Очередная свалка в Дмитровском районе угрожает чудотворному источнику.
Торжество беззакония
В Дмитровском районе Московской области я бывала не раз. Казалось, об этом уголке России власть не заботится. Покосившиеся заборы, ободранные стены, разбитый асфальт в местных поселениях показывали, что на благоустройство махнули рукой.
Только чистая русская природа украшает Дмитровскую землю.
Помню берёзовые рощи, благоухающие луговые цветы, тихую речку с рыбачьей лодкой.
Первозданная картина напоминает времена древние, когда по этой земле ступали великие люди России – Юрий Долгорукий, Всеволод Большое гнездо и даже Сергий Радонежский. Святой угодник, направляясь туда, где задумал основать монастырь, сделал остановку в деревне, символично названной Святогорово. Здесь он открыл чудотворный источник, где и поныне исцеляются паломники.
Но недавно подкралась беда. Жители края узнали, что рядом собираются сделать мусорную свалку. Отбросы со всей области будут свозить на возвышенность близ реки Веля.
С одной стороны, грозит экологическая катастрофа. Веля течёт в Дубну, которая является притоком Волги. Значит, грязные стоки после дождей хлынут в воду – речную и грунтовую. Речная вода служит источником водозабора даже для Москвы. А грунтовая питает десятки колодцев в прибрежных деревнях. С точки зрения закона, в таких местах создавать свалки преступно.
С другой стороны, это оскорбление чувств верующих. Здесь не промышленная зона, а поистине Святая Русь. В округе служат Господу старинная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, подворье Хотьковского Патриаршего Покрова монастыря, подворье Борисоглебского мужского монастыря и монашеские скиты, в полукилометре от которых расположится свалка. Смрад от свалки отравит благоуханный воздух обителей, как дыхание зла. Стоки осквернят чудотворный источник.
По мнению учёных, запах горящего мусора один из самых опасных. В нём содержатся диоксины и фураны, которые невозможно вывести из организма. Другая опасность мусорных полигонов – фильтрат. Токсичный осадок, который выходит из органических и пищевых отходов во время гниения и проникает в водные горизонты. Если нет гидроизолирующего слоя и не подготовлены специальные емкости для сбора фильтрата, он отравит воду и почву.
Местные жители и общественные активисты бьют во все колокола. Они считают, что свалку создадут вопреки земельному и природоохранному законодательству. Недавно в наше издание ЕлицыМедиа пришло письмо из Дмитровского района, где много обоснованных аргументов и искреннего возмущения, есть такие строки:
«На прошлой неделе мы узнали о планах администрации района организовать свалку мусора в 300!!! метрах от нашего дома, в карьере, на высоте 240 метров и практически на берегу реки Веля, прямо на родниках и ручьях, впадающих в нее.
Вчера впервые за историю на месте будущей свалки был настоящий смерч – летали металлические бочки, с домов сорвало крыши. Силы добра и зла всерьез схлестнулись. Мы верим в исход этой войны, мы тоже сражаемся, но нам нужна ваша помощь и поддержка! Чем будут дышать наши дети, какие продукты с огорода они будут получать на стол, если в 300 метрах – свалка?
Нам некого просить – чиновники молчат. Тайком пишут согласования – и лесник, и пожарник, и экология Московской области уже дали заключения, что ничего опасного, свалка разрешена. Очень просим вас помочь пересмотреть решение и не допустить экологической катастрофы».
В Российской Федерации проблема несанкционированных свалок и захоронений мусора как никогда актуальна. Вместо переработки мусора на предприятиях, для него изыскивают всё новые территории, вызывая возмущение у местных жителей. Ведь именно они должны решать, готовы ли рисковать здоровьем в неблагополучной экологической обстановке.
Но, как правило, побеждает тандем чиновников и бизнеса.
Но есть и третья сила, которая почти не проявляет себя в таких случаях.
В наши дни Русскую православную церковь нередко упрекают в том, что она игнорирует конфликты власти и народа, ограничиваясь общими фразами.
Наверное, многое зависит от священнослужителей – кто-то смиряется, но изредка кто-то, как древле, встаёт плечом к плечу с земляками за родной край и его святыни. В Коломне к протесту против свалки присоединился местный священник – отец Игорь. Он преградил путь мусоровозам. Но такая решимость – редкое явление.
Почему на угрозу свалки не реагируют представители монастырей, расположенных в Дмитровском районе? В наше время Церковь – влиятельная структура.
Конечно, служители Господа могут ответить, что для них главное чистота души, а дела земные их не касаются. Но бытие и духовность крепко связаны. Даже святые угодники снисходили до обыденных дел и тревог Отечества, как Сергий Радонежский. Молчал бы он сегодня, если когда-то возвысил свой голос против Орды?..
