В прокат вышла историческая драма «Тобол»
«Тобол» – историческая картина о становлении российской государственности в Сибири во времена Петра. Губернатор Матвей Гагарин заключает тайный военный союз с Китаем против джунгар, организует экспедицию в джунгарские владения, в которой придется пройти боевое крещение главному герою картины – офицеру Ивану Демарину.
На сайте картины мы читаем, что она снята по мотивам романа Алексея Иванова. Его романы «Золото бунта» и «Сердце Пармы» раскрыли историю Урала лучше любых учебников, и посмотреть фильм на его материале хотелось.
Поэтому я пошла на премьеру в кинотеатр «Октябрь».
Ни Алексея Иванова, ни режиссера картины Игоря Зайцева (сериал «Есенин») перед премьерой не было, были только актеры и продюсер. Эксклюзивное интервью с актрисой Екатериной Гусевой – на десерт к этому материалу (актриса снялась в эпизодической роли и рассказала о своем эпизоде).
От картины ожидалось погружение в Петровскую эпоху и жизнь колоритнейшего ее персонажа – сибирского губернатора князя Гагарина, который, как известно, разбогател на торговле пушниной и золотом, как Крез, ел с золотых блюд и кончил на виселице за казнокрадство. Хотелось увидеть и Сибирь, где я родилась, и которую люблю. Увы. Ни Сибири, ни роскошной жизни князя Гагарина, ни Петровской эпохи в картине я не увидела.
Сюжет фильма “Тобол”
Сибирский губернатор Матвей Гагарин (Евгений Дятлов), в завязочном событии встречал послов из Поднебесной почему-то на рынке. И там, между лотков, они вручили ему слиток золота – символ войны – и попросили ради торгового союза с Китаем развязать войну с Джунгарией.
Джунгары – это кочевые племена монгол и калмыков. В случае отказа послы угрожали разорвать торговые отношения, и Гагарин, который пополнял казну (свою и государеву) из китайских караванов, согласился. То есть совершил государственное преступление (заключил тайный союз с послами за спиной у царя, да еще пообещал вступить в войну). Сделал это на рынке, среди лотков – лучшего места для тайного сговора и госизмены не нашлось.
Кстати, на рынках в Сибири зимой холодно, и девушки с голыми шеями не ходят. Ходят в шарфах, куда более тепло одетые, чем в фильме, и изо рта у всех идет пар.
Теперь Гагарину нужно было уговорить вступить в войну Петра. Но Петр (Дмитрий Дюжев) был занят войной со шведами и в две войны втягивать Россию не захотел. Гагарину удалось уговорить его только на мирную экспедицию. Петр отправляет в экспедицию молодого офицера Ивана Демарина (Илья Маланин), который должен собрать рекрутов на месте, обучить их военному делу и пойти с ними в экспедицию по земле кочующих джунгар…
Петр, кстати, принял это государственное решение в каких-то невнятных кулуарных мизансценах, как будто это дебют режиссера авторского мейнстримового кино, а не скрепное кино с державным интересом и деньгами Газпрома.
Разногласия с автором и новое прочтение
Бюджет фильма – 490 миллионов рублей, из которых миллион, по словам продюсера, ушел на пуговицы. Может быть, лучше было бы устроить нормальные палаты царю и губернатору для таких дел, как прием послов и назначение руководителя экспедиции?
Гагарин, конечно, в своих владениях делал, что хотел, но вот так, чтобы с послами Китая решать вопрос о вступлении России в войну на рынке, и там же от них получать слиток золота – символ объявления войны – это даже для него дикое поведение. В романе, который указан на сайте фильма как источник, этого нет, Иванов бы такое написать не смог. Видимо, это была идея режиссера.
В титрах Иванова нет тоже, видимо, ему такая идея пришлась не по душе. Продюсер же объяснял в интервью исчезновение Иванова из титров тем, что его сценарий не понравился Первому каналу, сценарий переделали, сильно сократив, и Иванов свое имя из титров убрал. Режиссер Игорь Зайцев картину снял, и на постпродакшене ушел в другой проект.
В целом в кино главная линия получилась любовная, и главный герой – Иван Демарин. А жаль. Ремезов – фигура куда более интересная для исторического полотна. Не буду пересказывать любовную линию, к которой есть вопросы. Так, например, Ремезов после гибели сына едет в осажденную крепость, чтобы доставить туда обоз с провиантом, и берет с собою дочь – дикий и нелепый поступок, которого тоже нет в романе, и который никакой отец никогда бы не совершил. Но в кино это есть, и единственное объяснение глупой воле отца – пресловутая любовная линия между Иваном Демариным и дочерью Ремезова, которую воля создателей картины отправляет из крепости в плен, чтобы дать герою показать свои лучшие мужские качества.
Историческая достоверность
Меня, как и любого человека, который интересуется историей своей страны, больше волнует линия историческая, а именно ее достоверность. В «Дебрях» Иванов подробно пишет о том, что военного союза с Китаем не было. Идея тайного союза губернатора Гагарина и посланника Тулишэня, отправленного богдыханом к калмыцкому хану Аюке, – его художественный вымысел. Хотя поездка Тулишэня к Аюке с целью союза – реальное событие. Такой вымысел очень хорошо укладывается в историческую картину, не противореча ни одному факту истории, а с художественной точки зрения помогает выявить личность Гагарина.
