Во второй вторник по Пасхе Православная Церковь празднует Радоницу – день особого поминовения усопших. Что такое Радоница? Что стоит сделать, от чего лучше воздержаться в третий день Фоминой недели и в чем его значение для христианина – в нашем материале.
Что такое Радоница?
По мнению исследователей-филологов, название Радоница и схожие с ним диалектизмы сводятся к значению «радость». Это вполне совпадает и со смыслом праздника, в который мы вместе с усопшими молитвенно разделяем пасхальное торжество.
Во вторник или накануне вечером, в понедельник, в храмах служатся панихиды, верующие посещают могилы родственников и близких, предстоят на поминовении и подают записки. Именно с Радоницы, согласно церковному уставу, начинаются службы заупокойных сорокоустов.
Кстати, в Типиконе упоминания о Радонице нет, и праздник является сугубо русской церковной традицией. Святой Амвросий Медиоланский писал о вторнике Фоминой седмицы:
«достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со свв. мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня».
Радоницу можно назвать «пасхальной панихидой», днем, когда возникает естественное желание отметить праздник Воскресения Христова с усопшими родственниками и помолиться о их упокоении в Царстве Бога.
Как провести
В этот день нужно посетить панихиду, заранее подав записки с именами усопших и помолиться соборно об упокоении ближних. Радоница – совсем не грустный праздник. Святитель Афанасий Сахаров назвал Радоницу возможностью «похристосоваться с усопшими».
И хотя воспоминания о боли потере ближнего могут настроить на грустные чувства, тем не менее, нужно помнить, что наши близкие живы и «чают воскресения мертвых» вместе с нами.
Радоница выпадает на будний день, для многих трудовой, но если предоставляется возможность, стоит посетить могилы усопших, прибраться на них, помолиться самостоятельно литию или панихиду, либо пригласить для этого священника. Молиться о близких таким образом, кстати, можно и дома. В случае, если посетить захоронение на Радоницу возможности нет, это можно сделать в другой ближайший день или в субботу, как день, в который Церковь также особо поминает упокоившихся христиан.
Чего не стоит делать на Радоницу
Выдумывать собственные способы поминовения! Тому, чья душа разлучилась с телом и отошла в иной мир, нужна МОЛИТВА. Советская традиция буквально навязала и внедрила в сознание «поминовение» усопших стаканом алкоголя и вообще поминальной тризной (естественно, без молитвы).
В застолье есть логика, поскольку оно является продолжением богослужения, но только при условии, что предварительно и по завершении о почившем молятся к Богу. В противном случае «поминки» подобного содержания становятся либо бесполезными для усопшего, либо даже вредными. Ни в коем случае не стоит совершать «алкогольных тризн» и на могиле родственников и близких.
И конечно, стоит воздержаться от совершения от разного рода внецерковных обрядов, гаданий, привлечения колдунов и «бабушек» с системами заговоров. При таком подходе пострадают все: и усопший, и здравствующий. И, как это часто бывает, члены семьи. Молитва в церкви, дома или на кладбище, со священником или без – вот важнейшие действия, которые нужно совершить на Радоницу.
Еще с детства мы помним традицию в «пасхальную панихиду» ходить на кладбище и обязательно оставить на захоронении крашеное яйцо, кулич или какие-то сладости. В современной церковной традиции принято осуждать этот обычай (который вопреки этому никуда не ушел).
Мнение автора: традиция эта довольно древняя, но как и все, обезглавленная советским периодом. Ведь что сделали коммунисты? Убрали христианское содержание из жизни русских людей, но оставили форму.
Еда на могилу – это еще один из символов жизни, того, что человек не умер, а перешел в иной мир. Зачем ему пасхальное яйцо? Незачем.
Но пришедший родственник в «гостинец» к надгробному камню как раз-таки и вкладывает именно свою личную глубокую веру, что родственник-то жив. Поэтому обычай «подарков» усопшему трудно осуждать, хочется лишь пожелать вновь выставить приоритеты: сначала молитва, потом все остальное.
Главный смысл Радоницы
Смысл праздновать Радоницу есть только в том случае, если мы сами верим, что наши близкие, которых мы поминаем и которых идем навещать на могилу, – живы. Ведь наш Господь «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). Отойдя в иной мир, человек забирает с собой все, что скопила за жизнь душа. Естественно, в этот перечень входят нераскаянные и неисправленные грехи.
Человек жив, но он уже не может молиться «за гробом». А мы – пока еще можем. И можем просить Бога, чтобы Он ослабил страдания упокоившихся и на Своем Страшном Суде помиловал их души и пустил в рай.
В противном случае, если не молиться за усопших, мы беспечно пускаем их и в некоторой степени свою вечную жизнь на самотек с непредсказуемыми последствиями. Заботимся ли мы при жизни о родителях, детях, близких людях, помогаем ли друзьям и знакомым? После смерти тела они все еще живы и наша задача – молиться о них.
Назначение Радоницы, как и всех общецерковных дней поминовения усопших – объединение Церкви, святых, ныне живущих и усопших. В пасхальной радости и восторге, трепетном осознании того, что смерти нет. А есть Бог живых, любящий Отец, всех нас ожидающий в своем родительском Доме.