Что говорит о страннолюбии Библия? Как принимали гостей на Руси? Что изменилось в традициях гостеприимства?
Гостеприимство Авраама
«Гость в дом – Бог в дом», так в русской пословице отразились слова Христа: «Я был странником и вы приютили меня». В Священном Писании много упоминаний о посещениях праведников ангелами, святыми, обычными людьми. Порой эти события судьбоносны.
В Ветхом завете одним из знаковых сюжетов является приход ангелов и Творца к Аврааму, а затем ангелов к Лоту. Поначалу для Авраама это просто три мужа – три обычных странника. Тем не менее, он зазывает их к себе и делает это с радостью, а угощение готовит быстро.
– Не пройдите мимо, – просит Авраам: «И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели».
Знаменитая икона Андрея Рублёва «Святая Троица» имеет и другое название «Гостеприимство Авраама».
Затем два ангела отправились дальше, а один остался и беседовал с Авраамом, это и был Господь. Аврааму небесные гости пообещали сына и бесчисленное потомство в грядущих веках.
В личной беседе с Господом Авраам попробовал отстоять жителей Гоморры и Содома, умоляя пощадить города ради небольшого числа праведников, сначала ради пятидесяти, потом ради сорока пяти, тридцати, двадцати, десяти.
Господь пообещал пощадить горожан ради десяти праведников, но, увы, даже такого количества благочестивых людей в Содоме и Гоморре не нашлось.
Когда ангелы подошли к воротам Содома, там сидел Лот – племянник Авраама. Он стал настойчиво приглашать к себе путников. Те поначалу отказывались, поясняя, что заночуют на улице. Но Лот не отступал. Мы можем догадываться, что он пытался скрыть незнакомцев от порочных горожан. Впрочем, те всё равно явились к дому, где проживало семейство Лота:
«Еще не легли они спать, как городские жители, содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их».
По древним законам гостеприимства хозяин должен защищать своих гостей любой ценой. Несчастный Лот предлагает горожанам своих дочерей, но девушки содомлян не интересуют, они обещают поступить с Лотом ещё хуже, чем с его гостями. В итоге ангелы поражают наглецов слепотой, выводят Лота и его дочерей за пределы города. А на Содом и Гоморру обрушиваются огонь и сера.
Можно сделать вывод, что не только разврат стал причиной гибели жителей Содома и Гоморры, но и бесчеловечное отношение к путникам. «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю». (Бытие, 18)
И они поступили так! Видимо, не в первый раз гости становились жертвами в этой местности. Недаром быстро собралась толпа горожан и дерзко звучали их требования.
В Библии мы видим наглядные примеры, как следует поступать и как не следует поступать с доверившимися нам людьми.
Найдутся ли десять праведников
Мне вспомнился история о селе, где росла. Я родилась в Саратовской области, жила там до семи лет, затем наша семья переехала на Тамбовщину. В незнакомом селе нас встретили неприветливо, чужих здесь не любили. Однажды мы узнали, что творилось в этом местечке в двадцатые годы. В Поволжье был голод и оттуда на Тамбовщину в поисках хлеба приходили голодающие странники. Они приносили с собой последние ценности, чтобы обменять их на еду. Что могло быть у этих несчастных? Предположим, золотое колечко или серьги. Сельчане брали эти ценности, взамен давали продукты, но когда чужаки выходили за околицу, нагоняли их, убивали и забирали продукты обратно. В советские времена православные традиции здесь были разрушены, церковь сожжена комсомольцем, порядочные люди репрессированы. Последние верующие старушки ныне умерли. Найдётся ли там десять праведников, ради которых село не исчезнет с карты России?..
Страннолюбие
Новый завет хвалит гостеприимство.
«Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам», –
пишет Апостол Павел
Христос, проповедуя, много странствовал. Порой он не знал, где приклонить главу.
Но мы помним о том, как останавливался он в доме Лазаря и его сестёр Марфы и Марии, и позже, движимый дружеским чувством, воскресил Лазаря из мертвых.
Принимал ли гостей сам Христос? Как правило, мы видим его в пути, а не под родным кровом. Но можем вспомнить, как Сын Божий, узнав о смерти Иоанна Крестителя, удалился в пустынную местность. Тогда за ним последовал народ из нескольких городов.
«И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
Он сказал: принесите их Мне сюда.
И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей».
Заметим, что Сын Божий не отослал народ на поиски пищи, но ради своих последователей сотворил чудо умножения хлебов и рыб. Через некоторое время Христос повторил чудо, насытив несколькими рыбами и хлебами четыре тысячи человек.
Также на свадьбе в Капернауме, будучи одним из приглашенных, он превратил воду в вино ради гостей. Хотя сказал своей матери, что ещё не пришла ему пора творить чудеса.
И делал он это для всех присутствующих – и благочестивых, и грешных. Так Солнце светит всем.
Храм – дом Божий
Сегодня, входя во храм, каждый из нас становится гостем Божьим. Первая скиния, где приносили жертвы Творцу во времена Ветхого завета, была задумана именно так. «И пусть сделают Мне святилище. И буду обитать среди вас», сказано в главе «Исход».
Молитва – наша хвала незримому хозяину храма и святым угодникам.
Исповедь – личная беседа с Ним, поскольку в этот момент священник воплощает Христа.
Причастие – чудесная трапеза, доля Его благодатной силы.
Дары Ему – наша любовь и добрые дела.
В доме Божьем нужно вести себя скромно и почтительно, ведь мы пришли к Владыке мироздания.
