• Сейчас возникла идея создания православной финансовой системы, которая бы не была связана с банковским процентом. К этой концепции присматриваются политики и крупные предприниматели. Что такое православная экономика? Сыграли ли западные санкции в отношении России положительную роль? Как сотрудничество между Россией и Китаем может повлиять на мировое сообщество, — интервью протоиерея Всеволода Чаплина инвестиционной площадке “Оазис”. 

    – Отец Всеволод, как бы Вы сформулировали основные установки православия в плане экономики?

    – Есть установки идеальные, а есть жизненные реалии. Эти реалии в мире, где природа человека искажена грехом, среди православных христиан не самые лучшие. Многое делается так, как будто бы и нет Евангелия и нет христианства. Но идеал у нас очень мощный, нужно только к нему вернуться, по крайней мере, посмотреть на него. Это честность перед Богом и людьми, это умеренность, чувство достаточности. Есть одна еврейская поговорка:

    «Богатый человек – это тот, которому всего достаточно».

    Нам тоже хорошо бы вспомнить о том, что надо жить по этому  принципу. Так же как и о самоограничении, о том, что нужно жить по средствам. Между прочим, эти слова восходят к «Домострою». Для православного человека важна верность Писанию и Преданию, то есть Божьему слову, Божьему откровению. Там много сказано о том, с каким чувством человек должен подходить к хозяйствованию. Много сказано об этом и в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, в разделах «Труд и его плоды» и «Собственность».  Ну, и, конечно же, главное – помнить о том, что самое ценное наше сокровище должно находиться не на земле, а на небе.

    Цель всей временной жизни, включая экономическую деятельность, – это не достижение каких-то показателей, не бесконечный рост производства и потребления, не бесконечное собирание богатства, а вхождение в бесконечную радость, в вечное блаженство. И для этого нужно собирать духовные плоды, а не материальные. Чистота сердца, единственная истинная вера, добрые дела – вот главный наш капитал.

    – Последние годы очень популярна тема особенностей ведения бизнеса предпринимателями-мусульманами, исламского банкинга, создаются ассоциации бизнесменов, ведущих дела в соответствии с нормами ислама.  Как можно охарактеризовать православный стиль бизнеса? Почему не создаются ассоциации православных бизнесменов?

    – В православной среде  старались не заниматься ростовщичеством, которое осуждено и Писанием, и Преданием Церкви. Иногда это получалось, иногда нет. Но неслучайно этот род занятий всегда считался в православной среде чем-то недостойным. Вспомним Достоевского, вспомним писания многих святых. Очень важно доверие, очень важно следование обязательствам. Ну, и, конечно, важно милосердие, в том числе по отношению к тем, кто по независящим от себя причинам оказался не в состоянии трудиться или исполнять обещанное.

    Знание людьми друг друга, взаимная поддержка, большое количество общих предметов собственности – вот это всё включал и включает в себя православный подход к ведению дел.

    Сейчас возникла идея православной финансовой системы, которая бы не была связана с банковским процентом. К этой идее присматриваются политики и крупные предприниматели. Конечно, есть у нее и противники. В первую очередь, это те банкиры, которые не мыслят жизни без процента, и те чиновники, которые воспринимают экономику только в терминах западной финансовой системы, то есть того же ростовщичества.

    Но постепенно эта идея пробивает себе дорогу. Увы, есть, конечно, проблемы. И они опять же связаны с человеческой греховностью.

    Создавалось немало ассоциаций православных предпринимателей. Некоторые из них действуют до сих пор. Увы, успех их довольно скромен, потому что часто речь идет о милых беседах и о сборе средств на разного рода гуманитарные проекты, но как только появляется возможность совместного ведения бизнеса, возникают попытки некоторых сильных и влиятельных людей взять всё «под себя», возникают случаи нечестного поведения, чрезмерное упование на связи в госструктурах, а такие связи не бывают вечными.

