Кумир – это рок-музыкант или чемпион мира по боям без правил? Кто считал православные иконы идолами? И зачем израильтяне выковали золотого тельца? Ответим на эти вопросы и поговорим о второй Синайской заповеди.
Золотой телец
На Синайской горе Господь вручил Моисею каменные скрижали с 10 заповедью. Вернувшись в стан израильтян, пророк, только что получивший от Бога «правила жизни», с ужасом обнаружил, как его народ бодро нарушает первую и вторую заповедь. Не надеясь уже на возвращение Моисея, евреи попросили его старшего брата Аарона, так же участвовавшего в выводе иудеев из Египта, сделать… им нового бога.
«И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:2-4)
Моисей, конечно же, пришел в гнев. Его можно понять. Он чувствовал свою ответственность за будущее своего народ и, быть может, всего человечества. Вдобавок, еще на Синае, узнав от Бога без подробностей, что происходит внизу, Моисей упросил Создателя помиловать иудеев от Божьего гнева. Но спустившись, пророк своими глазами увидел, в чем дело. Пророку не удавалось сопоставить в уме только что состоявшийся акт договора Самого Бога с людьми и беспечную, безумную мольбу с плясками перед золотым идолом. В ярости Моисей разбил скрижали завета, уничтожил тельца, отчитал Аарона, а верным Богу израильтянам приказал устроить зачистку народа от идолопоклонников.
Прививка от язычества
«Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»
(Исх. 20:4-6)
Первая половина заповеди ясна, особенно в исторической ретроспективе: Бог предостерегает людей от языческого идолопоклонства и язычества, а также попыток обожествлять материальные формы или стихии. А что со второй частью?
Мы видим предупреждение о том, что за прегрешения родителей могут пострадать дети, внуки и даже правнуки. Грех, как привычка, может передаваться по наследству, будучи посеян в одном поколении, а взойдя – гораздо позже. Блаженный Иероним Стридонский так пишет об этом:
«Наши помыслы и решения… Бог карает не сразу, но взыскивает в потомстве, то есть в дурных делах и коснении в греховном».
Сколько народов в истории человечества свернули со спасительного пути поклонения Истинному Богу? Стали язычниками или заблудились в религиозном поиске, уверенно предпочтя собственное понимание Творца богоданной вере? Господь предупреждал об этом еще на Синае.
Икона или идол?
Христианство во все времена вело борьбу с идолопоклонством. Из житий мучеников первых веков в Римской империи мы в изобилии черпаем информацию о том, насколько жители самого крупного государства своего времени были заражены служением каменным изваяниям. Перед «божествами» приносились жертва, совершались ритуалы, попытки принуждения христиан к участию в идолопоклонстве.
Нередко соприкосновение христианских святых с языческими «культовыми объектами» наглядно демонстрировало их природу. Например, когда великомученицу Татьяну привели в храм Аполлона с целью заставить девушку принести истукану жертву, кровля здания вместе с изваянием рухнули, а из идола с громким воплем вырвалось нечто. Понятно, что свято место пусто не бывает: там, где нет Бога, обязательно появятся темные силы. Потому, что человек сознательно сделал выбор в их пользу.
Вот заговорив об идолах, мы невольно можем задаться вопросом: а как же быть, например, с православными иконами? Вопрос хороший, но он был снят в IX веке на Константинопольском соборе. Патриарх Мефодий при поддержке царицы Феодоры защитили православные иконы от возможных гонений. За 100 лет до этого события императора Лев III решил, что икона – это идол, а ее присутствие в храмах и домах прямо нарушает вторую Синайскую заповедь. Тысячи икон, фресок и мозаик было уничтожено в период иконоборчества. Кто же был прав?
VII Вселенским собором было объяснено просто:
«Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».
Отметим, что на иконах изображаются люди и события. Иисус Христос – был и Человеком. Тем более – его святые. Ангелы и бесплотные силы также имели видимую глазу форму, когда являлись перед людьми. Православная икона изображает как бы невидимый мир, несет в себе глубокий символизм в образах, формирует нужный настрой на молитву и несет в себе напоминание о Боге.
Поклоняясь иконам, православные христиане поклоняются Богу и Его подобию, просиявшему в тех или иных святых.
Не сотвори себе кумира
В нашем языке нашего времени слово «кумир» приобрело примерно следующее определение: как правило, это эстрадный исполнитель или актер большого кино, деятель другой сферы искусства или выдающийся спортсмен. Реже политик, ученый, профессионал своего дела. Кумиром становится обычный человек, в выдающихся способностях которого убеждены его обожатели. Они видят в нем своего рода мессию, несущего свет, мотивирующего, дающего надежду.
Обычного человека, пусть и одаренного, сами люди преувеличенно наделяют сверхкачествами и даже ставят в центр своей жизни. Он становится богом для отдельных людей. После смерти Курта Кобейна из «Нирваны» по всем странам мира прокатилась волна самоубийств. Для людей Курт был всем, человеком, на которого равнялись. Очевидно, что самоубийство – это шаг, который верные фаны повторили за своим кумиром.
Еще жестче «почитание» своих гуру в сектах и даже приближающимся к ним православным общинам. Если светские кумиры, как правило, не претендуют на роль воплотившейся истины (скорее, сами люди наделяют талантливых любимцев образами божественности), то лидеры религиозных групп с большей уверенность встают на место Бога. Последствия – печальны для всех. А ведь мы забываем, что каждый из нас, какими бы выдающимися способностями он не обладал, да будь хоть святым при жизни – всего лишь человек, без Бога ни на что по-настоящему значимое неспособен.