Источник: Редакция сайта Сретенской семинарии
«Во всей Вселенной не было и не будет такой прекрасной девы, каковой была Дева Богородица!» – писал святитель Димитрий Ростовский о Божьей Матери. И недаром за каждым богослужением поминаются Ее родители Иоаким и Анна, ведь мы знаем, что не бывает доброго плода от худого дерева. Праздник Рождества Богородицы – торжество Божьей силы над естеством, а также – свидетельство того, каким великим может стать человек, посвятивший себя Творцу.
21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы.
А знаете ли вы, где находится место Рождества Пресвятой Девы Марии?
Предания о детстве Божией Матери начинают фиксироваться только с III века по Рождестве Христовом, потому и традиция почитания мест, связанных с Рождением Пречистой Девы, появляется достаточно поздно.
Сегодня существует две традиции – галилейская и иерусалимская. Галилейская связана с окрестностями Назарета – местом, куда паломники устремляются в день Благовещения Пресвятой Девы: здесь можно побывать на источнике Богородицы, в базилике Благовещения.
В Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете, и там-то она и родилась.
Рождество Богородицы произошло в доме Иоакима и Анны – между купальней Вифезда и Овечьими вратами
Согласно иерусалимской традиции, дом Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы – находится между купальней Вифезда и Овечьими воротами Старого города. Предположительно Рождество Девы Марии произошло здесь. Сегодня на этом месте – греческий монастырь с домовой церковью в честь Рождества Пресвятой Богородицы. У входа в здание – табличка с указанием, что это место Рождества Божией Матери. Под зданием – пещерка, куда можно спуститься: возможно, она была частью хозяйственных помещений под домом Иоакима и Анны.
А знаете ли вы, что такое догмат о непорочном зачатии?
В ответ на порицание непорочной жизни Пресвятой Девы в средние века появилось мнение, якобы возвышающее Пречистую Деву. Так последователи римского престола утверждали, что «Преблагословенная Дева Мария в первом мгновении Своего зачатия, по особенной благодати Всемогущего Бога и особому преимуществу, ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена свободной от всякой скверны первородной вины» (Булла папы Пия IX о новом догмате). То есть, согласно католическому догмату, не своими личными заслугами Пречистая Матерь провела праведную жизнь на земле, не ими она удостоились быть Матерью Господа, и вообще как таковых их и не имела. Но Божия благодать, снизойдя, избавила Ее от первородного греха, в момент ее зачатия. Кроме того, заграждающим действием Божией благодати Пресвятая Дева уже была неспособна к совершению какого-либо личного греха.
Подобное заблуждение начало свое распространение с IX века. В XII веке оно стало распространяться среди духовенства Западной церкви. На самом деле, оно не возвышает Божью Матерь, а, наоборот, уничтожает все заслуги Девы Марии. Ведь выходит, что это не Она, а действие Божией благодати насадило добродетели и препроводило в Ее теле праведную жизнь.
Но в том то и честь Пресвятой Девы, что Она по своей воле и по любви к Богу стяжала смирение. Смирением и собственной чистотой удостоилась быть Матерью Господа. Она возвысилась над миром тем, что избрала Бога с ранних лет, и во все дни своей жизни добровольно препроводила святую, чистую жизнь, будучи украшенною любовью не только к Богу, не только к рожденному по человечеству Сыну, но и ко всем людям, предстательницей которых Она является и по сей день.
Кроме того, зачатие само по себе сопряжено со страстностью, а потому, естественным образом творимое, оно не может быть непорочным. Непорочным было лишь одно зачатие, которое произошло без участия мужа – зачатие Господа нашего Иисуса Христа, совершенное по согласию Пресвятой Девы и при наитии Святого Духа.
Еще один аргументов против догмата «о непорочном зачатии»: если Христос очистил в утробе младенца, которому предназначено стать Матерью Господа, и избавил ее заведомо от будущих грехов, то почему не сделал подобного и с другими людьми, уничтожая возможность распространения греха в каждом? Неужели Господь милостив избирательно?
Православная же Церковь, высоко превознося Богородицу в своих хвалебных песнях, не дерзает приписывать Ей то, что не сообщено о Ней Священным Писанием или Преданием.
А знаете ли вы, откуда мы знаем о событиях праздника?
О рождении Девы Марии можно прочитать в раннехристианской повести, апокрифе II века – протоевангелии Иакова. Греческий термин «протоевангелие» означает, что в книге описаны события, произошедшие до основных событий четырёх Евангелий Нового Завета. О популярности текста в древние времена говорит тот факт, что к нынешнему времени сохранилось около 130 рукописей, содержащих это евангелие. Оно было переведено на сирийский, эфиопский, коптский, грузинский, старославянский, армянский, арабский, ирландский и латинский языки. Его популярность объясняется тем, что протоевангелие Иакова вместило в себя часть важного церковного предания, которое ранее нигде письменно зафиксировано не было. Однако нужно понимать, что Евангелие от Иакова, конечно, не просто так не включено в Библейский канон, ведь в его тексте присутствуют недостоверные и не подтвержденные церковным Преданием и святыми отцами сведения.
