Как должны общаться христиане разных конфессий? Как относился к иноверцам Христос? Нужно ли спорить о вере? Чем опасны религиозные дискуссии? Каким должно быть отношении православных к инославным христианам и к иноверным.
В современных толковых словарях под иноверным обычно понимается человек другого вероисповедания, а под инославным христианин не православного вероисповедания. (прим. редакции).
Возлюби своего ближнего, сказано в Библии. Христианство толкует это как любовь к каждому человеку, независимо от веры и происхождения. И к негру, и к эскимосу, и к язычнику, и к атеисту. Но это в идеале. Порой христианин не способен возлюбить даже своего единоверца, принадлежащего к другой конфессии. Длится это веками. Связано это с разницей в догматах, обрядах, молитвах. И с политикой.
В эпоху апостолов не было разных конфессий. Писание гласит:
«Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас»
(к Ефесянам, 4:5-6)
Верующие следовали только за Христом.
К нашему времени в христианстве сформировались около двух тысяч конфессий и сект. И представители каждой считают только себя истинными христианами. О прочих же отзываются, кто с сожалением, кто с пренебрежением.
Началось это давно. Наверное, с той поры, как тысячелетия назад два благочестивых мудреца впервые поспорили из-за религии. С тех пор отчуждение нарастало и конца этому процессу не видно.
Религиозная дипломатия Христа
Для православного человека идеалом отношения к иноверцам является Христос. Его современниками были не только иудеи, но и представители полуязыческих сект. Общаясь с ними, Сын Божий оставался неизменно вежливым и доброжелательным.
В Евангелии не раз упоминаются самаряне. Впервые я услышала о них в детстве, когда бабушка пела духовный стих «Христос и самарянка».
Под тенью навеса на выступе гладком
Сидел у колодца Христос,
Пришла самарянка обычным порядком,
Наполнила свой водонос.
Христос попросил поделиться водою,
Она же сказала в ответ:
«Ведь я самарянка, а с нашей средою,
Общения, кажется, нет».
А почему, собственно, нет общения? Тогда я предполагала, что это жители враждебной Израилю страны. На самом деле рознь была религиозной. Самаряне являлись потомками евреев и хананейских племён, вера их представляла собой синтез язычества и иудаизма. Бог Израилев был для них не единственным, но, возможно, первым среди других богов. Правоверные иудеи когда-то не позволили самарянам участвовать в восстановлении иерусалимского храма. Это посеяло ещё большую вражду между ними. По сути самарянка была раскольницей, а как оказалось далее, ещё и грешницей.
Христос ей сказал: «Приведи сюда мужа»,
Ответила: «Нет у меня».
Ты правду сказала, ты пять их имела,
И этот не муж у тебя…
Но Сын Божий избегает гневных обличений, диалог продолжается, самарянка осознаёт, что её жизнь перед этим путником, как на ладони. Она понимает, что это пророк и приводит к нему других горожан, чтобы Христос проповедовал им. И многие уверовали в Него.
Дальнейшую судьбу самарянки рассказывает священное предание – она приняла близко к сердцу учение Христа. Сама стала проповедовать его язычникам и иудеям. И через годы претерпела мученическую смерть в Риме. Погибли за веру и два её сына. Звали самарянку Фотина, и сегодня мы видим эту благочестивую женщину на иконах.
Представим, что Христос на первые слова самарянки упрекнул бы её язычеством и блудной жизнью. Женщина ушла бы оскорблённой и проповедь у колодца просто не состоялась. Но Христос дал нам пример религиозной дипломатии.
Самаряне не раз упоминаются Евангелием в позитивном контексте. Вспомним рассказ о милосердном самарянине. Для иудея самарянин по умолчанию чужой, поскольку верит и молится не так, как положено. Но он стал положительным героем притчи Христа том, кто для человека – ближний. Сюжет её знаком большинству – мимо иудея, раненого разбойниками, прошли по своим делам священник и левит – единоверцы, служители храма. И только иноверец-самарянин пришёл на помощь несчастному – перевязал раны, отвёз в гостиницу и оплатил проживание там. «Иди и поступай так же», – советует Христос своему собеседнику.
