Что такое правда Божья и кто ее носитель? Какую правду предлагает нам падший мир? И что можно построить, отрицая Бога? Об этом и не только в нашем очередном тексте о заповедях блаженства.
На поиски праведности!
По слову Иисуса Христа, ощущающий свою духовную нищету человек, рыдающий о грехах и обладающий кротким сердцем способен встать на четвертую ступень блаженства и близости к Богу. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6) – говорит Господь, словно о голодных и жаждущих. То, что невидимо взору, в христианской традиции всегда толкуется с помощью образов и метафор. Человеку знакомы чувства гнетущего голода и томящей жажды. Их хочется поскорее задавить обильной порцией горячей еды и здоровенным стаканом прохладного напитка. Голод и жажда настолько естественны для человеческого организма, что не требуют длительного объяснения о своей природе.
Какой же правдой Бог обещает накормить и напоить до полного удовлетворения, тех, кто испытывает ее нехватку? Когда мы слышим слово «правда», то предполагаем нечто, близкое к истине. Спаситель называет Истиной Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). То есть, чтобы достигнуть единения с Богом, нужно идти тем путем, который показал Христос. Это и есть путь правды, а следующий им – праведник, то есть исполнитель закона в хорошем смысле слова.
Человек живет среди людей, поврежденная духовная природа которых формирует соответствующую реальность. Это не значит, что общественное устройство является абсолютным злом. Наоборот, человеческие общества всегда стремились построить справедливый мир вокруг себя. Но это оказывалось невозможным на длительное время, потому что имела место быть субъективность и человеческая слабость. Поэтому существуя в обществе людей праведник, даже не будучи открыто притесняем, будет чувствовать некую неправду. Мир ведь несовершенен. И сколько бы люди не прикладывали усилий – подлинное удовлетворение человек может испытать только в Царстве Божьем. Именно туда и стремится душа праведника.
В древнерусском духовном стихе об отшельнике есть такие слова:
Когда молод был, горя не было;
Возрастать я стал – горя прибыло.
С кем держал совет – ни в ком правды нет…
То есть по мере духовного роста герой песни осознавал, что правда Божья, то есть состояние единения с Господом для него невозможны в мире. И далее подвижник уходит в поисках этой самой правды в монастырь. Фактически, инок и есть тот самый «жаждущий правды», о котором говорит Христов в четвертой заповеди. Не потому, что он ушел в монастырь (это стало следствием его личной «жажды»), а потому, что осознал ничтожность человеческих ценностей в сравнении с вечными. Так бывает у верующих людей, особенно в момент их резкого воцерковления в зрелом возрасте: старые дружеские связи внезапно могут рухнуть, а круг общения измениться. Человек начинает искать праведности и близких по духу людей.
Век фейков
Итак, праведность, которую необходимо искать христианину, очень коротко можно определить как стремление следовать заповедям Богу, желать стать подобным Иисусу Христу (как истинному мерилу Правды), направить свою жизнь на путь обожения. В эпоху постмодерна понятия добра и зла существенно исказились, и нередко грех выдается за добродетель. То есть за правду как верное мировоззрение для достижения счастливого существования.
Реклама фастфуда уверяет нам, что есть нужно в «макдаках» и иже с ними – и будешь счастлив. Но мы же знаем, что это не так. Еда никого еще не сделала по-настоящему счастливым. В еде необходима не только правильность, но и умеренность. Современная культура убеждает нас, что похоть нужно удовлетворять. Главное – следовать внутреннему желанию. Но мы же знаем, что так человек убивает душу, способность любить и хуже – разрушает свою семью. Мир сделал деньги своим богом, поэтому показатель успеха среди людей – богатство. Любыми способами, лишь бы разбогатеть. Но мы ведь понимаем, что алчность прибивает нас к земле и делает неспособными увидеть Небо. Фильмы уверяют, что не стоит сдерживать свой гнев, и красиво рисуют сцены насилия, драк, убийств, мести. Но мы же понимаем, что гнев разрушает нас самих и причиняет боль другим людям.
СМИ рисуют нам красивую жизнь знаменитостей, и мы печалимся, что у нас нет возможностей, средств и чего-то еще. Но нам же известно, что у нас перед глазами только часть картины, и за всем внешним благосостоянием стоят поступки, губительность которых мы просто не сможем воспринять. Легализация эвтаназии в ряде стран Европы как будто разрешает человеку унывать и сдаваться. Но нам ведь понятно, что самоубийство это один из самых неестественных грехов и огромная ошибка в отношении распоряжения собственным жизненным капиталом.
Нам кажется, что слава и популярность среди людей закроют глубокие дыры в нашей душе, и мы уже начинаем «хайповать» по мелочи у себя в соцсетях или личном общении. Но нет ничего более изматывающего и опустошающего, чем тщеславие. И мы думаем, что весь мир должен крутиться вокруг нас и наших личных прихотей, и все свое существование необходимо бросить на самоуслаждение. Но именно это быстрее всего доведет нас до отчаяния и осознания собственной никчемности.
Такие «ценности», безусловно, не несут для себя никакой правды для души человека. Правда – у Бога.
Утолить голод
У человека всегда внутри будет тоска по Богу. Даже неосознаваемая, она будет проявляться у христиан через ощущение неполноты себя в этом мире. У неверующих и безбожников встреча с собственной совестью и тягость нераскаянной души будет той самой тоской. Святитель Лука Крымский писал, что ищущие правды Божьей «найдут в вечной жизни, в царстве Божием ту правду, которой так мало на земле». Им трудно жить там, где есть немилосердие друг к другу, отсутствие любви, нечестность и неискренность.
Нередко можно встретить печальное суждение о том, что христианские заповеди не помогают современному человеку жить, а наоборот, мешают. Конечно, речь идет об удовлетворении уже описанной выше неправды. Да, заповеди Христа противоположны лжи и лукавству сиюминутных гедонистических культов. И правда Божия имеет стратегическое значение для всего человеческого бытия. А вот постоянный компромисс и соглашательство с собственными страстями выглядит как отказ больного от спасительной диеты в угоду сиюминутному «хочу». Что ж, можно хотеть и пойти на поводу у своего желания. И пожалеть.
Правда исцеляет душу. В поисках Бога человека видит собственное несовершенство, кается в грехах и получает некоторую награду от Господа уже здесь. А если нет, то, по слову праведного Иоанна Кронштадтского, «за всякую намеренную, упорную неправду, неизглаженную покаянием, правда Божия карает вечною мукою». То есть человек, упорно отрицавший всю свою земную жизнь Бога, Его заповеди и необходимость жить по ним, после смерти ожидаемо окажется в реальности, противоположной той, которую он создал внутри себя.
Здесь, на земле, у нас есть время приблизить душу к образу и подобию Бога с Его обязательной помощью. И вот этот поиск правды Божьей, благодатная привычка, в вечности обещает нам постоянное состояние удовлетворения наших исканий. Ад – то место, которое мы строим в своем сердце на земле.