Почему не стоит желать имущества ближнего? Какой вред душе приносит зависть и пустые мечтания? В заключительной статье цикла о десяти заповедях поговорим про последний пункт Синайского завета.
«Эх, мне бы такую…»
Духовную природу человека трудно разложить на видимые элементы также детально, как биологическую: не видно ее простому взгляду. Но законы невидимого мира работают всегда точно, как швейцарские часы. Добродетель и грех безотказно влияют на жизнь человека, его духовное и физическое состояние. Не увидев души, христиане за тысячелетия глубоко изучили ее незыблемые законы.
Ветхозаветное человечество, еще не готовое к принятию «свободы духа», получило от Бога через Моисея жесткие ограничения, призванные к сохранению людей от вечной погибели. Среди 10 заповедей последняя, при внимательном и глубоком рассмотрении, требует размышлений и пояснений.
«Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего» (Исх. 20:17).
«Я вроде и не желаю» – сходу скажете вы. Хорошо, если так. Но 10 заповедь, на первый взгляд кажущаяся ограничителем внешних действий, как и предыдущие, тонкой нитью прокладывает границу в глубине нашего сердца. Попробуем проверить себя вместе. Вокруг нас – целый мир, яркий, сверкающий, громкий и на первый взгляд привлекательный. Мы видим гораздо больше своей житейской реальности, ведь современное «око Саурона» позволяет нам наблюдать за жизнью тех, кто по меркам общества успешнее и состоятельнее нас.
Бывает, и далеко ходить не надо: мимо нас промчится дорогое авто, из него выскочит красотка на миллион (в буквальном смысле слова), и по внешности ее спутника мы быстро сделаем для себя выводы о благосостоянии пары. Чего говорить про яркие картинки клипов, которые делают не «звезды» шоу-бизнеса, а блогеры, путешествуя по миру, наслаждаясь общением со знаменитостями и вызывая зависть своей самоуверенностью.
Уютная вилла на острове в Тихом океане вызовет в глазах мечтательный блеск. И каждая новая картинка жизни нет-нет, да подбросит мысль: «Хочу также».
Дорога к греху
Святитель Николай Сербский называл желание семенем греха.
Захотеть что-то, что есть у ближнего, значит, встать на путь духовного воровства, проложить дорогу к греху в своем сердце.
Да, может быть, это никогда не выйдет наружу, а ближним окажется человек, которого вы увидите всего на несколько мгновений, и он растворится в пучине житейского моря.
Желание есть корень греха. Оно как огонь полыхает в душе, лишает ее покоя, становится причиной зависти, ненависти, жадности и уныния. Несбывшееся желание у человека, убежденного, что у него должно быть «не хуже, чем у соседа», вызывает настоящие адские муки в душе. Желая того, что тебе не принадлежит, ты оказываешься в самой настоящей преисподней без радости и внутреннего света.
Земные муки
Почему нам кажется, что нам нужна именно эта «игрушка» ближнего? Почему мы считаем, что что-то из принадлежащего ему – от имущества до личных качеств – в равной степени будет полезно и нам? Мы не ищем ответа на этот вопрос, а, как правило, задаем самим себе, да и Богу, другой: почему у него есть, а у меня – нет? Этот по-детски наивный вопрос во взрослом возрасте отдает нешуточной опасностью.
Неразумный ребенок может поплакать и забыть. Взрослый человек более последователен в мыслях и желаниях. Более того, со временем он становится их рабом. Привычка смотреть на других, искать лучшее у них, не пытаясь заглянуть для этого в себя, обнажает ропот, злобу и гордыню души.
- Мы отказываемся признаться себе, что мы недостаточно трудились для того, чтобы на что-то заработать.
- Отказываемся признаться себе, что по жизни нас ведет Бог, а уж он точно знает, что для нас полезно, а что нет.
- Мы отказываемся признаться себе, что к каждой ступеньке жизни нужно оказаться готовым, прежде всего, внутренне.
Будет ли нам польза от богатства? Или мы тут же забудем о Боге, ближних, здравом смысле и будем упиваться выпавшем на нашу долю «счастьем», мня себя королями жизни и переступая через людей вокруг нас, не считаясь с ними и откровенно презирая? Кому будет польза от нашего богатства?
Мы нанесем ущерб себе, потому что грех всегда отдаляет от Бога, а если не с Ним – все без толку. Мы причиним вред другим людям. Посмотрите, сколько примеров того, как меняется человек, на которого внезапно свалились власть или деньги? Меняется взгляд, осанка, походка, а вместе с тем и отношение к людям. Конечно, не всегда. Но покопайтесь в своей памяти, и обязательно вспомните подобные случаи. «Успех» ослепляет человека, и он убежден, что отныне он не принадлежит к своей прошлой «касте». На самом деле он остается таким же человеком, и его ждет такой же конец земной жизни, как и всех остальных.
Хранить чистоту сердца
Что же делать с этими навязчивыми желаниями, «болью сердца» о том, чем мы не обладаем? Христиане верили, что получаемое человеком в земной жизни есть дар от Бога. Кто-то может сокрушаться и говорить, например, о своем начальнике, успешном предпринимателе: а ему-то за что? Ответить на этот вопрос может только Бог. Но стоит задуматься: человек, у которого ты работаешь, дал тебе возможность трудиться, кормить себя и семью. Если поставить тебя на его место, смог бы ты также руководить организацией, выплачивать работникам зарплату уровнем хотя бы не ниже и поддерживать вот такие условия труда?
На зависти в 1917 сыграли большевики, объявив, что теперь можно отнимать у богатых их имущество. Богаче народ не стал. В Российской империи благосостояние человека в большинстве случаев зависело от его способности зарабатывать. Выкосив предпринимателей как класс, большевики просто обрекли Россию на длительную бедность. Хотя им, возможно, казалось иначе. По мнению революционеров, стоило просто забрать у ближнего то, что было давно желаемого. Кому это принесло счастье?
Бог никогда не оставит верующего в Него человека. Искреннее желание следовать заветам Отца и регулярная молитва будет поддерживать человека именно на том уровне жизни, с теми обстоятельствам и возможностями, которые были бы полезны ему для спасения души.
Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 20:28).
Если с нами Бог, о чем мы можем переживать?