О культуре замедления ритма жизни “Медленное движение”. Что такое Медленная Церковь? Жить быстро или жить медленно? Чему Церковь посвящает дни недели? Время и вечность.
В 90-е и нулевые было модно жить быстро. «И умереть молодым», добавляли некоторые. Экономика и культура менялись, адаптируясь к западным трендам, люди поспевали за ними. Впрочем, предпосылки к этому сформировались ещё в СССР – помните «Пятилетку за три года!», «Догнать и перегнать Америку!
В двухтысячные гонка продолжилась. Для кого-то жить быстро, означало, сделать карьеру. Для кого-то – попробовать все запрещённые вещества. Появилось много нуждающихся в помощи психологов. Тех, кто выгорел, надорвался, совершил суицид.
Сейчас люди начинают задумываться о том, что быстрая жизнь – не так уж комфортно. Появились идеи ухода из мегаполисов или дистанцирования от социума. Родовые поместья, дауншифтинг, идеализация деревни горожанами. Хюгге и другие философии домашнего уюта.
Медленное движение
С Запада, как всегда с опозданием, до нас докатилась мода на Медленное движение (англ. Slow Movement) – культура замедления жизненного ритма. Начиналось оно в Италии с понятия Медленной еды, противоположной фастфуду.
Теперь Медленное движение включает разные аспекты:
- Медленная культура – серьёзный подход к произведениям искусства. Как пример: лучше внимательно посмотреть одну выставку, чем впопыхах посетить десять и ничего не запомнить. Или старательное создание одного шедевра вместо ста бездарных поделок.
- Медленное образование – когда родители не водят ребёнка на пять кружков ежедневно, не нагружают изучением трёх языков, а выбирают что-то одно. Когда человек глубоко изучает одну специальность вместо стремления к многофункциональности – поверхностным знаниям.
- Медленная мода – отмена излишнего шопинга, выбор одежды местного производства, экологичность материалов, классический стиль в противоположность временным трендам. И многое другое.
- Медленная Церковь
Медленная Церковь (Slow Church) это не секта или конфессия, а подход к религиозной жизни, её ритму и режиму.
Медленная Церковь
Медленная церковь как понятие появилась недавно, её философия находится на стадии становления. На Западе ей посвящают сайты, где авторы пытаются сформулировать своё понимание религиозной жизни. В России информации почти нет. Но исходя из философии Медленного движения, мы можем сделать выводы и даже внести свой вклад в идеологию Медленной Церкви.
Проблемы христиан Запада почти идентичны проблемам россиян. Правда в США недостатки религиозной деятельности более выражены. Например, если в России молодые священники читают рэп вне храма, то на Западе пасторы занимаются этим с амвона, чтобы поспеть за модой.
Движение Медленной Церкви критикует:
Сокращение богослужений
Суета проникла и в храм. Люди не могут вытерпеть длинную Литургию. Один священник в Нью-Йорке, чтобы угодить вечно спешащей пастве обещает «познакомить с Богом за 20 минут». На молитвы, проповедь и всё остальное у него уходит по 3-5 минут.
Если учесть, что у святых на знакомство с Богом уходили десятилетия, двадцатиминутка нью-йоркского священника кажется кощунством. Но что печально, его обогнал россиянин. Пользователь ЖЖ inok-arkadiy рассказывает о пасхальном богослужении, проведённом за 16 минут одним подмосковным пастырем.
Князь Дмитрий Донской как-то попросил Сергия Радонежского сократить Литургию, но святитель ответил:
«Перед Богом не спешат!»
Маркетинговый подход к людям
Им стремятся продать как можно больше услуг, привлечь как покупателей, а не паству. Главное – не состояние души человека, а его готовность заказать, оплатить в храме вещь или требы. Конечно, продажа икон и различных религиозных услуг будет всегда, но важно, чтобы это не стало самоцелью.
Привлечение паствы любой ценой
Организация плясок, концертов и прочих развлечений в храме. Тогда как теряется возвышенное ощущение сакрального места, сосредоточенной молитвы, покаянного обращения к Богу.
В Америке даже есть понятие «модный пастор». Например, отец Карл (Ленц) из пятидесятнической церкви Hillsong в Нью-Йорке на своих проповедях исполняет рэп, является на службу в джинсах и куртке, украшает себя татуировками. Священнослужителя посещают поп-звезды. Но посещает ли его Господь и есть ли место благодати в таком храме?