Главным связующим звеном между людьми становится милость, а не общая вера. Потому что вера без дел – мертва.
Но и добрые слова имеют не меньшее значение. Поскольку человека к себе не привлечёшь ни бранью, ни ядовитой иронией.
«Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя – возвысится»
(Лк. 18: 9–14)
Старцы об отношении к инославным
Из лексикона святых отцов древности не исключить определения «еретики». Тем не менее, отношение к инославным было разное – от нетерпимого до спокойного философского. Кому должны подражать мы? Поскольку Христос призывал к миру и любви, значит, стоит обращаться к добрым поучениям. Они ближе к евангельской истине.
«И так не бойся молиться за язычников, и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то, очевидно, и о еретиках. Потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения — по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг ко другу»,
– пишет Святитель Иоанн Златоуст
У каждого ли подвижника нужно учиться восприятию инославных? Отношение Русской православной церкви к ним меняется и меняется отношение тех, кто говорит от её имени. Например, святитель Феофан Затворник (1815-94), епископ Русской православной церкви, писал о старообрядцах: «Будто все, что печатается, то истинно. – Мало ли басен и сказок печатают?! Басня и напечатанная все же остается баснею. Так и раскольнические книги – и напечатанные – все остаются нелепостями» или «Раскол (старообрядческий) распространяется старыми девками, нередко развратными, и мужиками, иногда бродягами, а всегда такими, которые работать не хотят, и вздумали себе добывать хлеб ложнопоповством и жить за счет простых людей. Все они едва выучились читать и едва бредут по книге, а лезут в учители» («О Православии с предосторожностями от погрешений против него»).
Гонения на старообрядцев длились несколько веков. Во времена патриарха Никона их жгли, отрезали языки, ссылали. Позже разрушали скиты, отбирали древние книги, иконы. А что же сейчас?
Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством считает, что древний обряд напоминает нам о единстве между миром человеческим и миром ангельским. А песнопения старообрядцев отображают молитвенное воздыхание человеческой души.
Он говорит: «Мы должны понимать, что между православными и старообрядцами, по крайней мере, старообрядцами поповского согласия, нет вероучительных расхождений. Есть расхождения, связанные с обрядом, с литургической традицией, но не те, которые относились бы к вероучению. А это означает, что существует почва для диалога и сближения».
От осуждения пришли к одобрению. И прежнее отношение – с сожжениями и оскорблениями не лучше нового – с кротостью и милосердием. Ведь Христос не сжигал и не оскорблял, но сам терпел гонения. И близость к Нему узнаётся по любви к людям.
Протоиерей Олег Стеняев тоже отзывается о старообрядцах доброжелательно.
Благодать и спасение у инославных
Дискуссии православных мирян о других конфессиях часто сводятся к двум важным вопросам. Первый из них – спасутся ли инославные?
Спасение — в христианстве, согласно Библии, избавление человека от греха и его последствий — смерти и ада, и обретение спасённым человеком Царства небесного — блаженного соединения с Богом.
Есть версия, что Рай и Царство небесное не синонимы – Царство находится в Раю обособленно и там будут пребывать те, кто особенно угоден Богу. А в окружающем Раю – обычные праведники – в том числе адепты других конфессий и религий при условии праведной земной жизни.
