Псалом-исповедь звучит в частной и общественной молитве значительно чаще других. В нем слились плач о грехах, радость освобождения после исповеди и светлая готовность принять в свое сердце Бога. Про Псалом 50 в нашем материале.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы (Пс. 50)
Болезнь сердца
Когда грех в человеческой душе превышает все отмеренные личной совестью лимиты, на сердце буквально «сваливается камень». Он душит легкие, давит на грудную клетку и ставит печать скорби на лик грешника. Что делать, когда ни одно лекарство не спасает от внутренней боли? Христианин всегда может сказать:
«Помилуй меня, Боже»
(Пс. 50:1).
Сгущающая в сердце тьма лишь отсекает лишнее, толкает разум на размышления и воспоминания о том, Кто по настоящему Важен в жизни людской.
Вылечить душу может только Бог. Мучающийся от боли греха человек причиняет страдания и тем, кто оказывается рядом с ним. Мы не видим этого внешне, но очень хорошо после и сами, будто приняв на себя чужой груз, выдыхаем: «Мне после него так тяжело было!». Избыток греха фонтанирует из человека и становится заметным для окружающих.
«Что налито, то и плещется»,
гласит одна народная поговорка.
Грех недаром ассоциируют с грязью, болезнью и вообще нечистотами, которые имеют нематериальную природу. Испачкав руки, мы стремимся их вымыть, прежде чем сядем за стол и прикоснемся ими к своим маленьким детям. Дух 50-го псалма исполнен сожаления за содеянный грех и желание поскорее избавиться от невыносимой «легкости бытия» внутри.
От себя не убежишь, как и от совершенного греха. Его можно лишь принести Богу на исповедь и честно предоставить, раскаяться, решить порвать с ошибкой.
«Тебе единому согреших, и лукавое пред тобою сотворих»
(Пс. 50:6).
Твой грех может не видеть никто из людей, но он очевиден перед Богом. Но если ты готов измениться, Господь примет и простит тебя. Как бы тяжко не было то, что мы совершили в наших глазах и в глазах общества людей, жестокого, не способного прощать ошибок, Бог способен простить. Он смог простить тех, кто мучил его и убивал на кресте. Это безумие с точки зрения человеческой логики. Но именно таков Бог: Он не справедлив, Он милостив. И он готов простить нас, а, значит, снять приваленный к нашей душе камень.
Изменить образ мышления
Когда мы начинаем разговор с Богом, нас обдает теплое солнце надежды. Мы чувствуем, что услышаны. Это так приятно, когда кто-то услышал нашу просьбу, особенно, если дело имеет для нас чрезвычайную важность. И так удручены, когда обращенные к другому человеку слова мольбы и просьб отскакивают от стен равнодушия и безразличия. Но Бог всегда откликается, Он «истину возлюбил» (50:8), и а истина – в любви. Господь любит каждого человека и ждет, ждет, когда же он, маленький блудный сын или дочь, развернет свой усталый, истерзанный суетой мира взгляд в сторону Отца.
Мы, покрытые грехами, возвращаемся к Богу и просим дать Святого Духа нашей душе. Это и только это вымоет от нечистот наше сердце. Мы чувствуем, что другого пути отмыться от греха нет. Физические упражнения, хобби, перемена мест не позволяют нам убежать от себя. Обратившись к Богу, раскаявшись, уже и получив очищение, на исповеди нас сопровождает тяжкий, но освободительный выдох. Грех покинул нас.
Мы становимся чистой емкостью, в которую можем либо вновь принять духовную мерзость, либо обратимся к тому, чтобы наполниться чистым Божьим светом. Давид в псалме просит Бога
«сердце чисто созижди во мне, Боже»
(Пс. 50:12),
то есть мы надеемся, что изменив свой образ мысли при помощи Господа, мы можем рассчитывать на то, что Он как Мастер, сможет восстановить нашу поврежденную духовную конструкцию. Только Он.
Нам очень не хочется, чтобы Господь покидал нас. С грустью мы постоянно признаем, что напитаться Божьим светом мы можем лишь временно, это состояние всегда нужно поддерживать. Работа над душой требует труда. Вечное счастье, которое мы испытываем в молитве, таинствах и даже когда заходим в храм, будет доступно нам в будущей жизни. Сейчас мы нарабатываем в себе привычку к Богу, готовим свою душу к тому состоянию, которое соответствует энергии Божьего Царства.
Дар Богу и радость встречи
Душа, избавившаяся от греха, не только радостна, но и благодарна. В этом состоянии, живом, исполненном сил, человек способен сделать больше, сделать лучше. Но какие смыслы открываются перед глазами, когда слетает мрачная пелена от тяжести грехов? Нам хочется поделиться Господним светом:
«Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся»
(Пс. 50:15).
Беззаконные и нечестивые – это совсем неплохие ребята. Они просто заблудились, также, как и мы, до того момента, пока не решили принести Богу покаяние. Наши глаза открылись, поэтому мы хотим и им, тем кто страдает в тюрьме греха, помочь развернуться в сторону Бога, Лечащего Врача, Способного исцелить человека от главной болезни и подарить ощущение подлинного счастья.
И именно в момент покаяния человек осознает, что Богу, Любящему нас, нужны совсем не те дары, к которым мы, как люди, привыкли. Господь хочет, чтобы мы были счастливы. Счастье доступно тем, кто подобен Богу. Подобия Божия можно достичь через очищение души от грехов. Что же псалмопевец Давид называет настоящим даром Богу? «Жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50:19). Неужели так просто? Не нужно никаких подарков, взяток и заискиваний. Нужно всего лишь… помочь самому себе, признав собственный грех и усилием воли покаяться в нем. Представляете, награду от Бога верующие получают за это. За эту жертву.
Сердце, стремящееся к свету Бога через тьму своих грехов, Бог не уничтожит, но сохранит. Здесь, в Господнем мире, все словно по обратным человеческой среде законам.
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»
(Иак. 4:6),
и сила сильных мира не способна приблизить их Богу. К Господу нас приближает отказ от того, что этот мир навязывает нам как высшие ценности. Очищенная в покаянии от греха душа готова к соединению с Богом. Можно сколько угодно говорить об этом, но не передать словами, насколько сладок и радостен тот миг, когда человеческое сердце в Таинстве Евхаристии принимает в себя Христа.