Накануне празднования Дня Святой Троицы и Дня Святого Духа ваш покорный слуга провёл небольшой опрос среди людей, постоянно посещающих храм, а также среди тех, кто отождествляет себя с Православием, но редко участвует в Таинствах. Верующие отвечали на три простых вопроса: Кто такой Святой Дух? Какие события Церковь вспоминает в День Святого Духа? О дарах Святого Духа и почему они так важны для нас?
Что вы знаете о Святом Духе?
Постоянные прихожане храмов, в общем, изложили всё верно: «День Святого Духа празднуется в понедельник после «Троицы». В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Это важно, поскольку, когда Господь Иисус Христос возносился на Небо, возвращался туда, Он пообещал, что пошлёт в утешение апостолам Святого Духа.
Святой Дух – это Третье Лицо Святой Троицы».
А вот среди тех людей, которые считают себя христианами, но храм посещают нерегулярно, версии заметно разнятся. Один из моих респондентов в ответе изложил классическое учение о модусах: «Увы, я могу только сказать, что это одна из форм Бога». Другой отвёл Богу Духу Святому роль божественной энергии: «Это что-то свыше. Это как какая-то защита определённая, данная свыше». Третий же отвёл Духу Святому роль философского понятия: «Святой Дух – это, наверное, какой-то собирательный образ всех святых. Что-то обобщённое. Ну а празднуется что-то, как мне кажется, связанное со святыми именами и святыми людьми».
Как видите, все версии разные и все погрешают против истины. Давайте кратко разберём, почему.
Модализм, похожий также на индуистское учение об аватарах, не прав потому, что отказывает Богу Духу Святому в полноценности бытия. Эта концепция утверждала, что Бог един, но в течение времени для людей проявляет Себя по-разному: то в одном образе, то в другом. Таким образом, Бог появляется перед людьми как бы в «масках», ни одна из которых не является Его полноценной и истинной личностью.
Представление о Боге Духе Святом, как о божественной энергии (благодати), неверно потому, что вновь умаляет Его Личность. Бог Дух Святой такая же полноценная Личность, как Бог Отец и Бог Сын. А благодать является лишь одним из примеров Его чудесных даров и Его действия в людях.
Наконец, третий респондент попросту перепутал понятия «Духа Святого» и «святости». Поэтому сегодня мы вместе с вами постараемся ещё раз вспомнить учение Церкви о Боге Духе Святом и события, которые Церковь вспоминает в наступающие святые дни.
День Рождения Церкви
На пятидесятый день после Воскресения Христова (Пасхи), Церковью отмечается День Святой Троицы (он же Пятидесятница), всегда приходящийся на воскресенье. В следующий за Пятидесятницей понедельник Церковь отдельно чествует Бога Духа Святого.
По сути, оба дня посвящены воспоминаниям одних и тех же евангельских событий. В день Вознесения Спаситель действительно обещал ученикам, что они надолго не останутся без божественного руководства, и он пошлёт им Утешителя.
Книга «Деяний святых апостолов» так повествует нам о событиях в Сионской горнице, где ранее состоялась Тайная вечеря, а на десятый день по вознесении Спасителя вновь собрались апостолы:
«… Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи евреи отмечали праздник цветения и первых плодов. В этот день в Иерусалим собрались благочестивые иудеи не только из разных областей Святой Земли, но и из прочих провинций Римской империи. Город был также наполнен и римскими солдатами, торговцами и путешественниками из других земель. Все они были поражены одним из удивительных даров Святого Духа апостолам – умением говорить на языках иных народов:
«каждый слышал их говорящих его наречием»
(Деян. 2:6).
После этого чуда состоялась первая проповедь учеников Спасителя о воскресшем Христе и уже апостолы стали учителями для первых 5000 уверовавших. Так, чудесным сошествием на апостолов Бога Духа Святого была основана Святая Церковь.
Каждое лицо Святой Троицы по-своему поучаствовало в замысле божием о человеке. Бог Отец сотворил всё сущее, видимый (материальный) и невидимый (духовный) мир, живых существ и человека. Бог Сын восстановил общение падшего человека с Богом. Восприняв человеческую природу, Он искупил её своими безвинными страданиями и смертью, преобразил её в воскресении и навечно приблизил к Божеству, вознесшись в Царство Небесное с человеческой душой и в человеческом теле.
А Бог Дух Святой, сойдя на апостолов в виде огненных языков, сообщил им ряд благодатных даров и возглавил мистическое тело Святой Церкви, сохраняющей для новых поколений Священное Предание.
Церковь после сошествия Святого Духа стала не просто организацией, не просто сообществом людей. Сам Дух Святой таинственно руководит Церковью, сохраняет для нас в неприкосновенности учение Христово и дарит благодатью тех из нас, кто твёрдо желает приобщиться к Истине. Вот почему Пятидесятница считается днём рождения Церкви.
Зачем Духу Святому посвятили отдельный день?
Первые века христианства прошли неспокойно. И даже не вследствие гонений со стороны языческих властей Римской Империи. Церковь пыталась осмыслить и верно выразить учение Господа Иисуса Христа и на этом пути вела споры внутри себя и с лучшими учёными умами среди язычников.
Церковные иерархи и философы часто неверно интерпретировали отдельные положения Священного Предания. Так появлялись разнообразные ереси, которые Церковь отвергала после обсуждения на Вселенских и Поместных соборах. На тех же соборах архипастыри старались правильно выразить учение о Троице или иные основные положения христианской веры, чтобы избежать неверного толкования в будущем. Верное истолкование основных истин христианства стали называть догматами.
Накал тринитарных споров первых веков заставил епископов дополнительно подчеркнуть божественность Духа Святого. Настоятель храма во имя святого Георгия Победоносца в посёлке Новом Новосибирской области священник Евгений Малмыгин, так пояснил это: «Празднование Дня Святого Духа, Третьей Божественной Ипостаси, то есть, Личности, установлено сразу после дня Святой Троицы, когда Дух Святой сошел на апостолов, в противодействие учению еретиков отвергавшим божество Духа Святого».
Догмат о триипостасности Божества, сформулированный на первых двух Вселенских соборах звучит так: «Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная».
Участниками этих же соборов была составлена одна из основных молитв христианского мира с глубоким богословским содержанием. Так называемый «Никео-Цареградский Символ веры». В Символе веры учению о Боге Духе Святом посвящен восьмой член, по-русски звучащий так: «И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков».
Дары Духа Святого
Дух Святой сошёл не только на апостолов, но также сходит и на каждого нового члена Церкви. В Таинстве Миропомазания, почти всегда совершающемся вместе с Таинством Крещения, священник помазывает части тела крещаемого святым миром (особым освящённым благовонным маслом), произнося при этом: «Печать дара Духа Святаго» и молитвенно призывая Святого Духа просветить этого конкретного человека.
Святой Дух сходит на человека и помогает ему своим разумом и сердцем усвоить великие истины учения Христова и, придерживаясь их, получить духовные плоды, о которых говорит апостол Павел: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галат. 5:22-23).
Святой Дух в человеке может проявлять себя различными сверхъестественными дарами, о которых писал апостол Павел в двенадцатой главе Первого послания к Коринфянам: «Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».
Но эти дары проявляются только по необходимости. Так, многие толкователи Священного Писания считают, что глоссолалия («говорение языками») была дарована апостолам Богом специально для успеха распространения христианства в тех странах, куда им предстояло пойти с проповедью, а позже исчезла в Церкви, как выполнившая своё назначение.