На форумах дискуссии о спасении (или не спасении) неправославных полны пренебрежительных высказываний о них. Не спасутся – значит, неправильно верят, а если так – значит скудоумные люди. Увы, такое отношение почти традиционно – многие святые отцы утверждали, что инославные не спасутся. Радикализм свойственен православию, недаром это ортодоксальное учение. К тому же конфликты с европейскими странами пресекали межконфессиональный диалог. Часто война за территории оборачивалась и религиозной войной за души чужих подданных. Особенную неприязнь вызывала у православных россиян католическая церковь – ведь слишком часто являлись к нам захватчики-католики. Поляки, шведы, французы, немцы…
Преодолеть политический фактор могли немногие служители церкви. Но такие люди были. Вот что пишет святитель Филарет Московский в своей книге «Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви»: «Испытующий: По сему признаку и Восточная, и Западная Церковь равно суть от Бога. Уверенный: Да, поскольку и та, и другая исповедуют Иисуса Христа во плоти пришедша, то в этом отношении они имеют общий Дух, который от Бога есть… Изъявленное мною справедливое уважение к учению Восточной Церкви никак не простирается до суда и осуждения Западных христиан и Западной Церкви. По самым законам церковным, я предаю частную Западную Церковь суду Церкви Вселенской, а души христианские суду или паче милосердию Божию».
Мнения современных священнослужителей
Игумен Савва (Мажуко): «Я вовсе и не утверждаю, что иноверцы спасаются, я просто настаиваю, что у нас нет никаких оснований считать их обреченными на адские муки только за принадлежность к другой религии. Все евангельские реплики, связанные с посмертным наказанием грешников, указывают на главный критерий: Господь будет судить людей за преступления против любви. Достаточно вспомнить описание Страшного суда, которое дает нам Сам Судия в Евангелии от Матфея (глава 25). Сам Господь подробно излагает ход этого судебного разбирательства. Христос приходит на суд во славе с ангелами Своими и отделяет грешников от праведников как пастырь отделяет овец от козлов. А потом идет опрос подсудимых. О чем Христос спрашивает? Не о религиозной принадлежности — увы! — не о политических взглядах, не об образованности и социальном статусе. Нагих одели? Больных посетили? Странников приютили? Голодных накормили? Жаждущих напоили? Вот и всё. А потом каждый идет туда, куда ему и следует — в радость Господа или в муку».
Игумен Силуан (Туманов): «Как они всё за Господа Бога решили!» — говорил о некоторых современных «ревнителях благочестия» один мой знакомый батюшка — седовласый протоиерей «со стажем». «Ведь кто спасётся кто нет — ведь Один Бог знает! А у них, что за самоуверенность?!! Католики и армяне у них не спасутся, мусульмане не спасутся. Дети некрещеные — сразу в ад, как будто у них была возможность покаяния! Всех осудили, и думают, что одни они спасутся и одни хотят на райской поляне сидеть. Уже и Страшный Суд им не нужен! Всех сами распределили!»
Точно мы знаем одно – что праведники будут в Раю, а грешники в Аду. Но что касается религий, то не нам, грешным, решать, куда попадут инославные и иноверные. Возможно, участь наша будет горшей, нежели участь этих людей, если жили они более праведно.
Второй важный вопрос – есть ли в таинствах инославных благодать? Благодатью именуется Божественная энергия, сила или действие, в которой Бог являет Себя человеку, преодолевающему с её помощью грех и достигающему соединения с Творцом.
Порой православные люди вовсе отказывают инославным в том, что и у них проявляет себя божественная сила. Порой проявляют снисхождение. Но это частные мнения.
Давайте обратимся к официальному документу «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», опубликованному на сайте Московского патриархата: «Общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство».
Русская православная церковь всегда считала возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами древних восточных церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной церкви и воспитания детей в православной вере.
Иерей Александр Кухта рассуждает о католиках позитивно.
А вот что рассказывает сыктывкарский священник, иеромонах Игнатий (Бакаев) из региона, где много протестантов: «Диавол разделяет нас, каждый шаг к человеческим отношениям даётся тяжело. Помню, еду в автобусе с одной из наших певчих. К ней подошла славная такая девушка, статная, миловидная, – глаза радуются. Обнялись они. Певчая преподавала этой девушке искусство вокала в музыкальной школе. Спрашиваю: “А почему она не с тобой, не поет в храме?
Оказалось, её ученица принадлежит к другой конфессии. “К какой? – спрашиваю, обращаясь к девушке. – Я вот православный, а вы? Отворачивается, смотрит в окно, а потом голову подняла, нашла силы, осмелилась мне, бородатому, внушающему страх и трепет, ответить: “Я христианка”.
