Источник: Северный рабочий
Иеромонах Вениамин (Ковтун) за свою жизнь проделал долгий путь — от курсанта до командира АПЛ, а затем до священнослужителя, помощника командира северодвинской бригады подводных лодок по работе с верующими. Опытный подводник, сегодня он снова ходит в море, но уже как войсковой священник. Наш разговор с ним состоялся незадолго до Дня моряка-подводника, который отмечается 19 марта.
Батюшка или психолог?
— Отец Вениамин, в чём заключается служение гарнизонного священника? Можно ли утверждать, что вы выполняете роль психолога?
— У нас есть психолог, подготовленный специалист, который работает с экипажами подводных лодок по определённым методикам. Безусловно, священник тоже может выступать в этой роли на приходах с паствой, когда имеют место индивидуальные беседы, а главное — совершается таинство исповеди. Здесь действуют не человеческие, а высшие силы, действуют благодатно, приводя человека к истинному покаянию. Под этим понимается прощение грехов, очищение сердца, ума.
Другое дело, что в нашей пастве военнослужащих невелико число воцерковлённых, желающих приобщиться к таинству исповеди. Поэтому отсутствует возможность персонального общения со священнослужителем, и благодатное и полезное влияние священника как пастыря распространяется далеко не на всех. Понятно, если человек не хочет, его насильно никто не тянет и не заставляет участвовать в таинствах.
— Есть ли на флоте священнослужители других конфессий?
— Нет, потому что у нас в рядах ВМФ очень мало исповедующих иудаизм или ислам.
— А командиры кораблей, как вы?
— С подводных лодок только я один, а надводными кораблями в своё время командовал владыка Митрофан (Баданин) — епископ Североморский и Умбский.
— У военных священнослужителей бывают сборы. Что на них происходит?
— Подводятся итоги работы, идёт обмен опытом. На предстоящих сборах будет интересно послушать священнослужителей, которые окормляли наших воинов в Сирии. Идущий на войну, видящий смерть человек захочет и будет молиться, а священник ему в этом поможет.
— Для чего освящают оружие? У нас это подводные лодки и корабли…
— Любая вещь требует того, чтобы она была Богом освящена для более правильного пользования ею.
А оружие — вопрос в том, в чьих руках оно будет. Нож в руках хозяйки и нож в руках бандита — совершенно разные вещи. Так и подводные лодки в составе Военно-морского флота России несут защиту наших рубежей.
Все мы знаем, что произошло в Югославии, Ираке, Ливии и Сирии. И мы видим, что против силы нужно противопоставлять силу, чтобы могли вестись какие-то договорные процессы.
С подводной лодки в монастырь
— Расскажите о себе. Где учились, на каких кораблях служили?
— Окончил школу в закрытом городке на Урале. Ныне это город Снежинск. Затем два курса отучился в филиале Московского инженерно-физического института, а потом перевёлся в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова. Окончив его, был направлен на Северный флот. Служил в 33-й дивизии первой флотилии подводных лодок. Первая АПЛ, на которую меня назначили, была К-254 проекта 671РТМ.
А подводной лодкой, на которой я стал командиром, была К-298 того же проекта, в этой должности я служил на ней с 1989 до 1997 года. В последние годы подводная лодка находилась на ремонте, во время которого была произведена перезагрузка активной зоны. В дальнейшем она могла бы выполнять свои задачи, лодка была молодая — 13 лет, но её вывели из состава ВМФ РФ и утилизировали.
— А потом?
— В 1997 году меня перевели в Главный штаб ВМФ в организационно-мобилизационное управление, где я и закончил службу в 2002 году. Пока проходил службу, поступил на курсы в Центр духовного образования военнослужащих при православном Свято-Тихоновском гуманитарном институте. Потом продолжил учёбу в самом институте. Окончил его в 2004 году, и мне было предложено место работы в синодальном отделе по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами. Я был заместителем заведующего сектором ВМФ, проработал там три года. В Боголюбском монастыре встретился с архимандритом Петром, под чьё духовное окормление попал ещё во время службы на Северном флоте. Ну и постепенно пришёл к тому, что с монашеством объединяет тот образ жизни, который был у меня. В 2006 году я стал насельником Санаксарского монастыря.
