Пасху называют «Праздником Праздников». Действительно, праздник Православной Пасхи занимает центральное место в христианском церковном календаре. Почему событие, имевшее место более 2000 лет назад занимает такое огромное значение в сегодняшней повсеместной жизни православных христиан?
Чтобы понять это, надо обратиться к самому значению этого слова. Пасха, или по-древнееврейски Пейсах, в первоначальном своем значении переводится, как «Исход». Исторически евреи праздновали и празднуют Пейсах, как праздник Исхода из «земли египетского рабства», где проводилась планомерная государственная политика геноцида еврейского народа. Именно из этого порыва к свободе родилась Ветхозаветная Религия, которая единственная в мире установила строгий монотеизм. «Я – Господь Бог твой, – говорится в Первой Заповеди Синайского Законодательства, – да не будет у тебя иных богов, кроме Меня». Бог – Один. И только Он, Единый Бог, скрытый таинственным словом «Сущий» – Творец вселенной. Мало того, Бог – это Любовь.
Христианский праздник Пасхи переосмыслил, перерос древнее ветхозаветное дерзновение.
Если положить руку на сердце, то надо честно признаться – прежде всего себе, все мы — рабы. Мы рабы дурных привычек, жизненных обстоятельств. Мы рабы эгоизма, несбыточных желаний и страстей. И, наконец, все мы без исключения – рабы смерти, холодных объятий которой не избежали ни мудрецы, ни святые, ни цари, ни последние нищие.
«Нет человека – нет проблемы»
Так презрительно говорят тираны всех времен и народов. И, следуя этому чудовищному принципу, убивают, убивают и убивают.
Иисус из Назарета – был явной проблемой иудейской власти. И они поспешили справится с ней привычным способом. Иисуса называли «Христом» – т е Помазаником, Настоящим Вождем, Мессией. Уже одно это, а также бесчисленные чудеса, вера в Него народа и «жизнь поверх барьеров», который позволял Он Себе, обличая фарисейство, скупость и глупость «власть имущих» – уже стали смертным приговором. По надуманной причине Христос был арестован, подвергнут «конвейерному» допросу, пародии суда, издевательствам, публичной порке римскими бичами, со свинцовыми вставками и крючьями и, наконец, максимально жестоко казнен.
Голгофа! Кто бы мог из властителей мира подумать тогда, что это место станет известно всему человечеству. Распятие! Кто из римских сенаторов, мог в дурном сне увидеть то, как орудие рабского позора – Крест – станет Символом торжества и надежды миллионно и миллионов людей! Кто мог знать, что тридцать сребреников, данных Иуде и его символический поцелуй за передачу «Сомнительного смутьяна» законным властям, станут синонимом самого низкого предательства! «Нет человека – нет проблемы».
Иисус Христос умер, апостолы разбежались. Казалось, что все было сделано как надо, народных волнений не последовало, новое Учение потерпело полный провал. Лишь нескольким плачущим женщинам было позволено наспех завернуть в чистое полотно изуродованное бичеванием и казнью Тело. Эту ткань потом назовут «Туринской плащаницей». Но какой-то смутный страх преследовал властей Иудеи. Мало было им положить тело в наспех устроенной выдолбленной в туфе пещере, мало было завалить могилу Проповедника камнем. Мало было опечатать Гробный Камень. Так возле могилы была поставлена вооруженная стража…
Что-то заставляло плохо спасть всех этих первосвященников, судей и палачей.
И не даром.
Утро первого дня недели – теперь он называется воскресением — принесло первые новости. Женщины, которые с рассветом пришли с благовонными натираниями, что бы достойно почтить Усопшего, не только не нашли Его в месте погребения, но и увидели странные вещи. Многотонный камень, закрывавший вход в Погребальную Пещеру, был отброшен в сторону. Головорезы стражи разбежались. Войдя в погребальную Камеру, женщины не нашли там никого. Только полотно, свернутое таким образом, словно сквозь него прошло тело Человека.
