Неоднократно приходится слышать негодование людей, как правило, внешней, поверхностной церковности в отношении слов «раб Божий», «раба Божия». Все они примерно следующего содержания: «Если Вам нравится быть рабом – ваше право, а я не «рабыня», я – «дитя» Божие!».
Что можно сказать на это? Посмотрите на влюбленных, любящих или сами вспомните себя по уши влюбленного в кого-то. Готов на все! Готов от всего и всех отказаться – только бы любимая или любимый был рядом! Это рабство? Еще какое! Ведь что такое рабство по определению? Когда ты, хочешь или не хочешь, но выполняешь-таки требования своего господина. Почему говорят о пьянице, например, что он раб своей страсти? По той же причине. Человек не хочет пить, он видит сколько страданий он приносит своим родным, детям, видит, что все выносит из дома – и не может, не имеет сил сопротивляться – стал рабом…
Точно так же и любовь покоряет все силы человеческой души, все ее устремления. Не случайно у апостола Павла она стоит на вершине всех добродетелей. Ты тратишь время, силы, здоровье на любимого, любимую, часто в ущерб другим людям, делам – и не можешь по-другому, не хочешь по-другому! – ты становишься рабом любви!
Тебя бьют, убивают, расстреливают, а ты молишься за своих палачей и убийц, благословляешь их…безумие? – нет, ты стал рабом Любви-Бога и не можешь поступать иначе, потому что сердце твое горит любовью. Вспомните первомученика Стефана или новомучеников Церкви Русской – они молились, благословляли убивающих их…
Невозможно не привести хоть вкратце гимна о любви святого апостола Павла: «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (Послание к Коринфянам, глава 13, стихи 3-8). Поэтому быть рабом такой Любви-Бога – это очень высоко и совершенно не оскорбительно!
Если же говорить по совести, то истинных рабов Божиих очень и очень мало. Истинный – это вот тот, кто охвачен не плотской, а духовной любовью к людям, готовый пожертвовать собою ради этой любви. Таких во все времена было немного. Но называя себя рабом Божиим и не будучи по существу таковыми – мы не лжем, но говорим о том совершенстве, к которому стремимся.
Точно так же, именуя патриарха «Святейший», мы не говорим тем самым, что он святее всех святых, но постоянно напоминаем ему каким он должен быть, чтобы «право править» кормило Церкви.
Да, мы встречаем в Евангелии и другие наименования из уст Христовых, достаточно вспомнить слова Его из прощальной беседы с учениками: «Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями» (Евангелие от Иоанна 15, стих 15). Или молитву Господню, в которой Он повелел обращаться к Нему не «Господин и Владыка», а – «Отец», «Отче наш». А так кто обращается? Раб? Нет, конечно!
Но Церковь среди встречающихся в Священном Писании наименований – «друг Божий», «дитя Божие», «раб Божий» все-таки выбрала последнее. Разве непонятно почему? У каждого из нас самолюбия и самодовольства столько, что не знаю, как мы носами люстры не цепляем! Поэтому благоразумная скромность даже внешнего наименования «раб Божий» хоть немного охлаждает наше «Я».
Тем более, что, повторим еще раз, наименование «раб Божий», «раба Божия» не несет в себе абсолютно никаких негативных оттенков, а все что нам кажется – это только кажется.
Священное Писание и Священное Предание Православной Церкви свидетельствуют о величии, царском достоинстве человека, а не об унижении и порабощении.
Достаточно одного факта. Господь Иисус Христос по Вознесении «воссел одесную Бога» (Евангелие от Марка, глава 16, стих 19). Кто «воссел»? Богочеловек.
Но Бог и всегда там был, значит «воссел одесную Бога», т.е. стал богом после Бога человек!