— Как оказались в Северодвинске?
— В монастыре я встретился со своим сослуживцем контр-адмиралом Сергеем Германовичем Куровым. После увольнения в запас он работал в Минатоме и приехал в паломническую поездку в Санаксарский монастырь. От него узнал, что в Северодвинске в бригаде строящихся и ремонтирующихся подводных лодок появилась должность священника — помощника командира бригады по работе с верующими военнослужащими. И я решил послужить флоту в другом качестве.
— Вы давно знакомы с нашим городом?
— Раньше я был здесь дважды. Первый — в качестве начальника радиотехнической службы на подводной лодке К-527. Второй — в должности старшего помощника командира, когда принимали свежепостроенную АПЛ К-244.
Важнее задачи — крепче дух
— Вы бываете в морях на испытаниях новых субмарин. Какую службу при этом несёте?
— Работа заключается в том, чтобы разбудить спящие души христианские, которые крещение приняли, а трудиться в духовном плане не приучены. Если человек выполняет свои обязанности богобоязненно, то они не просто труд, а то основание, дела, которые будут взвешены и оценены в конце нашей жизни, будь ты хоть командиром, хоть матросом.
Если ты христианин, ты не можешь лукавить ради собственного комфорта, исполняешь обязанности не под страхом наказания от начальника, а со страхом Божьим. Вот такая позиция должна иметь место, и она дорогого стоит, и именно она поможет укрепить весь коллектив, в котором будут взаимная поддержка, взаимовыручка и взаимное доверие. Этот здоровый дух коллектива призван решить сложную и очень важную задачу — эксплуатацию новейших кораблей.
Нельзя забывать, что наша бригада — это бригада испытателей новейших образцов АПЛ. По своему опыту скажу, что их испытывают в таких экстремальных режимах, которые на боевых службах мы не могли себе позволить и даже не пытались, потому что это рискованно и может привести к поломкам. Где такое бывало, чтобы мы целые сутки летали под водой на стопроцентной мощности реактора? Два-три часа, может быть, у кого-то и бывало во время слежения за супостатом или во время аварийной ситуации. Но чтобы творить такое тут, в Белом море, где сто метров под килем, сто метров над рубкой — вот тебе и весь горизонт, да ещё и 30 узлов. Летай-ка тут. Это экстремальные условия!
— То есть вы бываете даже на таких испытаниях?
— Да. Вместе с экипажем. Командование понимает важность того, что в таких условиях нельзя без помощи Божьей. Нельзя быть самоуверенным. «Да мы всё можем…». Что мы можем? Бог нам помог, попустил нам успех — отблагодарим его, обратимся к нему и, получая положительный результат, снова отблагодарим. У нас перед выходом в море и после испытаний проводятся молебны, и все на этих богослужениях стараются присутствовать.
— От чего зависит духовная жизнь на корабле?
— Всё зависит от командира. Духовное состояние тоже. Если командир об этом беспокоится, понимает важность духовной жизни, это отражается на экипаже. Как он молится за своих чад перед Богом, так и ведёт их в море. А ещё прослеживается, что более развита духовная жизнь в тех экипажах, которым предстоит решение серьёзных, важных и рискованных задач.
— Что пожелаете коллегам-подводникам в праздничный день?
— В этот день 112 лет назад последним российским императором был подписан указ о введении нового класса сил в Военно-морском флоте. Поздравляю с этим замечательным днём людей, которым по плечу задачи защиты рубежей нашего Отечества. И хотелось бы пожелать им здоровья, благополучия, исполнения желаний, чтобы сил и решимости хватило для решения задач, поставленных командованием, успешно и в срок. Как принято, желаю семь футов под килем — и пусть всегда количество погружений равнялось количествам всплытий!