С этой вестью они побежали к трясущимся апостолом, которые вот-вот сами ожидали ареста. И самые смелые побежали к Гробнице, что бы убедиться – нет, женщины не сошли с ума, произошло Непостижимое. Именно этот момент показан в православном богослужении, когда народ Крестным ходом выходит из храма и оказывается у запертых врат храма. Здесь священник впервые, словно Ангел, объявляет о небывалом, о Воскресении Христовом: «Он Воскрес, вот место где Он был положен (Мк. 16:6). «Христос Воскресе!» – впервые звучит над народом. И народ отвечает тысячеголосным: «Воистину Воскресе!».
Что означает для нас, жителей 21 века, сам факт Воскресения Христова?
А означает он одно, что навсегда и навеки побеждено последнее рабство – рабство смерти. Ведь, если Воскскрес Христос, то как можем не воскреснуть мы, которые пропитаны Им словно губка? Пропитанные Его Словом, Его Телом и Кровью, которые вкушаем на Евхаристии? Если Он воскрес – то под сам факт существования смерти подложена такая бомба, которая не может не взорваться.
Воскресение Христа – если хотите – пояс шахида каждого христианина. Ведь – смерти – нет!
Воскресение Христа – значит Воскресение каждого из нас, христиан. Не ужас и конечность небытия теперь перед каждым христианином, а временное «успение» – сон и отдых перед решающей радостью – быть всегда с Богом!
Вы слышали убежденное, вдохновленное Воскресением Христовым слово святого Иоанна Златоустого: какой правдой и силой оно звучит! И, однако, поднимается перед нами вопрос – как же так: Христос попрал, победил, уничтожил смерть, а вокруг нас смерть косит и косит людей? Он победил ад – и кажется порой, что из глубины ада подымается все новая и новая, все более страшная мгла… как же верить этому свидетельству, где же правда?
Христос умер; и смертью Своей Он сошел в те глубины ада, где не было ни света, ни радости, ни надежды. Он стал Человеком и как человек умер – но не Своей, а нашей смертью.
Грех убивает, безбожие, потеря Бога убивает. Христос был Сам Богом Живым. Он не мог умереть естественной нам смертью; но Он нас возлюбил, возлюбил так, что стал с нами един, и все, вся трагедия, весь ужас человеческого бытия легли на Него, включая эту страшную потерю Бога, от которой мы все увядаем и умираем.
Не сказал ли Он страшного слова на кресте, последнего слова: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?.. Он приобщился нашей богооставленности и, потеряв Бога, как мы, умер.
Но сошел Он во ад в славе, в славе Своего Божества. Широко раскрылся ад, чтобы, наконец, пленить, победить, удержать Того, Кто на земле рушил его царство. Ад, как говорит Иоанн Златоустый, был поражен Божеством; мрак засиял Божественным присутствием; смерть, которая там царила, исчезла она была побеждена С; жизнь жительствует… А смерть на земле теперь для нас не страшна; она – сон, она – успение, дарованное на время Богом – Который Вечная жизнь, она – ожидание и нашего воскресения из мертвых… И не страшен нам ад, как бы он ни был жесток, беспощаден; как бы он на земле ни проявлялся жутко, бессердечно – он нам не страшен.
Потому не боимся больше мы, христиане, верующие, никого, кто у нас может отнять земную жизнь, что нам во Христе и через Христа принадлежит Жизнь Вечная. Сон проходит – и начинается Жизнь, Настоящая Жизнь с Богом и в Боге.
Этому свидетели теперь миллионы мучеников древности и наших дней; они встретили смерть и победили смерть верой и любовью… И Царствуют теперь со Христом всей полнотой жизни, доступной человеку. И нам предстоит тот же, может быть, путь, и нас они зовут бесстрашно, любовно, торжествующе встретить ад лицом к лицу, зная, что свет во тьме светит и тьма, если и не принимает его, то победить его не может; врата адова не победят Церкви, не победят Царства Божия, Царства жизни и Царства любви.
Мира всем нам в эти радостные Пасхальные дни, дерзновения веры, непреложности в надежде и благих плодов христианской любви!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
המשיח קם! באמת קם !
Christus resurrexit !
Χριστός ἀνέστη!
Christus ist auferstanden !
¡ Cristo ha resucitado !
Kristus prisikėlė !
Kristos Tenestwal !
Chrystus zmartwychwstał
المسيح قام من بين الاموات
و وطيء الموت بالموت
و وهب الحياة للذين في القبور
Сапраўды ўваскрос!
Со СВЯТОЙ ПАСХОЙ!