 50-го псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою». В 6 псалмах отражается покаяние, надежда и радость людей, ведь в мир пришел Мессия, Который освободит людей от уз греха и смерти.
Священник, выходящий из алтаря в середине чтения Шестопсалмия, символизирует Христа. Спаситель еще не начал общественного служения и не открыл Себя перед человечеством, но уже начал молиться о людях перед Отцом Небесным. А свою проповедь Иисус начал словами о покаянии. Псалмы, произносимые чтецом во мраке, призваны усилить и чувство желания перемены образа мыслей как необходимого условия соединения с Богом, то есть спасения души.
В дни Великого поста присутствие в храме при чтении Ексапсалмов особо полезно для души, стремящейся к покаянию. Дни Великого Поста — это время покаяния и молитвы, молитвы не только о себе, но и о своих родных и близких. Особой формой молитвы за великопостным богослужением является постовая записка. Такие записки священники будут читать в алтаре на протяжении всего Великого поста.
«Имени Твоего ради, Господи живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою»
(Пс. 142:11)