Источник: Сайт автора
«Духовное здоровье», «духовное возрождение», «духовная безопасность» и просто «духовность». Сейчас в России мало людей, не пытающихся понять, что это такое. Но ответы получаются разными. И это не столько оттого, что их трудно найти, сколько от обычного желания людей искать не правильные, а «удобные» ответы на «неудобные» вопросы.
Гороскопы, гуру, шаманы, бесконечные целительницы, благовонные конусы и палочки, заботливо слепленные индийскими монахами из коровьего навоза, амулеты и обереги. Прибавим к этому многообразный мир культуры и получим «духовность», как её понимает обычный россиянин. Все это в сознании современного человека вполне примиряется с Церковью и даже не возникает у людей внутренней необходимости разделить все эти понятия. Для всех очевидно, «что что-то там есть», а десятилетия недоверия к Церкви, настойчиво насаждавшегося безбожной властью, приучили искать ответы на духовные вопросы где угодно, только не в храме.
Конечно, всё это можно назвать разновидностью духовной жизни, ведь каждый имеет право на самоопределение. Но Церковь, имея многовековой опыт, обязана предупредить:
не всякая духовность от Святаго Духа.
Есть и иные духи, враждебные человеку, стремящиеся свести человека к его страстям, желудку и примитивным инстинктам.
Как же нам определить, где подлинная духовность, а где ложный путь, ведущий к духовной гибели?
По образу и подобию
Для начала, надо констатировать, что человек не сводится к своему телу и его желаниям. Человек — это личность, состоящая, как свидетельствует Слово Божие, из тела, духа и души.
Личность человека невозможно разделись на составные части, и все попытки такого разделения так и не увенчались успехом. Личность — это данный человеку при творении образ Божий, незыблемое начало изменяющейся человеческой природы. Сотворенный Богом человек постоянно стремится к высшему и большему, чем он сам, и находит полноту своего бытия в стремлении к Творцу.
«Живо слово Божие и действенно, и острейшее паче всякого меча обоюдоострого, и приходящее даже до разделения души же и духа» (Евр.4,12). «И всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится» (1 Фессал. 5, 23).
Очевидно, что приведенные выше слова апостола Павла не только напоминают нам о составе человека, но и утверждают необходимость гармонии всех трех частей в нём. Эта гармония, или по-славянски целомудрие, и есть залог нормальной жизни человека.
Дух и душа
На основании опыта Церкви, изложенного в пособиях по догматическому богословию, у каждой части человека есть свои задачи и свои болезни.
Дух отвечает за высшую способность разумной души, способность, посредством которой человек входит в общение с Богом.
Душа отвечает за всё разнообразие внутреннего мира человека, определяет его поведение в обществе, влияет на оценку окружающего мира.
Иногда в творениях свв. отцов мы не видим разницы между душою и духом (есть даже два богословских мнения об этом, впрочем, не противоречащих друг другу), но всегда очевидно предназначение обоих: «Душа бо человеческая, — говорит святой Тихон Задонский (XVIII в.), — как дух от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады найти не может, как только в Боге, от Которого по образу Его и подобию создана; а когда от Него отлучится, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает, и так от гладу следует умрети, духу бо духовная пища потребна есть».
Согласно Божественному замыслу о человеке, дух должен был находить себе пищу в Боге. Душа должна была руководиться, просвещаться и питаться духом. Тело же должно было жить велениями души.
Но после грехопадения первых людей человеческая природа, по слову свт. Василия Великого «распалась на тысячу частей».
Добровольно отказавшись от следования заповедям Божиим, человек заблудился в собственных страстях и желаниях. Дух начинает жить за счет души, заменяя общение с Богом суррогатами, тем, что мы обычно называем «духовными»», а правильнее «душевными ценностями» — художественной литературой, музыкой, зрелищами.
Душа уже не диктует телу принципы послушания Богу и Церкви, а начинает жить жизнью тела. Отсюда происходят страсти — навязчивые желания, удовлетворяя которые человек не насыщается, но и не может от них отказаться.
Наконец, тело, лишенное руководства души и духа, вынуждено искать себе пищу вовне, в бездушной материи, следует своим примитивным инстинктам и находит физическую смерть…
Душевность и духовность
Отсюда понятно различие важнейших понятий — душевности и духовности.
Душевность — это состояние человека, в котором низшее (душевное) преобладает над высшим (духовным), поглощает его и истощает вплоть до полного нечувствия к духовным реалиям и законам.
Сюда можно отнести всё разнообразие наработок человеческой культуры — живопись, музыка, поэзия, которые сами по себе полезны, но которыми нельзя подменять жизнь духа. Здесь место и наследию тех религий, которые не исповедуют личностного Бога и всему оккультному наследию, потому что задача культуры и подобных религий — развитие человека для его эгоистического блага, приобретение той или иной выгоды без личного общения с Богом, не от Бога, без духовного труда.
Духовность же — это когда высшее преобладает над низшим: дух человека, просвещаясь Духом Святым, обогащает человека, преображает его душу и тело и направляет его всего к Богу.
Духовный человек непременно развит душевно, и тело уже не диктует ему свои законы, примером чему являются поколения монахов и подвижников, преодолевавших даже законы физического мира. Духовное развитие не вытесняет душевные радости и достоинства, но ставит их на свое, подчиненное место, подразумевая в первую очередь жизнь для Бога, для Его Церкви — соответственно для своих ближних. Духовность — это внутренняя жизнь человека, посвященная преодолению своего эгоизма, это трезвенное доверие Святому Духу.
Духовное развитие обеспечивает правильное развитие души и тела. Но оно невозможно без правильного духовного руководства, потому что сам по себе человек слеп. И вот здесь уже необходимо говорить о Церкви, о Боге, о трезвом отношении к жизни. Иными словами — о Православии.
Итак, вот почему нельзя подменять духовное душевным, даже если оно присвоило себе громкий титул «духовного наследия».
Если мы не имеем духовных ориентиров — мы не знаем, куда нам двигаться на пути к спасению, даже если прослушаем полное собрание сочинений Баха и Моцарта.
Если мы не подчиним душу и тело духу, а дух Богу, то в основу наших поступков будет положены животные инстинкты, и мы уже не в праве будем называться людьми, даже если посетили все музеи Парижа.
Мы, конечно, вправе остаться в уютном мире человеческих фантазий, но тогда никогда не сможем родиться для Жизни подлинной и вечной. Великие произведения искусства постоянно напоминают нам о Боге, и предательством надежд и чаяний всех творцов будет отказ от Творца.
Нельзя заменить концертом Всенощную.