    И в результате какой-то человек, сделавший деньги на связях, быстро сдувается, уезжает из страны, а то и оказывается в тюрьме. Нужно больше нравственной чистоты, и больше честности, и больше ответственности, если уж человек говорит о христианских ценностях и на них пытается строить бизнес.

    – Многие россияне считают, что западные санкции в отношении России сыграли положительную роль, став стимулом для развития импортозамещения, сельского хозяйства и других отраслей экономики. Как Вы считаете, какими способами можно продолжить усиление финансово-экономической самостоятельности нашей страны?

    – Не зря патриарх Кирилл однажды сказал, перефразируя Вольтера, что если бы санкций не было, их надо было бы выдумать. Нам не нужно бояться самостоятельности не только в сельскохозяйственной сфере, но и в сфере высоких технологий. У нас очень много мозгов, которые, к сожалению, утекают в другие страны. И, главное, нужна самостоятельность в сфере финансовой.

    Надо прекращать зависимость от Уолл-стрит, Лондона и других финансовых центров, контролируемых Западом экономически и политически. Надо создавать свои платежные системы, свои средства межбанковского взаимодействия, не использовать западные валюты, не участвовать в отношениях, ставящих экономическую систему под контроль управляемых Западом глобальных сил, которые не имеют никакой нравственной легитимности, потому что созданы без воли народов и не подконтрольны этой воле. Ну, и также нужно заботиться о развитии самостоятельной, самобытной экономической мысли, основанной на православии, а не на тех пост-протестантских и пост-иудейских идеологемах, которые нашей цивилизации несвойственны и по которым мы всегда проиграем, а западные манипуляторы долго еще будут выигрывать до того, как рухнет вся глобальная финансовая пирамида, связанная с долларом, с ФРС и с хитросплетенными долговыми отношениями.

    уолл стрит

    – К чему может привести усиление западных санкций? Не получится ли так, что Россия станет изолированной страной?

    – Усиления санкций нам не нужно бояться. Может быть, как раз это и спасет нас от тех зависимостей, о которых я только что сказал. Но уходить в изоляцию, конечно, не надо, тем более, что это в современном мире и невозможно. Надо предлагать альтернативу, предлагать как Западу, если он еще способен что-то услышать, так и всему миру.

    Когда-то Советский Союз мог такую альтернативу предложить и за ним пошло около трети населения планеты. Нам не нужно бояться делать нечто подобное сегодня.

    Речь не должна идти об изоляции, о самозамкнутости – нам нужно попробовать вновь повести весь мир за собой. Поверьте мне,  многие пойдут, особенно, те страны и народы, которые разочарованы тотально несправедливой, тотально неподконтрольной людям «мировой» финансовой системой, которая, кстати, обеспечена не трудом и даже не интеллектом ее создателей, а военной силой Соединенных Штатов и НАТО.

    Если эту силу из внешнеэкономических отношений вынуть, то глобальная финансовая пирамида рухнет, как карточный домик.

    – Какие возможны альтернативы существующей мировой финансовой системе и порядку международных экономических отношений?

    – Это финансовые отношения без ростовщичества, это возвращение связи между финансами, с одной стороны, и трудом, а также твердыми материальными ценностями, с другой. Если хотите, золотой рубль, другие валюты, обеспеченные золотом, сейчас могут в одночасье проткнуть глобальный финансовый пузырь. И пока от этого удерживает только та военная сила Запада, о которой я сказал. Это переход от крайностей конкуренции к кооперации и от идеологии роста к идеологии достаточности. Всё это давно переложено на язык конкретных проектов и рекомендаций.

    Главное – разрушить Карфаген, то есть ту западную экономическую школу, которая объявила себя и созданные ею институты, в частности, Bretton Woods institutions, единственной прогрессивной, глобальной, универсальной моделью в то время, как всё это является лишь частным проявлением одной из мировых цивилизаций, которая, да, сегодня относительно успешна, но уже показывает признаки пределов роста и нарастающего кризиса.

