«Жертва Богу – дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Так думал царь Давид. Важнее ветхозаветного всесожжения он считал внутренний настрой покаяния и смирения.
Русская жертвенность
Самопожертвование в русской культуре издавна считалось добродетелью. Русский человек даже в наши дни склонен жертвовать своими интересами ради ближних и дальних. Это свойство русского характера всегда беззастенчиво использовали политики.
Вспомним времена советской власти – куда только не призывали народ партия и правительство: Беломорканал, Магнитка, БАМ… И ехали молодые и зрелые люди, воодушевлённые лозунгами. Жили в бараках и вагончиках, гробили здоровье ради великих свершений. Но ещё больше на таких стройках гибло заключённых. Немало верующих патриотов считает, что это были замечательные времена. Но какое отношение имели глобальные коммунистические проекты к истинной духовности? Это были жертвы красной идее, а не Богу – Ему стройки на костях не нужны.
Но истинной жертвенности всегда было место на нашей земле. Она проявляла себя не в рекордах, а в обыденных поступках. Когда голодающие взрослые уступали малышам последний кусок хлеба. Когда подростки вставали к станкам, помогая матерям-вдовам прокормить семью. Когда священники и монахи терпели гонения за веру.
Что касается жертвенности на фронте, суть её была далека от лозунгов. Мой дед-ветеран никогда не заявлял, что шёл в бой «за Сталина», он признавался, что думал о своей жене и детях: что с ними будет, если Россия не выстоит?…
Сегодня политики тоже используют русскую жертвенность – склонность поступаться своими интересами, смирять негодование и прощать ущерб. Но это снова не имеет отношения к религии, скорее к благоденствию олигархов.
Добром или злом самопожертвование является исключительно по тому, ради чего оно совершается.
Когда самоотречение разумно?
Жертвенность без достаточных на то оснований выглядит глупо и жалко. Я выросла в провинции, где жёны пьющих колхозников старательно «сохраняли семью» ради детей. С православной точки зрения, терпение и прощение – благо. Но всегда ли? Бывает, они способствуют тирании.
Помню: мне десять лет, я стою в деревенском палисаднике и смотрю на дорогу, по ней бежит полная женщина лет тридцати – школьная пионервожатая. За ней поспешает муж с топором. Улица пустынна. Весеннее солнце отражается в лужах. Муж пьян, отстаёт. Пионервожатая успевает скрыться за клубом, выглядывает из-за угла, ждёт, когда уйдёт её личный тиран. Они не расстались – сохранили семью. Пионервожатая умерла рано… Но была ли разумной её жертва? Сын, наблюдая отношения в семье, вырос таким же тираном и прикладывает свою красавицу-жену головой об холодильник.
И сегодня немало таких семей. Но угодна ли Богу жертвенность, развязывающая руки садисту или распускающая волю блудника?
Ещё одна распространённая ситуация, когда родители-пенсионеры жертвуют своими силами и деньгами, опекая алкоголика или наркомана. Сын сутками валяется на диване, пальцем о палец не ударит, гвоздя не вобьёт, а мать с отцом лелеют своё чадо, пока не отправляются в мир иной. Сомневаюсь, что жертвуя свои пенсии на водку или героин беспутному сыну, они заработали Царствие небесное.
Жертвенность во имя ближних не должна потакать их порокам.
Знаю ли я случаи разумной жертвенности, вызывающей уважение? Возможно.
Мой знакомый – Женя, красивый молодой человек, образованный, с характером добрым, но легкомысленным, вращался в среде неформалов. На все концерты и тусовки он брал младшую сестру Лиду, привлекательную девушку. Общительные, умные, брат и сестра часто знакомились с новыми людьми. Однажды судьба свела их с начинающим музыкантом, мрачноватым кудрявым мачо, куртка в заклёпках, руки в татуировках. Романтичная Лида увлеклась им и потеряла голову. Музыкант экспериментировал с наркотиками, дрался, пил и не был настроен на серьёзные отношения.
Родители Жени и Лиды насторожились – друг дочери не пришёлся им по душе. Они пытались запретить Лиде связь с музыкантом, но Женя потворствовал роману сестры, устраивая ей встречи с кавалером. Он считал музыканта талантливой яркой личностью – именно такой парень достоин его сестры, а не скучный «ботаник». Идиллия длилась недолго – за музыкантом бегали ещё несколько поклонниц и однажды он бросил Лиду. Разочарованная и униженная девушка решила что её жизнь кончена и прыгнула из окна многоэтажки.
Лида выжила, но повредила позвоночник. В 20 лет она оказалась прикована к постели. Родители возили её по больницам, но врачи не помогли. Мать не вынесла слёз дочери и вскоре умерла. Отца разбил инсульт – он не потерял способность двигаться, но с трудом понимает происходящее, ковыляет по квартире как младенец.