В Москве, в храме Христа Спасителя порой проводят концерты в Зале церковных соборов. Там выступают не только монастырские хоровые коллективы, но и рок-группы. Уместно ли это под Божьим кровом? Мы отстаем от Запада в «раскованности» только на шаг.
Невнимание к местной специфике
Храмы есть в разных населённых пунктах, для которых характерны свои проблемы и настроения. Например, где-то повышен уровень молодежной преступности, где-то есть межнациональные конфликты, где-то популярны языческие культы или секты, где-то много пьют и т.д. Но западные пастыри редко обращают на это внимание, подражая работе крупных церквей в мегаполисах.
В российской провинции священники тоже часто подходят к работе формально.
Отсутствие полноценной общины
Дружбы между прихожанами, совместного обсуждения и решения социальных вопросов. Это западные сторонники Медленной Церкви признают самой важной проблемой. А разве в России приходские общины развиты, если постоянно общаются между собой пять старушек? И социальным служением прихожане занимаются только в городах.
На сегодняшний день ведущими идеологами Медленной Церкви считаются Кристофер Смит и Джон Паттисон – журналисты и христиане, обеспокоенные тем, что они называют “Макдональдизацией” церкви. Смит и Паттисон выступают за Медленную Церковь — подход к служению, который подчеркивает местный контекст и творчество по сравнению с заранее упакованными программами. Прихожане храмов, которые они посещают, собираются по воскресеньям для общецерковной беседы о социальных вопросах и вере.
“Разговор – потерянное искусство в нашей культуре”, – говорит Кристофер Смит. – Люди не разговаривают друг с другом. И церковь может страдать от этого отсутствия диалога.”
Российская специфика Медленной Церкви
На мой взгляд, философия Медленной Церкви могла бы улучшить религиозную грамотность российского населения. Призвать к вдумчивому изучению духовной литературы. А не к слепой обрядности, когда верующие сами не знают, что и вчесть чего делают.
Здесь часто крестятся без подготовки. Сколько раз читала в рассказах разных людей – шёл мимо церкви, что-то осенило – зашёл, окрестился. Почти ничего не зная о Боге, не читая Библию, следуя – вот именно – общественному тренду на церковные ритуалы. Некоторые и впрямь стали добрыми христианами. Но многие быстро забыли про новое увлечение и перепрыгнули в другие религии. Здесь ездят в паломничество, толком не зная, что за святыни увидят. И с собой везут суеверия.
Но что характерно для самой Церкви – быстрый натиск или медленное движение к цели? Христос умер молодым, но жил ли он быстро? Непохоже. Если бы он постоянно спешил, то ездил бы проповедовать на коне или на ослике – так смог бы охватить больше населённых пунктов. Однако Сын Божий обычно ходил пешком. И всё же христианство проникло в самые отдалённые уголки человеческой цивилизации. Всему своё время…
А какой пример нам подают святые? Среди них были те, что успели основать несколько монастырей и участвовали в общественной жизни – значит, действовали быстро. Но были и те, кто просто уходил в пустыню и жил там до глубокой старости, далеко ни отходя от своего жилища. Или вовсе замуровываясь в нём. Так важен ли ритм жизни для верующего?
Что значит время для христианина?
На самом деле время течёт одинаково, просто мы используем его по разному. И за каждое прожитое мгновенье будем держать ответ перед Богом. На злые дела тратим годы, а на добрые несколько дней. Можем успеть покаяться, а можем не успеть.
Быстрая жизнь – это аварии водителей-лихачей, обрушения наскоро построенных домов, травмы и прочие последствия спешки. Но для тех, кто осторожен и расчётлив – преуспевание и рост.
Медленная жизнь – это размеренный режим и продуманное движение к цели. Что тоже не исключает саморазвития и успеха. Но для тех, кто злоупотребляет медлительностью – леность душевная и слабость телесная.
Мир создан Богом так, что у большинства явлений, в том числе у времени, есть плюсы и минусы. Разве что у Ада плюсов нет. Кроме быстрой и медленной жизни, есть жизнь вечная. И там грешнику не поможет никакой тайм-менеджмент.
«В гости к Богу не бывает опозданий»?
Недавно прессу облетела новость о смерти известного телеведущего. Мчался на мотоцикле в 59 лет. Упал, разрыв аорты. Романтично, считают коллеги-журналисты. У гроба едва не подрались старшие дочери с его второй женой, первую бросил. Спешил жить, – вздыхают почитатели. Ловил уходящую молодость за подол.
Помню бабушка молилась:
«Спаси меня, Боже, от внезапной, наглой, лютой смерти».