И так смотрит, словно я язычник римский и сейчас начну её мучить, а то и казни предам. Говорю на это с удивлением, пытаюсь успокоить: “Вы знаете, Настя (так её зовут), я ведь тоже христианин.
Тут она окончательно отвернулась от меня и даже ушла в другую часть автобуса. И с тех пор началось. Едва ли не каждое утро её вижу. Видно, ей хорошо, она молода, здорова, ждет каких-то радостей от наступающего дня. А как меня завидит, вся скукоживается, становится какой-то несчастной. И у меня сердце тоже начинает скорбеть, настроение сразу портится, какую-то вину ощущаю. Около года так продолжалось, и вот однажды я вечером, уставший, захожу в автобус, смотрю: опять эта девушка, только на этот раз с матерью, которая попыталась уступить мне место со словами: “Садитесь, батюшка”.
Девушка встрепенулась. “Нет, – говорит, – мама, я уступлю”.
Сел я на её место, и с тех пор она стала со мной здороваться, я перестал быть опасным, чужим человеком. Вот как тяжело дается крохотный шажок навстречу друг другу, к простым человеческим отношениям. Сейчас я больше не вижу в инославных врагов, а просто людей, которым нужны и наше участие, и наши молитвы. С теплотой надо относиться. Не из миссионерских целей, не ради того, чтобы произвести впечатление, а чтобы самому остаться православным».
Отец Вениамин (Новик) хорошо отзывается о протестантах
Нужны ли споры о религии?
Споры мирян о религии – явление ненужное и опасное по нескольким причинам.
- Они ни к чему не приводят, настраивая людей друг против друга.
- Они рождают в душе гнев, осуждение, презрение, высокомерие.
- Они отвращают потенциальных неофитов, наблюдающих за спорами, от Церкви.
- Они могут воплотиться в реальную жизнь как преступные действия.
Есть и в наше время старцы, или считающие себя старцами, которые изливают яд ксенофобии по отношению к другим конфессиям. Есть и плоды их стараний.
Например, составляются списки «врагов Православия» с тегом «при ЧП расстрелять».
Есть у меня хороший знакомый из националистической организации. Набожный человек, почитатель Рафаила Берестова. Примерно в 2014 году отправились парни из этой организации на Донбасс, тоже православные люди, воевать за Новороссию с Вооружёнными силами Украины. В разговоре со своим знакомым я заметила:
– Зачем славянам убивать славян? Христианам – христиан? Я за дипломатическое решение конфликта.
– Ребята поехали карать униатов! – Заявил знакомый.
Для ребят это было священной войной, религиозным противостоянием, даже на знамёнах изображали Христа. Каждый украинский солдат для них по умолчанию был униатом, хотя, без сомнения, есть в рядах ВСУ и адепты РПЦ МП. Но даже если и униаты, и католики – разве это причина для выстрела? И с той, и с другой стороны священники благословляли солдат и кропили святой водой. И молитвы читали одинаковые к одному Богу.
Вот чем оборачиваются межконфессиональные дрязги – сначала в интернете, а потом на поле боя. Тогда про автокефалию и речи не шло! Не из такого ли взаимного неприятия она выросла? Стоит и на себя посмотреть, а не только винить украинцев.
Когда политика смешивается с религией, последствия непредсказуемы.
Что требуется от православного в отношении инославных?
Отнюдь не разжигать рознь, но хранить свои религиозные убеждения.
- Не участвовать вместе с ними в богослужениях
- Не употреблять их причастие и святую воду
- Не ставить свечи в инославных храмах
В то же время свидетельствовать о Православии порядочностью и добрыми делами. Избегать резких суждений о чужой вере.
Святитель Иоанн Златоуст о людях другого вероисповедания :
«И не говори мне таких бессердечных слов: «Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего». У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие».
Спасение человека или его погибель заключается в отношении к ближнему. Это азбучная истина христианства, общая для всех конфессий.