А знаете ли вы, почему святой Анне, матери Девы Марии, молятся о даровании детей?
Святые Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы – до глубокой старости не имели детей. Для еврейского народа бесчадие считалось своего рода проклятием, признаком неблаговоления Божия к людям из-за их неправедной жизни. Много скорби вынесли Иоаким и Анна от клеветы, толков и пересудов человеческих. Так, однажды в большой праздник Иоаким приносил в Иерусалимском храме дары Господу Богу, но первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакимак. «Не должно, — говорил он, — принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а, следовательно, и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи».
Также и один еврей из колена Рувимова, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима, говоря:
– Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? Разве ты не знаешь, что недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства?
Несмотря на продолжающуюся десятки лет, как сейчас говорят, травлю, Иоаким и Анна были, беспорочно, праведными пред Богом. Они не только исправно соблюдали религиозные постановления – что было, в общем, нормой для евреев. Но и имели любящие Бога сердца, что и тогда, и сейчас – большая редкость, и вместе с тем – несравненно выше и ценнее в очах Божиих, чем формальное исполнение заповедей.
Столько лет эта престарелая бездетная супружеская чета терпела поношения от людей, но жила в мире с Богом и друг с другом! И вот чудесным образом они получает извещение через Ангела, что у них родится дитя. И не просто дитя, а Дочь, через Которую получат благословение все племена земные и всему миру будет даровано спасение. Имя ей будет Мария…
Когда маленькой Марии было три года, Иоаким и Анна отдали Ее на служение Богу в Иерусалимский храм.
Иоаким и Анна превзошли всех живших когда-либо и живущих ныне родителей своими добродетелями и явились пред Богом наиболее достойными того, чтобы от них родилась Божия Матерь. Такая милость им не была бы дарована Богом, если бы они действительно не превосходили всех праведностью и святостью. Их пример учит нас тому, что дети – это дар Божий, и вместе с тем, что от жизни родителей напрямую зависит то, какими будут их дети. Молитва к святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне с осознанием этих простых истин дает силы и мужество, вдохновляет современных благочестивых супругов, желающих посвятить самих себя и своих детей Дающему нам жизнь и дыхание и все (Деян. 17:25).
Знаете ли вы, кем были родители Пресвятой Девы Марии?
Родителями Девы Марии жили в Назарете — небольшом галилейском городе на севере Израиля. Иоаким был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что в его потомстве родится Cпаситель мира. Анна была младшей дочерью священника Матфана из первосвященнического рода Аарона.
Таким образом, супруги происходили из знатного рода и были зажиточными людьми: житие сообщает, что у Иоакима были свои стада и наемные пастухи. При этом, имея имущественное богатство, Иоаким и Анна уделяли внимание и богатству духовному — поучались в законе, ходили в храм и молились. За это Бог удостоил их быть родителями Святой Девы.
А знаете ли вы, почему родителей Богородицы поминают на каждой службе?
«Бог спасает нас не без нас» – учил святитель Афанасий Великий, имея в виду то, что в православном богословии именуется «синергией» – соработничество между Богом и человеком. Для того, чтобы приблизиться к Богу, христианин должен подвизаться в исполнении заповедей. Чем усерднее он это делает, тем больше его жизнь наполняется Богом. Пример тому – святые.
Центральное событие человеческой истории – пришествие в мир Бога Слова – также является плодом Богочеловеческой синергии.
Главными представителями человечества в этом соработничестве являются святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна и их Дочь – Пресвятая Владычица наша Богородица – как давшие земное тело Господу. Поэтому священник, ежедневно завершая богослужение произнесением особой молитвы – отпуста, наряду с другими святыми обязательно вспоминает и земных родителей Господа Иисуса Христа. Цель такого поминовения – возгревать в нас благодарность к тем, кто своей богоугодной жизнью дал людям возможность узреть воочию Бога Слова, как пишет апостол Иоанн: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).
А знаете ли вы, как возник праздник Рождества Богородицы?
Праздник возник в начале VI века, первоначально – в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и получил распространение в других поместных церквах.
Первое упоминание о празднике Рождества Богородицы мы находим в гимнах Романа Сладкопевца, написанных в период с 536 по 556 год. Однако повод к появлению праздника возник немного раньше, после событий Эфесского собора. Этот собор, который проходил в 431 г. в городе Эфес, осудил ересь несторианства. Основоположник этой ереси, патриарх Константинопольский Несторий, считал, что Пресвятая Дева Мария родила человека, соединенного со Словом Божьим, он также предложил именовать Пречистую Матерь не Богородицей, а Матерью Христа (Христородицей). Один из основных защитников православия на Эфесском соборе – патриарх Кирилл Александрийский – стоял на позициях имени Богородица. Анафема несториан на Эфесском соборе и отвержение ереси Нестория послужили толчком к усилению почитания Богородицы. С этим усилением, вероятнее всего, и связано появление праздника воспоминания Рождества Богородицы.