Чтим ли мы «день субботний»? В чем заключается это почитание и почему воскресенье в православном мире имеет большее значение? Об этом и не только – в нашем тексте о 4-й Божьей заповеди.
Погружение в покой
Вопрос о том, почему суббота и воскресенье во всех странах христианского мира выделены под официальные выходные, неподготовленного собеседника введет в ступор. Очевидно, что традиция имеет в себе библейские мотивы, ведь и оба дня в Ветхом и Новом Завете отмечаются как время, когда человеку необходимо оставить все свои мирские дела и посвятить себя Богу.
Целиком 4-я Синайская заповедь Господа Моисею звучала так:
«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11).
Для древних иудеев память о священном статусе субботы не была новой. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его…» (Быт. 2:3) и «Вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня» (16:23). Грехопадение поставило перед человечеством новые задачи: обеспечивать себя теперь необходимо «в поте лица», и труд необходим людям как нравственный барьер, пресекающий праздность и смиряющий мятежный дух. В то же время, работа без выходных – это безусловное рабство, подчиненность человека земным заботам и забвение своей духовной принадлежности.
Вырваться из замкнутого бытового круга позволяет специальный день, посвященный Богу. Можно оставить труды, проанализировать прошедшую неделю, с горечью подумать тех благах, которые могут ожидать в вечности. Седьмой день позволял посетить общественное богослужение и соприкоснуться с Творцом ближе обычного.
Труд – это творчество, дающее конечный результат в той или иной деятельности. На седьмой день Господь «почил», то есть погрузился в покой от Своих трудов по сотворению мира. Но в Синайской заповеди речь идет о субботе… и ничего не сказано о воскресенье!
Суббота или воскресенье?
Суббота относится к временам Ветхого Завета, времени до Пришествия Христа. Иудеи в субботу отказывались от любых дел, даже количество шагов за день было довольно ограниченным. Но времена Ветхого Завета, то есть «ветхого» договора Бога с человечеством однажды закончились. Иисус Христос не отменил, но усилил, преобразил уже существующие заповеди, где-то их дополнив. Следующим за иудейским «днем покоя» стало воскресенье.
Суббота праздновалась и как память об избавлении от буквального, египетского рабства. Воскресенье стало днем освобождения от рабства греха и смерти. Старое установление преобразилось в новое.
Но суббота и в трудовом календаре по-прежнему остается выходным днем. И богослужение воскресного дня, в каждый из которых вспоминается Пасха, начинается в субботу вечером. В древности служба перетекала из одного дня в другой, сегодня мы имеем перерыв для отдыха, но суть от этого не поменялась. Мы продолжаем почитать субботний день и символически участвуем в службе вечерни, на которой проживаем ветхозаветные события сотворения мира и грехопадения человечества. А к Божественной Литургии мы переносимся в тот самый чудесный день, когда Христос воскрес, уничтожив болезнь смерти для христиан.
В богослужении, охватывающем два дня, происходит то самое преображение Спустившимся с Небес Господа зараженного грехом мира.
Время не линейно, оно циклично. День сменяется днем, неделя неделей, месяц месяцем, и календарь завязан на год, повторяя в церковных службах память о событиях христианской истории. Повторение – мать учения.
Каждое воскресенье становится для верующего Малой Пасхой, днем, когда он из раза в раз делает попытку стать лучшей версией себя. Вслед за трудовой чередой наступает короткая, но живительная череда духовного роста.
Нас с детства приучили к труду как к залогу благополучного существования (минимум – выживания), способу раскрытия себя, служения людям, а также способу развития как личности. Но все земное – остается лишь земным, сотворенным, пусть и имеющим значение для нас, но довольно мало – для вечности. Именно поэтому нужен день для духовных трудов – чтобы вечность не удалялась от нас, а приближалась в стенах храма, словах Священного Писания и наших делах милосердия.
Молитва, самообразование и милосердие
Внешнее соблюдение 4-й заповеди не выглядит сложным: ходи в храм по воскресеньям, занимайся чтением духовных книг, да делай добрые дела. Сфера духовного, конечно, сложнее и тоньше материальной: мало самого дела, нужно качественное его наполнение, иначе мы уверенно встанем в ряды фарисеев и законников, «постящихся и творящих милостыню».
Главное, что развитие и совершенствование, которые мы ставим в приоритет в каждодневных делах, должны стать приоритетом и в духовных. Не значит, что мы отрешаемся от Бога в будни, а потом вдруг резко, как роботы переключаемся на Него в выходные.
Скорее, богослужение воскресенья становится для нас глотком воздуха, духовной подзарядкой, напоминанием, очередной тренировкой на результат, разбором полетов жизни и планеркой новых свершений духа в предстоящие дни. Воскресенье – не последний, а первый день недели.
В то же время, седьмой день как бы прообраз Небесного Царства, места вечной радости, вечного богослужения, вечной любви. Вот таким будет Царство Небесное, как седьмой день, наполненное особым духом и чувством.
Великая радость держаться в этом замечательном потоке, становясь каждый день чуть лучше, стремясь делать добро и созидая свою душу. Седьмой день – наш день для Бога, целиком и полностью. Каким в идеале, должен быть каждый наш день. Потому что день без Бога – день без смысла.