Исторически у России военного союза с Китаем не было, а вот поход по царскому указу и с подачи Гагарина в поисках золота вглубь Сибири по Прииртышью, где кочевали джунгары – был. В золоте Петр крайне нуждался – война со шведами плюс строительство Северной столицы истощили казну.
Гагарин в случае успеха предприятия становился во главе зарождающегося золотопромышленного дела. Он брал на себя всю организацию походов за золотом, который включал в себя построение крепостей на пути следования экспедиции. Царский указ датирован весной 1714-го. Подготовка заняла год. Вышли в экспедицию летом 1715-го.
Экспедиция была провальной, страшной. Гагарин, послав людей без провианта, лекарей, аптеки и поддержки, фактически бросал их на смерть. В основанной ими для зимовки крепости, осажденной джунгарами, начался голод и страшная болезнь. Потом ее стали называть сибирской язвой, но тогда люди столкнулись с ней впервые.
Умирали по 20 человек в день. 2000 человек умерло в крепости от нее и голода за зиму, потому что обоз с продовольствием, посланный Гагариным, перехватили джунгары, а более Гагарин попыток помочь экспедиции не предпринимал. Ему мало дела было до людей, посланных им же в поход за золотом и заточенных в осажденной крепости зимой.
В декабре комендант крепости Бухгольц пишет письмо царю о бедственном положении осажденных, которое тот получает в феврале 1716-го. Не медля в письме велит Гагарину лично выехать в крепость…. Гагарин не сделал этого. Спаслись из крепости 700 человек. Бухгольц, вернувшись в Петру, обо всем подробно рассказал царю. Царь учинил расследование. Гагарин был казнен, а Бухгольц отправлен комендантом в Нарву.
Впечатления о фильме
Поход за золотым руном, который так красиво начинался (конники по берегам Иртыша, ладьи по реке), закончился мором. Причина – предательство того, кто послал людей на верную смерть. Вот где интереснейший конфликт, мог бы получиться прекрасный, мощный фильм об обманутых надеждах, о борьбе за жизнь. Русская «Золотая лихорадка» могла бы быть.
Вместо этого в завязке – военный союз Китаем и война с джунгарами ради торговли с Поднебесной. Странное путешествие дочери Ремезова в осажденную крепость. Любовная линия. И очень, очень много батальных сцен. Вообще, все это напоминает «Турецкий гамбит» – та же компьютерная графика, тот ж расклад – любовь как бы на фоне войны и много, много крови.
Из всех актеров ярче всего запоминается игра Андрея Бурковского, сыгравшего пленного шведа Йохана, и ему, вероятно, светит награда за роль второго плана. Когнитивный диссонанс возникает в связи с сериальной намыленностью некоторых лиц, когда зритель поставлен перед задачей увидеть в них героев крупного концепта. Ремезова хотели уговорить сыграть Гармаша, но тот отказался. И можно понять – роль оказалась незначительная.
В целом фильм интересен как полотно, открывающее яркие страницы становления российской государственности, правда, в вольном толковании некоторых страниц освоения Сибири, и как зрелище для тех, кому нравятся баталии. Но главное – как повод прочесть исторические произведения хорошего русского писателя Алексея Иванова про освоение Сибири – «Дебри» и «Тобол».
Комментарий Екатерины Гусевой:
– Почему Вы согласились участвовать в этом проекте?
– Я увидела кадры из фильма с Петром Первым. И просто потеряла дар речи. Настолько точно Дмитрий Дюжев попал в образ. То, каким я себе представляю Петра, Дмитрий изобразил в точности. Благодаря ему Петр Первый из своего века явился к нам. Мне предложили сыграть его жену, Екатерину. Личность она была интересная, ведь именно с нее начался бабий век русской истории. Из полковой девки, которую он отобрал у Меньшикова, она выросла до императрицы. Масштабная была женщина. Родила Петру 11 детей.
– В чем было ее главное достоинство?
– Вы знаете, ее основной потенциал был в умении любить. Быть тихой и кроткой, терпимой, уметь прощать. Ведь жить рядом с таким человеком, как Петр, с его припадками гнева, было не просто… Думаю, два выдающихся человека – Меньшиков и Петр – ценили ее прежде всего как женщину. Тут можно бесконечно фантазировать на эту тему.
– Как у Вас сложились отношения на площадке?
– Замечательно. Мы все друг друга знали по телефильму «Есенин» и работать было легко. Порадовал меня Женя Дятлов. Обычно мы с ним встречаемся на музыкальной площадке, делали с ним «Военные письма» Валерия Гаврилина, а здесь он сыграл одну из главных ролей. Я увидела его в медно-рыже-коричневых локонах, в кружевах, в жабо, в белых чулочках, в туфельках с бантиками на каблучке. Как же ему было тяжело! И всем мужикам было тяжело. Такая была эпоха, ряженые во все это ходили все на балах. Мужикам – актерам было трудно надеть на себя все эти жабо и кружева, через все это пробиться, и остаться мужчинами.