Архимандрит Григорий, игумен монастыря Дохиар на горе Афон, говорит: «Человек должен любить даже землю, на которой он стоит, даже камень, на который он ступает своей ногой. В последнее время в мире становится все более популярным движение экологов, которые борются за сохранение природы. Отцы Церкви всегда были экологами».
Не время ли для Русской православной церкви вспомнить об этом?
Природа – тайна Божия
В Нагорной Проповеди Христос говорит о том, что у Бога не забыта ни одна из малых птиц, ни одна полевая лилия. Православие учит бережно относиться к природе. Но почему-то на эту тему мало пишут. И уделом философов остаются рассуждения, что завет «Возлюби своего ближнего» относится и к растениям, и к животным.
В райском саду, а не в невесомости жили первые люди – разве это не знак, что мы нераздельны с другими существами?
Бог с любовью и вдохновением художника творил деревья, травы, живых тварей. Всё продуманно, всё по-своему прекрасно.
Псалмопевец Давид понимал Творца: «Достойны похвалы, о Господи, твои земные и морские чудеса и все глубины, и огонь и град, и мороз, штормовой ветер, которые подчиняются Твоим велениям! Горы и холмы, плодовые деревья и недра! Звери и скотина, ползущие твари и птицы!”»
Как художник ждёт бережного отношения к своим картинам, так Бог ждёт от человека не тирании, а заботливого попечения о своих дарах. Человек носит образ Бога, чтобы подобно Ему хранить и любить окружающий мир.
Святой Леонтий Неапольский пишет: «Я через небо, землю, моря, деревья, камни, мощи, храмы, крест, через Ангелов, людей и через все творение, видимое и невидимое, поклоняюсь и чествую всеобщего Творца, Владыку и единого Создателя».
Святые отцы воспринимали нетронутую природу как нерукотворный храм. Для многих из них прибежищем послужила «прекрасная мати пустыня», где присутствие Духа Святого ощущалось особенно сильно.
Знаете, как появилось на Руси понятие «заповедный лес»? Оно связано с православием. Бывало, в лесу запрещали рубку деревьев на определённое число лет в целях его восстановления. Чтобы показать – лес под защитой не только земного, но и небесного закона, священник с клиром при народе и старшинах обходил его. Хор пел: «Слава в вышних». И никто не дерзал прийти под сень этих крон со злым умыслом.
Как был бы уместен в наше время этот добрый обычай!
Но есть и Божий суд
Святые источники не раз страдали от произвола чиновников. Правда, это происходило при советской власти. Воинствующие атеисты из обкомовских кабинетов старались искоренить в подвластных регионах всё, что напоминает о религии.
Моя бабушка, Елена Кочеткова, которая выросла в селе Соловое Рязанской губернии, рассказывала такую историю.
Неподалёку в селе Дубовом находился святой источник. Со всей округи шли к нему за целебной водой. Люди уверяли друг друга, что заглянувший в колодец увидит икону, но каждый – свою: кому-то является образ Богородицы Казанской, а кому-то Владимирской, кому-то Иисус Христос, а кому-то Сергий Радонежский.
Мать повела Елену, тогда шести-семилетнюю, в Дубовое. Среди зелени паломницы увидели замшелый деревянный сруб колодца, вокруг которого толпились богомольцы – пели молитвы, набирали воду. С трепетом, истово перекрестившись, девочка склонилась над дышащей холодом глубиной. Сверху и её и колодец накрыли холстом, чтобы ничто не отвлекало от созерцания. Елена оказалась наедине с тайной. В какой-то миг ей вдруг почудилось, что, всплывая сквозь чёрное стекло воды, засияло золото оклада, появился образ Николая Чудотворца…
Ошеломлённая, выныривает она на свет, снова оказавшись среди шумного любопытствующего люда. Её расспрашивают. А под холст вступает другой человек, жаждущий чуда.
Николая Чудотворца бабушка с тех пор считала своим покровителем.
Тогда уже наступило время Советской власти, которой святыни старого мира мешали. Местный чиновник, – не помню должность, – решил, что от святого источника следует избавиться. Приехал грузовик с грудой щебня, который обрушили в колодец. Но вода пробивалась сквозь щебень и продолжала течь. Привезли ещё камней и высыпали, но ручеёк не иссякал.
Вскоре ведавший этим мероприятием руководитель тяжело заболел, и ему не замедлили объяснить, что это Божья кара. Страх смерти быстро привёл атеиста к покаянию. Начальник приказал немедленно расчистить колодец. Приехали рабочие, убрали щебень и чиновник выздоровел. Всё закончилось, как в доброй сказке.
После перестройки над источником воздвигли часовенку, туда по-прежнему ходят люди. Не знаю, сохранилось ли предание о иконах, являющихся верующим, но порой, говорят, набравшие воду, что-то пытаются разглядеть, всматриваясь в ёмкости с ней.
И в наши дни оскорбление святынь может обернуться карой свыше. «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет», – учит апостол Павел.