Сегодня Православная церковь вспоминает подвиг 40 мучеников Севастийских. Сорок воинов приняли смерть за веру перед окончательным торжеством христианства в Римской империи. О том насколько этот праздник важен для православных христиан – читайте в нашем обзоре.
«Я назвал бы счастливыми тех людей, которые носят имена святых мучеников, а еще счастливее те, которые уподобляются им в своей жизни»
“Возлюбленные братия и сестры, есть такое сокровище, которое дороже всех богатств, дороже всего на свете настолько, что люди отдают за него даже свою жизнь. Это — святая, высокая, спасительная любовь к Богу. Есть такое блаженство, есть такая награда, с которой ничто не может сравниться, — это золотой венец мученичества. «Будь Мне верен до смерти, и дам тебе венец жизни», — сказал Господь [1].
И когда мы ныне празднуем память святых мучеников, наше сердце исполняется особой нежностью, сочувствием к этим людям, пострадавшим за святую правду, за Христа, мы испытываем глубокое уважение к ним, удивляемся их подвигу и невольно задумываемся, насколько же они умели ценить любовь Христову и отвечать на нее любовью. Стыдно становится за свою жизнь, дорогие мои. Ведь и мы веруем в Господа и думаем о спасении, но в душе у нас и в жизни совсем нет того горения, той ревности, той живой любви, которая особенно отличала первых христиан да и всех истинно верующих во все времена нашей христианской истории.
Мы почти ничем не жертвуем во имя Господа, мы не хотим понести никаких лишений, порой боимся открыто исповедовать свою святую веру в Бога. А верующие по-настоящему отдавали все: богатство, честь, молодость, благополучие, жертвовали самой жизнью. Они все принесли на алтарь Своему Спасителю, Господу нашему Иисусу Христу: все земные интересы, выгоды и привязанности не могли перевесить чашу их огромной, пламенной любви к Богу, которая неверующим казалась безумием.
И что особенно замечательно — так это мученичество за правду, самоотверженность молодых, даже совсем юных, чистых душой, среди которых святые великомученики Георгий, Трифон, Пантелеймон, святые великомученицы Варвара, Екатерина, святые сестры мученицы Вера, Надежда, Любовь и многие, многие другие. Они были юны телом, но мудры душой. И в слабом, немощном теле просияла такая сила духа, что слов не хватит описать все это, восхвалить их красоту и мужество.
Ведь были и те, что добровольно отдавали себя в руки мучителей, искали смерти за Христа. Какой верой твердой, сознательной, нерушимой наполнялись их сердца! Какой постоянной, неизменной, небесной надеждой питались их души! Какой пламенной любовью, той, что сильнее самой жизни, исполнялось все их существо! Это были люди, во всем подобные нам. Они жили, трудились и скорбели, пока не призвал их Господь к высокому мученическому венцу.
Сегодня мы празднуем память святых сорока мучеников Севастийских. Они были воинами, их принуждали отречься от Христа и принести жертву бесам. Их били, мучили, наконец, раздев донага, загнали на середину озера. Была зима, и дул пронзительный ветер, а на берегу мучители устроили теплую баню: язычники хотели этим соблазнить святых мучеников. Но воины Христовы мужественно терпели стужу и лютый холод, укрепляя себя пением псалмов. Однако один все же не выдержал муки, побежал в баню, думая тем спастись, но погубил и временную, и вечную жизнь. Едва коснулся он порога, как упал замертво.
Прочие же святые мученики печалились о нем. В третьем часу ночи засиял с неба дивный свет. Один из стражников не спал и увидел сходящие к мученикам в светлых лучах золотые венцы. Пораженный видением, он разбудил других воинов, у них на виду снял свою одежду и стремительно вошел в воду, желая сподобиться мученического венца. Велика была радость святых, а мучители и отец их, диавол, были посрамлены. Мученики стояли в ледяной воде, благодаря Бога, и вода стала для них теплой. Утром им перебили голени и таким образом умертвили, а тела сожгли, и даже кости бросили в реку, но останки их чудесным образом были собраны и с честью похоронены христианами.
Дорогие братия и сестры, я назвал бы счастливыми тех людей, которые носят имена святых мучеников, а еще счастливее те, которые уподобляются им в своей жизни. Мученичество — знак избрания, великий дар, милость Божия. Страдальцы шли на мучения радостно и на все угрозы дерзновенно отвечали мучителям: «Мучайте, изобретайте новые муки, тем самым вы только усугубляете наши венцы». И апостол говорит христианам: «… вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» [2].
