Источник: Личный блог автора
Первые три недели Великого Поста говорили нам о теории спасения, о том, что нам в принципе надо делать, чтобы вести жизнь достойную христианина. А в прошедшее и в это воскресение нам предлагается практический образ того, как исполнить это крестоношение, как исполнить заповедь о молитве, как исполнить заповедь о любви. При этом нам предлагается два жизненных пути, заметно различающихся во всём, кроме одного — стремления угодить в своей жизни Богу, послужить Господу Богу всей своей жизнью.
Преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы в прошлое воскресение праздновали, с шестнадцати лет посвятил свою жизнь Господу Богу, пребывал в монастыре, в подвигах духовных, в молитве, в посте. До самой своей старости он, не выходя из монастыря, прославлял Господа Бога и своими письменными сочинениями, и своими проповедями, и, самое главное, своей жизнью. Его образ жизни вызывал уважение у всех монашествующих того времени, и вызывает такое же уважение и почитание до сего дня у всех, кто знаком с его сочинениями, с его «Лествицей» — настольной книгой монашествующих, желающих по лестнице добродетелей взойти к Богу.
Преподобная матерь Мария Египетская
А сегодня мы празднуем память преподобной матери Марии Египетской, житие которой вы слышали во время утрени Мариина стояния. Она в юности совсем не являла образец целомудрия, Богопочитания, молитвы. Совершенно наоборот. Но затем, получив благодатное вразумление, коренным образом изменила свою жизнь и до конца своих дней пребывала в сугубом и уникальном подвиге, строгость которого даже для Иоанна Лествичника была бы чрезмерной. Ведь Иоанн Лествичник всё время сохранял золотую середину, не брал на себя ни чрезмерного отказа от сна, ни чрезмерного поста, т.е. полного отказа от еды, ни каких-то иных чрезмерных подвигов. Тому и учил своих учеников.
В житии же Марии Египетской мы видим нечто превышающее человеческое естество. Видим стремление уподобиться скорее ангелам Божьим, нежели людям.
Чем она питалась в пустыне, один Господь знает. Как она спала, сколько она спала, один Господь знает. И Он же вразумил её и научил словам молитвы, словам Священного Писания, что, как мы помним из жития преподобной, она и продемонстрировала в разговоре со святым Зосимой.
Вот такие два жизненных пути и два подвига предлагаются нам в эти постные дни для того, чтобы мы и свою жизнь тоже соизмеряли этому подвигу и пытались жить достойно, по-христиански, как они.
Открывая сегодня эти жития, читая их, скорее можем впасть в уныние и в отчаяние, нежели подбодриться такими подвигами
Потому что мы прекрасно понимаем, что наша повседневная жизнь совершенно отличается что от того подвига, что от другого.
Ни с юности мы не принесли плодов, достойных покаяния, ни в зрелом возрасте мы не просияли какими-то особенными добродетелями.
Мы читаем молитвы, приходим из года в год для молитвы в храм Божий. Но как только приходит в нашу жизнь какое-то испытание или искушение, мы оказываемся бессильными пред ним. Враг совершенно спокойно разрушает все те стены, которые, как нам показалось, мы воздвигли вокруг своей души постом, молитвами, стремлением соблюдать заповеди Божии.
Почему же такое происходит? Такое, в первую очередь, происходит потому, что мы очень часто надеемся, что Господь спасёт нас без нас. Мы забываем, что спасение — это сотрудничество человека и Бога. Человек сам, без Бога, ничего кардинальным образом не может изменить в своей жизни к лучшему. Он может быть чуть лучше, чуть хуже, он может впасть в бездну греха, но подняться на высоту добродетели он может только с благодатью и с помощью Божьей.
И конечно же мы, приходя в храм, просим Господа Бога, чтобы Он через молитву, через причащение Святых Христовых Тайн, через другие таинства подал нам эту благодать. Именно поэтому мы стремимся ходить в храм регулярно, а не только от праздника к празднику. Именно поэтому мы стараемся освятить свою жизнь, пожертвовать часть своего времени Господу Богу, в надежде на то, что Господь подаст нам силы для преображения своей жизни.
И Господь дает нам эти силы. Но берем ли мы их у Бога? Вот в чем вопрос.
Если у нас из года в год, изо дня в день, постоянно повторяются одни и те же проблемы, если мы постоянно перед одной и той же немощью видим свою неспособность эту немощь преодолеть, о чем это может говорить? О том, что мы неразумно надеемся на Бога. О том, что мы надеемся на то, что Господь без нас всё в нашей жизни управит.
И вот в чём здесь полезен пример подвига и преподобного отца нашего Иоанна Лествичника, и преподобной матери нашей Марии Египетской. В том, что они показали образец решимости, действия, а не только пример слов молитвы и благочестивых рассуждений. Они сделали свое дело спасения, о чем свидетельствует Церковь. Они покинули земную жизнь в мире с Богом: преподобный Иоанн как в шестнадцать лет вышел из мира, так и не вошел обратно, преподобная мать Мария Египетская как ушла в пустыню, получив вразумление Пресвятой Богородицы, так и не возвратилась обратно к прежней жизни. Они не были какими-то сверхлюдьми, наделенными сверхспособностями. Их образование было намного меньшим, чем образование большинства сейчас. Но у них была решимость изменить свою жизнь.
Наш путь — это путь маленьких решений
Мы, к сожалению, не сможем, наверное, вот так вот спокойно отринуть всю свою прежнюю жизнь и начать жить по-другому. Более того, это может оказаться опасным, потому что при неправильных координатах нас с нашей решимостью может занести неизвестно куда.
