Источник: Личный блог автора
Весь год жизни христианина – это волны. Мы взбираемся на вершину богообщения и плавно спускаемся в долину повседневных дел. Не может человек всегда полноценно переживать присутствие Божие в своей жизни. По ряду причин не может.
Это не столько наша вина, сколько некоторая данность, обусловленная и «кожаными ризами», полученными в наследство от Адама и Евы, и вечным стремлением найти рай, комфорт на этой Земле, на которой мы только гости.
Христианская Церковь учитывает это постоянно. Учитывает, потому что является не некоей равнодушной организацией, цензурирующей нашу жизнь, а вселенской общиной, объединяющей вокруг Христа живых и мертвых. Учитывает, потому что Церковь – это мы сами. И, слава Богу, не только мы. Потому что мы в духовной жизни слепы и ленивы, и добрый пример всегда нам необходим.
Благодаря поколениям святых, которых мы молитвенно вспоминаем перед началом поста, у нас есть опыт. Руководствуясь им, Церковь призывает нас выбиваться из колеи повседневности, чтобы разбудить в себе внутреннего человека. Церковь напоминает:
то, что мы видим, в одно мгновение уйдет из нашей жизни, но не кончится сама жизнь. Вот только качество её будет напрямую зависеть от того, со Христом ты или против Него.
Так уж получилось, что еда для нас имеет немалое значение. И об этом Церковь наша, состоящая из людей, живших теми же чаяниями и желаниями, что и мы, хорошо знает. Поэтому фактор еды заметно входит в наш календарь, заставляя нас для лучшего усвоения пищи духовной отказываться от некоторых видов пищи телесной.
Мы постимся для того, чтобы разрушить в душе все, что препятствует богообщению, мы постимся перед каждым важным делом или событием, перед каждым важным праздником. И это не потому, что нам хочется себя просто так чего-то лишить или поиздеваться над своим телом.
Мы постимся, чтобы разрушить в себе якоря страстей, мешающих нам приплыть к Богу
Вспомните о призвании апостолов: «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» (Деяния 13, 2-3). Поэтому, по примеру апостолов, мы постимся и молимся для того, чтобы обновить в себе дары Духа Святаго.
И очевидно, что простой отказ от какой-то пищи еще совсем не пост и уж в любом случае не пост христианский.
Почему постятся?
Пост – это не некая гастрономическая трагедия на фоне праздничных разговлений. Это важная часть жизни христианина.
Мы постимся в пост для того, чтобы, вступая после Пасхи в будни нашей жизни, не забывать, что рождены в таинстве Крещения к миссии, и все мы в той или иной степени должны стать соработниками Бога.
Мы постимся для того, чтобы благословиться на выход в этот мир.
Мы постимся для того, чтобы проповедовать Евангелие своей жизнью.
Мы постимся для того, чтобы проповедовать там, куда мы посланы Богом, где мы работаем и живем.
Так что же нам есть, а что не есть? Есть список продуктов, не рекомендованных монастырским уставом Церкви. Но главное, чтобы в результате употребления этих продуктов мы становились Христовыми учениками, чтобы свидетельствовали о самом главном не только словами, но и делом:
«Укоряют – не укоряй. Гонят – терпи. Хулят – хвали. Осуждай сам себя – так Бог не осудит. Покоряй волю свою воле Господней. Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего – ближний твой плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу, и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасешь». (Преподобный Серафим Саровский).