Некоторое время назад Патриарх Кирилл призвал пастырей и мирян «выйти за ограду храма» с проповедью Евангелия. Заполнили ли наши улицы бородатые проповедники в подрясниках? Время выходить с миссией «в народ» пришло еще вчера, и формы ее должны быть простыми и необычными одновременно. О миссии Церкви и новых формах проповеди в нашем материале.
Крещена, но не просвещена
Что такое «миссионерское поле» для христианина? Весь мир, как сказано в Священном Писании. В мире, в сердцах людей происходит главная битва в человеческой истории, между добром и злом. И верующий всегда может вовремя оказаться рядом, стать тем внезапным подкреплением духовной брани для брата, ближнего или дальнего, даже не осознающего, что внутри него денно и нощно происходят судьбоносные сражения.
Впервые за 800 лет существования Русская Церковь оказалась в необычной для себя ситуации, когда вокруг оказались миллионы людей, крещеные или имеющие христианские корни, но совершенно индифферентные к религии.
Количество крещенных граждан в нашей стране далеко не равно числу «практикующих верующих», что и без статистических изысков «замеряется» анализом наполняемости храмов в рядовые воскресные дни, и тем более, субботние вечера.
Согласно последней переписи населения, к православным христианам причисляют себя более 70% населения России.
В этой ситуации миссия, которая в прошлом занималась скорее приведением людей к крещению и последующей передаче новообращенных на приход, в общину, в отеческую заботу священнику, сегодня существенно изменилось. Миссионерская работа тесно переплетается с катехизацией и религиозным образованием, ведь дело просвещения крещеного человека – задача как раз этой церковной отрасли. На деле крещение выступает тем этапом, после которого люди в огромной массе совсем не обязательно живут церковной жизнью.
Выходит парадоксальная ситуация, когда миссионерское поле – это и миллионы крещеных людей, а не только (и не столько) представители незнакомых с Православием народов.
Де-факто российское общество подвержено незримой духовной войне, которую формальным взглядом, конечно же, ни за что не рассмотреть. Речь о современном «неоязычестве», что подразумевает под собой не возрождение древних культов, а именно языческий взгляд на мир. Потребительская система ценностей, окутавшая планету, давно укоренилась и в России. Причисление себя к той или иной конфессии в наши дни абсолютно не исключает номинальности этого самоопределения, тогда как реальная сфера человеческих ценностей (что выражается в убеждениях и поступках) всецело подчинена общепринятому порядку вещей в обществе.
Иными словами, религия перестает быть «душой» отдельно взятого человека, она возникает в жизни тогда, когда индивиду это нужно, начиная от показной самоидентификации до критических моментов в жизни, когда вдруг надо «поставить свечку».
Обвинять самих людей, крещеных, но как правило выращенных в нецерковных семьях, сложно. Именно в такие моменты и должны вступать в дело миссионеры.
Миссионеры – имидж Церкви
Общинного подхода, когда каждого крещеного вместе с контактами родни записывают в длинный список приходского священника и регулярно навещают, приглашают в храм и на мероприятия, ведут душеполезные беседы – в системном отражении просто нет. Исходя из этого, роль миссионеров лишь повышается, хотя выйти на улицу и подходить к каждому встречному человеку с вопросом о Боге – задача не из легких. Мы все выросли и по-прежнему живем в обществе, где религия является тем, о чем не принято говорить. Со своими – сколько хочешь. Ну, можно на специальном мероприятии, собранном под батюшку. Но уличная проповедь, согласитесь, нонсенс для России.
Однако, именно такой подход может и должен стать неким ключом к фундаментальным подвижкам в деле миссии.
Улица – это максимальная приземленность, реальность реальностей, где все по-настоящему, и люди, и их реакция, и результат.
Интернет, приходской клуб, даже заранее подготовленная встреча есть весьма комфортные условия. А вырванный из собственных мыслей обыватель, которому внезапно предложили поговорить о самом сокровенном, возможно, тщательно обходимом стороной в беседах с собственной совестью, – вот это по правде!
Разговор с человеком на улице есть и разрыв шаблон для последнего. Ведь обыватель, не связанный с Церковью, черпает информацию о Ней из средств массовой информации, нейтральную или негативную, подсознательный выбор мнения в итоге делает по более окрашенным формулировкам. А тут перед ним внезапно возникает такой же живой человек, с добрым и светлым взором и внезапно своим, вроде бы отвлеченным, лирическим разговором о вечности, задевает за что-то живое внутри… Нашему обществу, заснувшему, как ни банально это звучит, оторванному корней (а так и есть, в потере исторической памяти есть причина национальной депрессии и спячки творческого потенциала), нужен вот такой вот простой разговор с христианином.
Мне уже не раз приходилось замечать, что людям, особенно взрослым, не хватает общения на серьезные темы. Стоит лишь потянуться за ниточку, и все, давно волновавшее человека, выходит наружу. И верующий человек оказывается здесь очень кстати. Возможно, собеседник и не побежит на крыльях света после разговора в храм на исповедь, сокрушаясь о греховной жизни, но сам факт диалога сыграет положительное значение.
Миссионер – это ведь лицо Церкви для обывателя, не картинка лакированного спикера с фото из интернета, а настоящий, из плоти и крови, живой, да еще и светящийся Христовым Духом человек.
Миссия – важный шаг в формировании правильного образа Церкви, не религиозной организации, а сообщества верующих в Бога людей.
Жизнь как миссия
Время «прозаседавшихся» закончилось. Мир будут менять действия, а не декларации. Выйти и засвидетельствовать человечеству Истину, отвлечь его от тотальной суеты, в которой оно погрязло, каждодневно разрушая целые общества и отдельных индивидов – благороднейшая из задач для христианина. Миссия – это не только благочестивый разговор с первым встречным о вере и душе. Миссия – это образ жизни, когда в любой ситуации мы, сами того не подозревая, становимся маяком Света для мира.