Мы с вами знаем множество примеров религиозного сектантского фанатизма, который приводит к гибели и душевной, и телесной. Но это не значит, что нам надо отчаиваться. Это не значит, что нам надо опустить руки и сказать: «Ну, Господи, раз мы ничего не можем сделать, мы, пожалуй, ничего и не будем делать. Так и будем печалиться, так и будем жаловаться. Дескать, Господи, мы Тебе молимся, мы причащаемся, вот мы пособоровались. А что же болезни-то не проходят? Что же не изменяется к лучшему-то ничего в жизни?»
Так изменитесь, сделайте хоть что-то! Если мы не можем сразу что-либо глобально изменить в своей жизни, мы можем начать что-то изменять понемногу.
Мы уже знаем свою жизнь, мы уже знаем свои «мозоли». Мы знаем, что при встрече, например, вот с этим человеком у нас в душе появляется раздражение? Знаем. Так вот они грабли, не наступайте на них! Мы знаем, например, что после очередного бокала вина наступает неконтролируемое состояние? Вот и не стоит до этого доводить.
И так по мелочи во всем.
В чем помощь Божия? Благодать Божия помогает видеть, как к нам подходит грех. Но бороться мы должны уже сами. Силы даст Бог!
Вот к нам подходит злой помысл, вот сейчас мы готовы решиться на злое дело, на злое слово. И от нас уже зависит остановиться, и от нас зависит, будем ли мы решительны в своей добродетели, или нет. Но если мы не будем этого делать, то, соответственно, за нас никто этого не сделает, и никто нам не поможет.
Но вот еще каверзный вопрос. Что мы надеемся получить в результате своей решимости? Только ли улучшение образа жизни? Надеемся ли мы на некий комфорт в результате своей решимости?
Не прельщаемся ли мы языческими помыслами: «если мы всё соблюдём, то будем жить долго и счастливо»?
И здесь очередное разочарование от Священного Писания. Господь не только не обещает нам сладкой жизни в результате исполнения Евангелия, но в сегодняшнем Евангелии (Мк., 47 зач., X, 32-45) говорит: «можете ли пить чашу, которую Я пью?» То есть чашу страданий! «Можете ли креститься крещением, которым Я крещусь»? Это крещение, то есть погружение в воды смерти. Если можем, если мы несем страдание и крест этой жизни и неудобства этой жизни так, как это достойно и необходимо нести, то мы с Христом и воскресаем потом. Но если нет, то наша жизнь — это сплошная копоть на небо — «Ах Господи, почему ты не дал мне много денег? Я бы сейчас помогал нищим, я бы сейчас был бы такой добрый! Я бы сейчас был бы такой замечательный! Ах, Господи, почему ты мне не дал хорошую семью? Я бы таких замечательных детей воспитал, не то, что те, которые получились! Ах, Господи!» и так далее, до бесконечности. «Почему не такая работа, почему не такая зарплата, почему не такие условия жизни, не такое государство?», еще что-то. И всё время недовольство. Но это недовольство – это тупик, и дорога в никуда.
А наш путь — это путь маленьких (и пускай маленьких, мы и люди маленькие, мы не великие) решений. Видим проблему — меняем, не ждем, пока Господь нам всё исправит, не отговариваемся: «вот, Господи, Ты нам дай всё, а мы, может быть, часть, так и быть, посвятим добродетели!»
Нет! Господь от нас ждёт действия именно тогда, когда мы наименее защищены, именно когда мы наименее самодовольны, именно тогда, когда у нас меньше этой «жировой прослойки», которая защищает нас, наши нервы, от окружающего мира: денег, счастья, удачи. Вот тогда-то нам и предлагается испытание в самый неподходящий, с житейской точки зрения, момент.
В течение Великого Поста, перед тем, как нам ликовать и праздновать Пасху Христову, Священное Евангелие нам напоминает, что
«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу для искупления многих».
И нам не стоит ждать, чтобы нам служило всё вокруг в этом мире, чтобы нам служил Бог. И нам не стоит этого ждать.
Впрочем, это не значит, что тем, кто исполняет Христовы заповеди, будут только скорби и проблемы
Это значит лишь, что нам необходимо, как воинам, быть готовым к ним, готовым к тому, чтобы перенести и скорбь, и радость с одинаковым чувством любви и благодарности Господу Богу, потому что Господь взамен этих скорбей даёт нам Самого Себя.
Господь взамен наших проблем, и нашего уныния даёт нам свет, который может рассеять это уныние. Если только сердце наше открыто, если оно не зациклено на наших собственных проблемах.
И тогда действительно, как в сегодняшнем апостольском чтении говорится (Евр., 321 зач. (от полу́), IX, 11-14), «Христос первосвященник будущих благ, прейдя придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною», то есть храмом Своего Собственного Тела, «не с кровью козлов и тельцов», как в Ветхом Завете, «но со Своею Кровью однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление… Кольми паче кровь Христа», которой мы все готовимся сейчас причаститься в конце Божественной Литургии, «Который и Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному».
Мы все служим Богу, и совесть нашу очищает благодать Божия от мёртвых дел. Не будем же пренебрегать благодатью Божьей, помощью Божьей. Помолимся усердно и преподобному Иоанну Лествичнику, и преподобной нашей матери Марии Египетской, чтобы у нас были силы, разум, решимость, пусть понемногу, пусть начиная с одного удержанного слова, пусть начиная с одной побежденной негативной эмоции, пусть начиная с одной остановленной в голове мысли, пусть понемногу будем делать свое дело спасения. И тогда хоть в немногом, но послужим Господу Богу так, как нам, собственно, и подобает это делать.