Источник: portal-logos.ru
Таинство покаяния, или исповедь, – одно из семи главных таинств Церкви. Нужно ли к нему готовиться? К сожалению, чаще всего совет «приходских экспертов» звучит так: «К Причастию готовиться надо, а к Исповеди – нет. Иди сразу к священнику. Он разберётся».
Более редко услышишь: «Почитай Покаянный Канон и проверь свою совесть по Десяти Заповедям Божиим. В чём совесть обличает – напиши на бумажке, чтобы не забыть».
Всё-таки второй ответ более близок к истине, чем первый. Просто потому, что в нашей приходской практике к священнику стоит длинная очередь, и у него может не хватить сил, терпения и любви (увы, бывает!) чтобы раскрыть Ваше покаянное чувство за те 5 или 10 минут, которые у него на это есть.
Но проверка совести перед Исповедью и «шпаргалка грехов» тоже мало помогут, если дома человек проделал подготовку формально, «для галочки».
Что же делать?
Надо учиться готовиться к Исповеди! Причём, к каждой Исповеди.
В чём заключается подготовка?
Для начала представь себе со всей ясностью и реальностью, что ты умер. Всё, пришёл конец, итог твоей земной жизни – не завтра, не через год, а в этот самый момент. И уже я ничего не могу исправить или поменять, ничего не могу скрыть или упомянуть вскользь. Смерть застала меня таким, каков я сейчас. И я стою перед Богом, перед Ангелами и святыми каков я есть, а не таким, каким хочу себя представить. И они меня видят насквозь.
Что они увидят? Какой итог моей жизни сегодня, сейчас? Что я принёс на Суд Божий? О чём жалею? От чего мне сейчас мучительно стыдно? Почему во мне рождается такой страх и ужас?
У меня был знакомый, совершивший страшный грех. И через этот грех он попал под суд. Он знал, что если попадёт в тюрьму – всё, он там не выживет. Сделать что-либо для облегчения своей участи он не мог – безжалостная следственная машина уже была запущена: дознание, экспертизы, очные ставки… И он увидел – Бог дал ему такое зрение – что каждый шаг, каждое действие реально приближает его к смерти. Что он стоит словно под огромным камнем, который вот-вот обрушится и его раздавит.
И тогда он с ужасом спросил себя: «Почему так произошло? Почему я совершил такой ужасный поступок? Разве злые люди толкнули меня на это?» «Нет, – ответил он сам себе, – я сам пошёл на это!».
И он начал «разматывать» свою жизнь, как катушку с нитками. И увидел, как один грех цепляется за другой, как одно зло вырастает их другого. Так размотал он свою жизнь до времени детства, до детского сада, в котором он совершил свой первый осознанный грех – украл ничтожный значок с самолётиком. Он увидел, что никто не виноват в происходящем теперь, что он сам с раннего детства, от греха ко греху, шёл по пути в бездну. И вот он конец греховной дороги, вот она – бездна перед ним: логический итог всей предыдущей жизни.
«Награда за грех – смерть», – говорит нам Библия. Но как мало каждый человек задумывается, что слова эти не какое-то там фигуральное выражение, они буквальны! Знакомый мой был в ужасе от той черноты, которую нашёл сам в себе. Но главное, он испугался навсегда остаться в этой черноте. И пришёл – к полному изменению своей жизни: к Покаянию.
Истинное покаяние
Вот таким должно быть покаяние, вот такой должна быть каждая христианская исповедь. Как перед расстрелом, как перед лицом смерти. Иначе исповедь – не исповедь, а только поверхностное рассмотрение самого себя: без глубины, без ответственности и без плода.
После того, как я смогу честно взглянуть на себя, надо так же честно оглянуться вокруг и задать вопрос: в чём меня могут упрекнуть другие? Кому я сделал больно, кого забыл, кому не помог, кого осквернил, кого ранил? И что теперь реально я могу сделать, чтобы исправить причинённое другим зло?
И, наконец, только теперь стоит открыть Заповеди Божьи – и не только те 10, что были даны Моисею в Ветхом Завете, но и заповеди, данные нам Христом в Завете Новом. Они солнечно ясны, светозарно ясны. Особенно Заповеди Блаженства – они словно зеркало того, какими должны быть христиане. И что я смогу сказать там за чертой жизни, когда пойму, что не могу назвать себя не то что иконой Христовой, но и просто – нормальным человеком? Разве не было зеркало всегда передо мной? Чем оправдаюсь? Тем, что все эти Заповеди Блаженства, Заповеди Счастья – лишь чуждый мне текст? «Хорошо, – ответит нам Господь, – но у тебя были ещё Десять Заповедей Божьих. Они понятны каждому». Но нет, я похож на водителя, нарушающего правила дорожного движения. Заповеди «не укради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй», «не завидуй», «не желай зла» – красный сигнал светофора. А я несусь, не сбавляя скорости, на этот красный свет. Несусь – и калечу других людей, калечу себя… Лишь в страшный день смерти откроется: скольких я покалечил.
Но если теперь, если здесь и сейчас я смогу взглянуть в лицо этой страшной правде; если я теперь, как в День Судный, встану перед лицом Божьим и отрекусь от всей этой грязи и темноты – вот она: «метАнойя» – настоящая перемена ума. Вот – настоящее осознание, понимание того, что да, я перестал быть собой. Вдумаемся в славянское слово «покаяние», оно не только отсылает человека к Каину и раскаянию. Это слово – составное.
«Покаяние» – «пока я – не я», Господи, помоги мне снова стать собой, вернуть подлинное «я», незамутненное грехом! Помоги снова стать человеком!
Так мы открываемся перед любимыми людьми – такими, какими мы есть – без лукавства и фальши.
Только в этом случае подготовка к исповеди состоится. Только тогда имеют смысл и нужны все мои «записочки со грехами». Только тогда, после разрешительной молитвы священника, никакого греха на мне больше нет. А есть лишь светлая одежда христианина, Господня Любовь, принимающая меня в свои тёплые и сострадательные объятья. И Его тихие слова: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененныя и Аз упокою вы… Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф.11:28. Мф.28:20).