    Всё очень сложно, но очень просто. Люди не могут жить без Бога. Я это очень остро чувствовал в позднем Советском Союзе, где уже в ранние 80-е годы при очень мощной идеологической и репрессивной безбожной системе люди в огромной своей части, чуть ли не в большинстве, по крайней мере, если говорить об интеллигенции, – интересовались вечными вопросами, читали что-то о Боге, даже в атеистической литературе пытались прежде всего найти крупицы знаний о Библии, Евангелии, Церкви, религиозном искусстве, то есть о смысле жизни. Если этот смысл ограничивается земными вещами, то и смысла никакого нет. Умру я, умрете вы, умрет наш народ, умрет наша социальная группа. Зачем жить, если это так?

    Поэтому, как бы не был силен атеистический настрой элит, жажда Бога всегда пробьется, как пробивается трава сквозь асфальт.

    Крушение советской системы произошло именно и только потому, что она была безбожной, что ее уже никто не хотел защищать, смысла она не давала. Всего было вдосталь – и ключевых товаров, и ресурсов, и станков, и заводов, и оружия, и военной мощи, и мощи спецслужб, и интеллектуального и пропагандистского аппарата, – но у системы не было стержня, поэтому она и рухнула в одночасье при практически полном нежелании кого-либо эту систему защищать.

    На Западе на самом деле происходит то же самое.  Там политические, информационные и культурные элиты пытаются вытеснить христианство из публичной сферы. Уже вытеснили его из сферы права и почти вытеснили из сферы политики. Ну вот и чувствуют себя тамошние народы доживающими свой век пенсионерами. Постепенно они заменяются народами более верующими. И очень неслучайно ведущие западные  интеллектуалы бьют тревогу и говорят о возвращении к христианским ценностям. Так, об этом сказали в недавнем Парижском заявлении некоторые очень яркие западные интеллектуалы.

    россия китай бизнес

    – Значительную часть нашей аудитории составляют посетители из Китая, мы переведем Ваше интервью на китайский язык. Как Вы оцениваете роль Китая в системе международных отношений? Какую роль может сыграть экономическое сотрудничество между Россией и Китаем в нынешний непростой период? Что бы Вы хотели донести до наших китайских читателей?

    – Роль эта, скорее всего, будет центральной. И по этому поводу ни Европе, ни Америке не нужно рвать на себе волосы.

    Одним из центров Китай уже стал и, наверное, станет основным центром. Не только в силу большой численности населения, но и в силу мощной интеллектуальной традиции, которая способна отражать или переваривать внешние влияния, как технологические, так и идейные.

    К сожалению, Китай не очень активно играет на мировой арене, кроме ситуаций, где затрагиваются его прямые интересы. Возможно, стоит быть более наступательными, в частности, предлагая свои варианты реформы ООН и учета в ней мнений всех мировых цивилизаций, включая собственно китайскую, исламскую, латиноамериканскую, православную, индийскую, а также мощную левую традицию, пожалуй, главным хранителем, которой сегодня является именно Китай.

    Кстати, о православии: это единственное направление христианства, которое, если у него в Китае появится больше последователей, можно сделать истинно китайским, а не греческим, не русским, не прозападным и так далее. Если это произойдет, то Китай станет одним из мировых центров христианства, при всем уважении к иным центрам православия.

    Сотрудничество между Россией и Китаем должно быть обращено не только на узкопонимаемые интересы двух стран, но и на глобальные преобразования, в том числе экономические.  Вместе мы, используя как экономический потенциал, так и мозги друг друга, вполне можем положить конец западному диктату и переустроить мировую экономику на тех началах, о которых выше было сказано.  Китайским читателям желаю мира, успехов в добрых делах и, самое главное, Божьего водительства в жизни.

    Если Вы обращаетесь к Богу и верите в Его помощь, то Он обязательно поможет. Иногда так, как Вы сами себе даже представить не могли. И, конечно, желаю мира и одновременно справедливости, мира внутреннего и одновременно воли!

     

    Источник: инвестиционная площадка “Оазис”

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *