• Мирянин поинтересовался у своего духовника:
    — Никак не могу понять, зачем наш Господь дал две заповеди: любить Бога и любить ближних? Неужели любить Бога — недостаточно?
    — Достаточно, вполне достаточно, — ответил духовник. — Только вот чем ты можешь измерить свою любовь к Богу?
    Мирянин задумался и ответил:
    — Ничем не могу измерить…
    — Вот для того-то и дал Господь вторую заповедь, — ответил духовник. — Она — мера первой!

    «Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя», учил святитель Василий Великий.

    В наши дни человечество по-прежнему далеко от вселенской любви: семьи разрушаются, взрослые совращают детей, народы воюют, политики клевещут друг на друга. И только малочисленные праведники удерживают Россию и мир на краю бездны.

    Как обычному мирянину постичь и ощутить любовь к каждому человека? Нас окружают ближние со своими пороками, мешают спокойно жить, раздражают непорядочностью. А христианство предписывает радоваться и благотворить им.

    По улицам гоняют водители, из машин которых несётся матерщинный рэп. Праздничные дни превращаются в разгул пьяниц. За стеной сплетничают соседи. В интернете подстерегают мошенники. И всю эту ораву нужно вместить в своё сердце, как вместил Христос и разбойника, и блудницу, а не только друзей-апостолов.

    Любовь означает безусловное принятие?

    Мы часто слышим о том, что любовь это безусловное принятие. Обывателю кажется, что и христианство говорит о том же, призывая в каждом видеть образ Божий.

    Таким образом, получается, что судья не должен выносить приговор преступнику, родители не вправе наказать сына-хулигана, муж должен мириться с блудом жены, семья не может порицать извращенца. И тысячи подобных ситуаций. Но к чему это привело бы в результате? Только к большей распущенности человека и страданиям окружающих его людей.

    В начале зимы под Петербургом был арестован отец-педофил, семья которого подозревала о его домогательствах к дочери, но молчала. Эти люди посещали церковь, и, видимо, считали, что не имеют права осуждать главу семьи. В итоге они всё-таки прозрели, но дело зашло так далеко, что детей отберут даже у безвинной матери, вовремя не остановившей беспутного отца.

    Любовь это не капитуляция перед грехами ближнего в духе толерантного века сего. Образ Божий нужно не только видеть в каждом, но и стараться очистить его от наслоений греха. Как старую икону очищают от копоти и пыли.

    Христос, чья любовь к человечеству является эталоном для нас, в своих проповедях и беседах осуждал порочных людей, хотя, несомненно, любил всех.

    Он пришёл спасти каждого.

    Как горячо обличал Сын Божий своих современников:
    “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?” (Матф 23:29-38).


    Мы должны меняться к лучшему и вправе менять к лучшему других мирян. Разумеется, не нарушая закона Божьего.

    Любовь к себе полезна?

    Возлюбить как самого себя. А любим ли мы себя и в чём это выражается? Мы часто слышим о том, как греховны эгоизм и самолюбование. Чем они отличаются от христианской любви к себе, из которой произрастает любовь к ближним?

    — Любовь к себе означает заботу о собственной душе, избавление её от грехов, стремление к её спасению. Борьба с унынием, гневом и дурными страстями подобает христианину.

    — Любовь к себе подразумевает внимание к собственному здоровью, потому что тело также создание Бога и жилище души. Человек избегает дурных привычек, не занимается саморазрушением: пьянством, наркоманией, блудом.

    — Любовь к себе означает развитие своих талантов, дарованных Богом. Созидательный труд во благо. Создание семьи, чтобы продолжить свой род. Или монашеское стремление к святости.

    Говорит протоиерей Вячеслав Брегеда:
    — Святые отцы поучают о том, что наша плоть – это как ослик, на котором мы едем. Если ослика не кормить, то он не поедет. К себе надо относиться так, чтобы не допустить создания «самоидола», чтобы человек не чувствовал себя центром Вселенной. Любить самого себя – это, прежде всего, знать самого себя. Познай самого себя – познаешь и мир! А чтобы любить себя, надо знать свои собственные немощи, надо увидеть самого себя таким, какой ты есть, и самому себе помочь. Самого себя любить – это как самого себя спасти, вытащить, бывает это очень трудно сделать. Но в этом есть стремление и желание прийти к Богу. Так и вы старайтесь, вникайте в себя, научитесь видеть свои немощи и страсти, боритесь с ними и угождайте Богу.

    Эгоизм, напротив, приводит к потаканию своим слабостям и страстям, что приводит, в том числе, к суициду.

    7 способов научиться любви к каждому человеку

    БЛАГОСЛОВЕНИЕ

    Недавно я прочитала рассказ православной христианки о том, как она старается следовать совету старца Паисия Святогорца: «Непрестанно благословляйте». Порой для этого ей приходится преодолевать чувства раздражения. Вот школьница бредёт по газону, вот парни пьют пиво и ругаются, не всё нравится пожилой женщине, но она твердит:
    «Господи, благослови эту деточку, помоги ей в учении и утверди в добром, и святыми ее молитвами помилуй мя, грешную».
    «Господи, благослови и этих молодых ребят, вразуми их и помоги их мыслям и чувствам быть выше и чище, благослови понять и перенять красоту и богатство родного языка, и святыми их молитвами помилуй мя, грешную».

    Вряд ли эти юные россияне молятся, но когда-нибудь, в свой час, каждый обратится к Богу, как желает им добрая старушка.
    Несомненно, один из способов возлюбить всех людей – благословлять каждого, несмотря на собственные эмоции: от возмущения до отчуждения.

    МОЛИТВА

    За кого мы молимся? Я знаю людей, которые просят у Бога милости для недоброжелателей. Но помним ли о том, что христианство – вселенская религия, проповедь которой должна охватить весь мир?

    Молитва веры есть духовный магнит, привлекающий чудодейственную силу. (Св.Филарет Московский)

    Нам подобает молитва не только за семью, но и за народ, за всё человечество. Для этого нужно мыслить широко и не питать вражды к другим странам, ведь некоторые привыкли обвинять и оскорблять то иноверцев, то инородцев в проблемах России. Обратим взор на собственные недостатки.

    Преподобный Силуан Афонский говорил: «Буду молиться за весь род человеческий, дабы все люди обратились ко Господу и успокоились в Нем». И дерзал молиться не только за всех живущих, но и за умерших грешников, томящихся в Аду.

    ПРОЩЕНИЕ

    Мы прощаем себе то, чего никогда не простили бы ближним. Находим себе оправдания в большинстве случаев. Даже преступник, убийца, похититель людей, считает, что поступал правильно, а его жертвы неправы. Но попробуйте искать оправдания для оступившихся ближних, словно для себя. И прощать ненавидящих и обидящех вас лично. Пожалуй, это самое сложное. Н.В.Гоголь психологически точно заметил, что для человека самое страшное – хотеть отомстить, но не мочь отомстить. Но христианство призвано победить человеческую низменную природу.

    СОПЕРЕЖИВАНИЕ

    Когда дело касается нашего комфорта, мы очень волнуемся. Когда узнаём о проблемах чужих людей, чаще всего проявляем апатию или праздное любопытство.

    Но если ближнему холодно, голодно, страшно, мы должны воспринимать это, словно холодно, голодно, страшно нам лично. Сопереживание тоже путь к любви. Недаром в старину любимую называли жалечкой – той, которую жаль. И это не унижало, а усиливало чувство.

    Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. (Ф. Достоевский)

    ОПРАВДАНИЕ

    Евангелие учит не осуждать. Противоположность осуждению — оправдание. Если человек совершил неблаговидный поступок, старцы советуют найти причину, по которой он мог оступиться. Это лучше, чем злорадствовать, сплетничать и клеймить, чем мы нередко занимаемся. Некоторые женщины часами не отрываются от телефона, перемывая косточки всем знакомым и малознакомым.

    Но Христос учил нас искать оправдание даже на кресте. Вспомним, как Он просил Отца Небесного не карать палачей: «Ибо не ведают, что творят».

    ПОМОЩЬ

    И поскольку вера без дел мертва, мы по мере своих сил должны пытаться помочь страдающему. Как мало способных на это в наши дни. А ведь Иисус на вопрос собеседника: «Кто мой ближний?» ответил притчей о добром самарянине, который спас раненого иудея-иноверца и таким образом стал для него ближним.

    Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Кто же мой ближний, которого я должен возлюбить как самого себя? Ближний это не тот, который тебе близок, не тот, который тебе дорог, не тот, кого ты, оглядываясь, заметишь и приблизишь к себе, — это тот, который в тебе нуждается, всякий, кто бы он ни был, знакомый и незнакомый».

    помощь
    Благотворительность, как рай, полна благословений. (Сир. 40.17).

    ОБЩЕНИЕ

    В исконном библейском смысле слово «общение» означает не просто беседу, дружескую встречу или свидание. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деяния 2:42). Общение здесь означает религиозный союз, связь, взаимопомощь, наполненные христианским смыслом. Как далеко это от болтовни в кафе или турпохода. Христианское общение ведёт к углублению взаимопонимания, к проповеди, к совместному духовному росту.

    Люби доброе общество. (Ефрем Сирин)

    7 шагов к христианской любви требуют большой работы над собой. И она длится всю жизнь. Но чувство радости и покоя, которое озаряет душу любящего человека, стоит стараний. Прощение освобождает от гнева, понимание приводит к нам друзей, милосердие к слабым даёт ощущение собственной силы.

    Любовью христианин меняет мир и становится помощником Творца.