Вам никогда не хотелось разобраться, откуда взялся современный молитвослов? Вообще вопрос традиции православного богослужения (любое молитвенное правило, по большому счёту, и есть богослужение), как и что надо совершать, откуда что пошло и что значит — это предмет целой науки под названием “литургика”. Историческая литургика — важная ее часть: если ты не знаешь, откуда берет начало то или иное священнодействие, обряд, молитва, ты не сможешь понимать его в полной мере. Изучение таких вещей — путь к осознанности для укрепления в вере, страховка от искажения смыслов, от язычества и суеверий.
Каким же было личное молитвенное делание христиан разных веков, кроме естественной “отсебятины”? Сперва никаких установленных правил не было, пелись и читались псалмы и разные молитвы, иногда это была даже Евхаристия в домашних условиях [1]: христиане брали домой запасные Дары, сами читали положенные молитвы и причащались (сейчас бы за такое в психушку упекли).
Затем богослужебный круг расширился, стали появляться различные оформленные, фиксированные последования и новые жанры молитвословий (тропари, каноны, акафисты, светильны и т.д.). Общая молитва стала отделяться от частной.
Больше всего имеется информации о монашеской келейной молитве, т.к. в монастырских уставах и книгах до нас дошел ее состав и порядок совершения. Это были те же самые службы, что и в храме, дополненные личными молитвами авторства святых отцов и многократным повторением кратких молитв (“Иисусовой”, “Богородице” и т.д.).
Благочестивые белые (женатые) клирики и миряне, видимо, стали перенимать эту традицию, хотя доподлинно не известно, как вышло так, что самым распространённым ежедневным личным молитвенным правилом христианина в средние века было самостоятельное совершение некоторых богослужений суточного круга: вечерни и повечерия, полунощницы и утрени [2].
В “Домострое” 16 века как закрепление этой уже сложившейся традиции звучат слова о том, “как следует в дому своем молитися”. Памятником и прародителем молитвослова считается издание “Малой подорожной книжки” (1552г., Вильно) Франциска Скорины.
Что было в ней: Часослов (содержащий в себе как раз те самые утреню, вечерню, повечерие и полунощницу), следованная Псалтирь (т.е. разделённая на части (кафисмы), с тропарями и молитвами после каждой), акафисты.
Никаких дополнительных молитв, знакомых нам из утреннего и вечернего правила, там ещё не было. Они стали появляться в других подобных этому сборниках в 16-17 веках, а в 18 веке начал происходить “отрыв” этих дополнений Часослова и Псалтири в отдельное последование.
В современных утренних молитвах наблюдаются лишь остатки схемы совершения и молитвословий полунощницы. Вечерние молитвы — это явный намёк на повечерие.
Молитвослов в современном виде как самостоятельное правило получил широкое распространение в России лишь в 19-20 веках, а самый пик популярности пришёлся, видимо, на 90-е гг., когда его стали издавать невиданными доселе тиражами.
Все исконные ежедневные молитвословия из Часослова остались священной прерогативой монахов и монахоподобных мирян, посвящённых в тайные дебри устава. У этой ситуации, по мнению пастырей и исследователей, есть недостатки: отрыв молитвенного правила от богослужебного круга, от общей молитвы и его индивидуалистичность по содержанию [3].
Вопрос келейного, домашнего молитвенного правила — это вопрос, одной стороны, сугубо личный, т.к. нет никаких жестких установок. Молитву “своими словами” тоже никто не отменял.
Есть только одно самое главное правило: молитва должна быть! Искренняя и живая, встроенная в нашу повседневную жизнь, движимая желанием чувствовать непрерывную связь с Богом и братьями во Христе.
Дабы научиться такой молитве, чтобы она не была индивидуалистичной, но гласы вопиющих к Богу сливались в общий хор “едиными устами” не только в храме, существуют последования. Выбор за нами, в совете друг с духовниками и друг другом.
Ссылки на источники:
[2] Газета “Кифа”
[3] Азбука.ру
1 комментарий
Очень интересно, спасибо!