Если мы забываем о храме, то его хозяин огорчается и отворачивается от нас.
«Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея… Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдём»,
сказано в Псалмах Давида
И как принимали мы своих смертных гостей – приветливо или холодно, так примет нас Бог в своём доме.
Хлебосольная Русь
У каждого народа бытовали свои обычаи гостеприимства – кто-то дарил любую вещь, которая приглянется гостю, кто-то предлагал на ночь свою жену.
Русский народ в гостеприимстве избегал крайностей и проявлял искреннюю щедрость, руководствуясь верой и обычаем.
– Добро пожаловать! Милости просим! – Такими словами, с поклонами встречали гостя. Тот, войдя, крестился на иконы. Потом хозяйка предлагала ему выпить чарочку вина, гость выпивал, целовал хозяйку. Его приглашали в Красный угол. Там, под иконостасом, было самое почётное место. Поначалу предлагали отведать хлеба и соли, это было символическое действо, поскольку на Руси всегда чтили хлеб и ценили соль. Но позже фраза: «Отведайте наши хлеб да соль» стала символизировать весь ритуал угощения.
Хозяйка с дочерьми или служанки накрывали на стол. Помолясь, трапезу начинали с пирогов, затем вкушали рыбные и мясные блюда – «жаркое», а завершали «ушным» – так именовали супы. Если гость приехал издалека, от него ждали новостей о том, что творится на белом свете. Вели светские беседы на разные темы. Могли развлечь охотой, попарить в баньке. Обратно провожали добрыми напутствиями: «Поезжайте с Богом!», «Храни вас Господь!». И крестили вслед.
Особое отношение было к верующим странникам, которые постоянно ходят по святым местам, не имея жилья. И к богомольцам, которые, на время оставив дом, идут по обету в отдалённый монастырь, например, в Киево-Печерскую Лавру, или в Иерусалим к Гробу Господню.
Некоторые странники слыли блаженными, их знали и благоговели перед ними, презревшими мирские блага. Даже если такой человек был бедно одет, бос, опутан ржавыми веригами, принять его считали за честь.
Странника или странницу старались угостить, одарить, хотя такие гости отказывались от обильного угощения и брали разве что грошик на свечу. Вокруг них собирались в ожидании духовной беседы, рассказов о чудесах, ждали: не промолвит ли пророчество о грядущих временах? Прощаясь, просили помолиться за хозяев.
Русское гостеприимство в наши дни
Сегодня русское гостеприимство чаще проявляется в отношении к родственникам и друзьям. Это первое отличие. Близкому человеку предложат хорошее угощенье. Постороннему только чай или кофе. Но, как правило, встретят тепло и поинтересуются, как дела? Впрочем, чисто символически. Одна моя коллега, дама интеллигентная и утончённая, часто напоминала, что в гостях считается дурным тоном рассказывать о своих болезнях и о детях. То и другое – личное дело человека. Но замечала, что можно обсуждать домашних животных и события в мире культуры. В полуатеистическом обществе людям неинтересны проблемы друг друга, поэтому считается – темы разговора должны быть отвлечёнными, позитивными.
Второе отличие – недоверие. Никто не станет зазывать за стол первого встречного, который нуждается в крове. Да и первый встречный скорее окажется пьяным бомжем, нежели странником, идущим по обету к святым местам.
Верующая старушка-учительница, зимней ночью увидев в канаве пьяного односельчанина, испугалась, что он замёрзнет. Кое-как вытащила из сугроба, завела к себе домой, посадила у печки. К утру очнувшись, односельчанин отправился восвояси. Но позже стал рассказывать, что у него из кармана исчезли деньги: а вдруг, их присвоила старушка? Та была потрясена его подозрениями. Для остальных жителей это стало уроком – не делай добра, не получишь зла. Так рушатся традиции.
Третье отличие – обилие спиртного. В гости нередко идут с бутылкой, провоцируя хозяина выпить. И в богемной компании, и на крестьянской пирушке. А дальше бегают в магазин, добавляя и добавляя алкоголь на стол. Сколько бытовых убийств и насилия совершено в компаниях, где злоупотребили спиртным! А если собралась молодёжь, могут принести наркотики. Городские подростки уже с 13-14 лет начинают пробовать запрещенные вещества. В том числе в гостях у ровесников.
Четвёртое отличие – нелюбовь к затянувшемуся визиту ближних. Порой я слышала от знакомых, которые принимают гостей на длительный срок, досадливые замечания о том, как тяжело находиться рядом с другими людьми, у которых свои представления о порядке и режиме. Обычно в роли надоедливых гостей выступают городские родственники, явившиеся на всё лето к деревенским, которые стесняются показать на дверь внукам или племянникам. Может быть, некоторым не стоит содержать гостей у себя по месяцу, а в душе осуждать их?
Часто неимоверное количество гостей люди зазывают на свадьбу, а потом скорбно подсчитывают траты и ругают родственников и друзей за дешёвые подарки…
Это обратная сторона гостеприимства.
Протоиерей Андрей Ткачёв рассказывает, как избежать ошибок в гостях.
Всегда нужно учитывать свои силы – моральные и материальные. И осознавать: ты принимаешь гостей из любви к ним, или из тщеславия, чтобы пустить пыль в глаза? Не затем ли накрываешь богатый стол, чтобы после рассказывать направо и налево, как потратился? И отправляясь в гости, следует соблюдать приличия, уважать интересы хозяев. Важно, чтобы всеми поступками руководили добрые чувства, а не гордыня и эгоизм. Это по-христиански.