Женя, несмотря на бурную богемную жизнь, был православным человеком. Молодой человек понимал, что его недосмотр за сестрой привёл к трагедии в семье. Он признал свой грех, собрал волю в кулак и не пытался малодушно избавиться от больных родственников, сдав их в интернат для инвалидов. Он утешал сестру, пытаясь дать ей надежду на выздоровление, старался вернуть рассудок отцу, отвечая на его невнятную речь. Устроившись на работу в приличную фирму, большую часть заработка Женя тратил на лечение и уход за ними. В другой ситуации он мог бы позволить себе купить машину, отдыхать за рубежом, носить только брендовые вещи, но сегодня экономил на своих потребностях и мечтах.
Шли годы. У Жени давно была любимая женщина, не раз она намекала, что пора узаконить их отношения. Женя отвечал, что не хочет обременять её своими проблемами. Куда он приведёт жену? В квартиру с лежачей сестрой и отцом-инвалидом? Он жертвовал своими чувствами, обрекая себя на одиночество. Но молодая женщина повела себя достойно. Она не испугалась трудностей, не оставила любимого и через несколько лет их свадьба состоялась. Вот такая история жертвенности – честной платы за ошибку.
В христианской традиции тема самопожертвования тесно связана с любовью к людям.
Иисус принёс себя в жертву во имя любви к грешному человечеству, а Бог Отец пожертвовал единственным сыном в его лице. Не должны ли мы следовать этому примеру альтруизма по мере своих сил?
Сделай душу свою золотой!
Пост в христианской традиции – лучшее время для самовоспитания. Человек ограничивает себя в удовольствиях и развлечениях, чтобы приблизиться к Богу. Но не всегда жертва приносится так, как подобает. Много лет я и мои коллеги наблюдали как постится один из заместителей шефа – неофит, окрестившийся в зрелом возрасте. Имя я изменила.
– Начался пост, теперь Боря будет злым, – замечала опытная дама-корректор.
И точно – с каждым днём всё мрачнее делалось чело зама. Он бросал на подчинённых тяжёлые взгляды, цинично язвил, искал возможность подгадить тем, кого считал недостаточно благочестивыми людьми. Его терзала тоска по любимому украинскому салу, которое возил с исторической родины. Утешение «постник» находил в гигантских бутылях пива и семечках, которыми пытался погасить голод.
Но вот приближалось время разговляться – один из больших православных праздников, к примеру Пасха. Ожесточённые черты страдальца смягчались, и в день окончания поста он вбегал в кабинет чуть ли не приплясывая. Вместе с возможностью вкушать скоромную пищу к этому странному христианину возвращалась доброта.
Несомненно, подавляя свой аппетит, наш коллега считал, что отвергает наслаждение во имя спасения души. Но была ли угодна Богу жертва, приносимая со злобой на ближних и завистью к атеистам, лопающим сало круглый год?
Он, образованный человек, не понимал, что
пост это, прежде всего, очищение души от тёмных чувств. Что доброта, а не отказ от мясо-молочной продукции, была бы лучшей жертвой Всевышнему.
Сегодня среди богатых людей распространена традиция жертвовать на храм крупные суммы. При этом благотворитель продолжает жить как жил – брать взятки, обманывать, воровать, покупать услуги проституток и даже «заказывать» конкурентов киллеру.
Думаю, многие не отказались бы от покупки индульгенций, цинично приобретая прощение церкви перед совершением греха. Но эти манипуляции не имеют никакого отношения к благочестию.
«…Если намереваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного неправдою и хищением, то лучше для тебя и не приобретать такого имущества, и не приносить из него», – пишет святитель Василий Великий.
Хочешь принести в храм золото? Сделай золотой свою душу! – советует христианство.
Помни добро
Мы не забываем о своих благородных поступках, о тратах ради близких. Возможно, не упрекаем их своей помощью, но в глубине души гордимся собой.
А помним ли о чужих жертвах и просто добрых поступках ради нас? Прежде всего о безграничном милосердии матери, которая, забывая о себе, кормила, учила, лечила, оберегала ребёнка. Роль некоторых людей в нашей биографии мы способны оценить только через годы после их смерти – так я оценила мудрость свой бабушки, когда уже не могла поблагодарить её.
Но мы обязаны не только родственникам. В юности у каждого были учителя и наставники, которые волновались за нас, делились знаниями, помогали реализовать свои таланты.
У многих есть надёжные друзья, которые приходят на помощь и утешают в трудную минуту.
Не скупитесь на слова благодарности хорошим людям, не забывайте о них в молитве.