Это как раз тот случай. Сколько подобных смертей мы наблюдали. С точки зрения атеиста – красивый финал для биографии. С точки зрения христианина – прыжок в геенну огненную.
«В гости к Богу не бывает опозданий» – красивая строка, но не верная.
Если человек умер без покаяния, то к Богу он опоздал. С багажом прегрешений являются по другому адресу.
Slow Movement – включает в себя и Медленную старость. Это спокойное принятие своего возраста, а не истеричная борьба с его знаками хирургическим ножом. Не подражание девочкам и мальчикам с помощью легкомысленных нарядов. Сейчас женщины дошли до того, что омолаживают голос, чтобы щебетать, как старшеклассницы, в фойе Пенсионного фонда. Где величественные пожилые дамы прошлых лет? Их сменили суетливые попрыгуньи с перекроенными лицами.
А что же молодёжь? Их тоже не устраивает возраст. Школьники 10-12 лет знакомятся в соцсетях для обмена собственными порнографическими фото. Россия на третьем месте в мире по распространению ВИЧ! А наша молодёжь спешит потерять невинность в ближайшем подвале.
Каждый Божий день
Как вы могли заметить, Медленное движение – это хорошо забытое старое в новой упаковке. Оно напоминает образ жизни, характерный для человечества полтора столетия назад. Тогда не было высокоскоростной техники, вынуждающей нас безуспешно подражать ей. Сегодня кажется откровением то, что можно никуда не спешить и всюду успевать.
Принципы Медленной Церкви возвращают нас к прошлому, а не взрывают мозг модернизмом.
В то же время в своих работах Кристофер Смит и Джон Паттисон отмечают, что хотят найти баланс между традицией и трансформацией. Поскольку Церковь в меняющемся обществе тоже меняется. Главное, чтобы эти перемены не вредили её высокой сути, превращая в балаган или в клуб по интересам. Есть границы, нарушая которые, можно разрушить себя и будущее потомков.
Медленная Церковь советует:
- Развивать общинность.
- Учитывать местный контекст.
- Хранить христианские ценности.
- Изучать Библию и святых отцов.
- Понимать обряды.
- Заниматься благотворительностью.
Христианину, несмотря на занятость, важно находить:
- время на общение с Богом,
- время на добрые дела,
- время на заботу о ближних.
Убивать время
«Убивать время» – подход атеистический. Это оно убивает душу, растраченную на пустяки. Как мы относимся к дарованному нам времени?
Воскресенье, которое в жизни христиан должно являться днём отдыха и праздничной встречи с Богом, тратим на развлечения вроде пьянства на природе. А потом с любовью публикуем фотографии с «шашлыков» в соцсетях. Или продолжаем по инерции работать.
Знаете ли вы, что Церковь каждый день недели чему-то посвящает?
- Понедельник – ангелам. В этот день верующие обращаются к своим ангелам-хранителям и других представителям небесных сил.
- Вторник – Иоанну Крестителю. В этот день принято вспоминать его добродетели – пример верности Богу и аскетизм. Прославляют ветхозаветных праведников и пророков.
- Среда – Кресту. В этот день был взят на муки Спаситель. Следует осмыслить его жертвенность и терпение.
- Четверг – Апостолам и их преемнику Николаю Чудотворцу – скорому помощнику христиан. Стоит задуматься о проповеди и помощи ближним.
- Пятница – день воспоминания о смерти Христа и его спасительном для нас подвиге.
- Суббота – день Богородицы и святых – наших покровителей, в честь которых мы крещены и которые нам дороги. Принято поминать усопших предков.
- Воскресенье – малая Пасха. В этот день желательно посетить храм. А также проявить благотворительность – проведать пожилых родственников, посетить болящего друга, чтобы и они ощутили тепло в душе.
«Каждый Божий день» – это выражение напоминает нам, что вся жизнь христианина литургична.
Архимандрит Софроний (Сахаров): «Чтобы вы ни делали – все делается для созидания храма и для Литургии. Тогда наш дух войдет в тот момент, который исторически происходил две тысячи лет тому назад, когда Христос еще был с нами на земле, и сольется с Ним. Тогда сократится время, и две тысячи лет станут прозрачны, как слово».
Ценность времени для путника заключается в пройденном расстоянии. А для христианина в правильных взаимоотношениях с Отцом Небесным и ближними. Это возвращает нас к основному принципу Медленной Церкви – общению и общинности. Любовью спасается душа.
Время имеет значение только тогда, когда за ним – Вечность рядом с Богом.
О соотношении Времени и Вечности размышляет протоиерей Андрей Ткачёв.