Приблизилось празднование гражданского Нового года, и в Церкви вновь оживают споры: стоит ли отмечать этот праздник и если отмечать, то как это следует делать?
С «новым гадом»?
Конечно, православному христианину чуждо пьяное веселье под телевизионные завывания и прославления нового «гада»: мыши, крысы, свиньи, собаки и прочих скотских красот буддистского календаря.
С другой стороны в наших семьях много невоцерковленных да и просто неверующих людей. Для них всё это буйство — праздник. Причем, пожалуй, единственный действительно общенародный праздник, когда все россияне чувствуют единение по нейтральному поводу.
Для большинства неверующих россиян все календарные восточные «гады» — лишь милая экзотика, а праздник — повод к веселому общению. Причем далеко не всегда алкогольному: люди выезжают на природу, устраивают экскурсии, навещают родственников и т. п. Даже сложилась традиция, идущая еще от дореволюционного празднования Рождества Христова, отмечать этот праздник в семейном кругу.
Плохо ли это? Нет. Грешно ли нам так праздновать Новый год: семейным застольем, лыжными прогулками в зимнем лесу и пр.? Думаю, тоже нет.
Но ведь пост идёт…
Строгий пост, исключающий по монастырскому уставу рыбу, елей и вино начинается со 2-го января.
Для христианина в данном случае важно даже не то, что мы празднуем (повод ведь нейтральный — календарное начало года), а как мы это делаем. И не так важно, есть пост или нет. Можно ведь и на Пасху напиться по «совершенно церковному» поводу, на «законных основаниях» уничтожая килограммы колбасы и салатов.
Следовательно, празднование православного христианина всегда будет сопровождаться неким воздержанием, независимо от меню и качества пищи.
Поэтому для христианина не вопрос, что есть и пить в Новый Год. Морепродукты, фрукты и овощи найти не трудно. Даже не проблема, смотреть телевизор или нет — во многих семьях смотрят только обращение Президента. Затем продолжается живое общение, а «ящик» лишь жужжит фоном для беседы или выключается вовсе.
Иными словами — можно отпраздновать вместе с невоцерковленными родственниками Новый Год и не нарушить Устава Церкви. Только надо добавить очень важную часть празднования — молитву.
Ведь для христианина праздник это повод для сугубой молитвы. Освятить молитвой наступающий год, к которому все мы, как граждане страны, живущей по новому стилю, имеем отношение. Поэтому естественно сложилась традиция совершать Новогодний молебен либо после вечерней службы 31 декабря, либо после литургии 1 января.
Есть даже храмы, где за последние годы сложилась традиция служить литургию прямо в ночь с 31 на 1-е января, за которой желающие могут начать Новый Год причащением Святых Христовых Таин.
По моим наблюдениям, в эту ночь бывает до 20 причастников. Многие приходят целыми семьями, а затем в трапезной храма вкушают постную трапезу с шампанским и доброй беседой начинают новогодние торжества.
Преображающая сила Церкви
Итак, для нас важно как мы встретим праздник: и православный, и 1-е января, и другие, сложившиеся в нехристианском обществе памятные даты. Не стоит бояться делать их миссионерским оружием Христовой Церкви, иначе они станут орудием нехристианских сил.
Вспомним, как Церковь постепенно вытесняла языческие обычаи и празднования христианскими и так воцерковляла неофитов, во множестве пришедших после Миланского Эдикта (IV в.).
Ведь и сам праздник Рождества Христова заменил собой языческий день «непобедимого солнца», и масленица со святками, войдя в церковный календарь, перестала быть прославлением языческих божеств.
Для Церкви каждый день — это полноценный праздник пришедшего в мир Христа Спасителя. Поэтому любой день наполняется при необходимости тем или иным миссионерским содержанием для удобства обучения членов Церкви основам веры и благочестия.
Поэтому стоит не разражаться гневными обличениями в адрес новомодных праздников, отдаляясь от наших соотечественников и закрывая от них богатство и красоту Православия. Нужно молиться в эти дни, помня, что мы сами недалеко от них ушли и в вопросах нравственности, и в любви к Богу.
Наше свидетельство о Православии должно выражаться в стремлении к осмысленной молитве в храме, знании церковных канонов и применении их в послушании священноначалию.
По моему мнению, надо Евхаристически преображать суть новых праздников, разумно празднуя «Новые Года», «Восьмые Марта» и «Дни Святого Валентина». И тогда даже не придется искусственно переносить суть этих праздников на другие дни.
Нужно дать возможность маловоцерковленным людям придти в эти дни в храм, услышать доброжелательную проповедь, почувствовать дух Любви Христовой и радости. И если люди почувствуют нашу любовь, то и праздники будут ими праздноваться по-другому.
Языческая и нехристианская шелуха с этих праздников спадет, и мы будет поздравлять друг друга не с новым «гадом», а все мы встретим новый гражданский год в единении веры и молитвы.