«Сегодня Севастийские мученики учат нас быть до конца принципиальными стоянию в Истине»
“Смысл праздника: почтить святых угодников Божьих, которые явили пример мужества и стойкости перед оскалом искушений. Казалось бы, могли и пойти на компромисс, остаться “христианами в душе”, но Севастийские мученики предпочли Вечность со Христом вилянию перед миром угождений плоти. Подвиг святых потряс сознание не только христиан, но и императорский двор того времени.
Праздник Сорока Севастийских мучеников любим в народе. Именно потому Церковь выделила его из других дней памяти святых. Похоже, что связано это почитание с возникновением множества храмов на Руси, посвященных святым воинам, доблесть которых вдохновляла христиан. Престольные праздники положили начало столь массовому почитанию.
Сегодня Севастийские мученики учат нас быть до конца принципиальными стоянию в Истине. И это касается даже “мелочей”, например, в умении сдерживать себя в дни Великого поста, преодолевать себя в ложных желаниях угождать своим похотям, побеждать свои страсти. Поэтому память святых угодников Севастийских в дни Четыредесятницы становится весами нашему терпению.
Сам по себе праздник должно праздновать. А учиться надо у тех, кто послужил возникновению праздника. А они нам дали возможность видеть, что все “возможно о укрепляющем меня Господе”, можно быть стойким и мудрым в Христе. А без Господа – подлым и униженным. И что сами по себе физические страдания могут иметь смысл только тогда, когда человек обретает образ Божий через полное доверие себя Христу. Сам победить человек не может, побеждает Господь. Но человек может не покинуть победительное войско Господа и остаться в Его благости.
«Этот праздник очень важен для православных христиан как напоминание того, что Христос не оставит человека»
Для человека безбожного, для атеиста покажется безумием праздновать день смерти одного из святых Православной Церкви. Однако церковь празднует не день смерти святого, а начало его жизни в Царствии Небесном.
По учению Иисуса Христа земная жизнь рано или поздно прекратиться и каждого из нас ждет жизнь с Богом в Царствии Небесном – жизнь вечная. День смерти сорока мучеников Севастийских – это не день смерти, но день их рождения.
Этот праздник очень важен для православных христиан как напоминание того, что Христос не оставит человека. Во время заточения Севастийских мучеников, Христос несколько раз им являлся для того, чтобы приободрить их дух. Для того, чтобы мученики с достоинством вынесли свой мученический подвиг и получили венец. Когда мученики стояли на холодном озере, Христос растопил лед и согрел уповающих на Него. Точно так же сегодня, в Великий Пост Господь помогает тем, кто всем сердцем уповает на Него. Возможно, помощь не настолько наполнена сверхъестественными явлениями, но она ощутима, когда человек находит в себе силы преодолеть искушения и жизненные препятствия. Все это получается только благодаря помощи Господа Бога. Праздник сорока мучеников Севастийских – это хорошее напоминание для христиан в Великий Пост о том, что скоро Пасха. А Пасха – это праздник Воскресения Господа Иисуса Христа. Как Господь воскрес, так Он воскресит всех верующих в него.
«Научить же этот праздник нас может (если только мы захотим учиться) тому, что сами, без помощи Божией мы не сможем переносить достойно трудности и страдания, необходимые для испытания нашей веры»
ССмысл праздника сорока мучеников Севастийских заключается в том, чтобы прославить святых свидетелей Христовых страданий, почтить их за веру и верность и, конечно, попросить молитв. Конечно, день памяти мучеников Севастийских важен сам по себе, независимо от того, что он выпадает на Великий пост, но нам, постящимся, святые подают пример мужества в перенесении скорбей и страданий ради Христа, причем страданий несоизмеримых с нашими маленькими скорбями, которые нам иногда кажутся такими большими. Научить же этот праздник нас может (если только мы захотим учиться) тому, что сами, без помощи Божией мы не сможем переносить достойно трудности и страдания, необходимые для испытания нашей веры. Но с помощью Божией всё возможно, а значит всегда и во всём нужно стараться хранить память Божию, то есть со смирением просить Господа о помощи во всех наших добрых делах, творимых с верою ради Христа.
” Это были солдаты – и в их лице представлено мужество, то самое, которого так не хватает нашим мужчинам”
Главный смысл – тот же, что и память всех христианских мучеников, от I века до Новомучеников большевицкой эпохи: “Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Откр.2:10). И жизнь эта, дарованная мученикам, распространяется на всю Церковь, на тех, кто чтит их память и стремится им подражать.
В самом деле, Церковь содержит в той или иной форме память многих древних мучеников. Но во многих случаях у нас есть о них лишь средневековые житийные сказания, а подвиг Сорока Севастийцев имеет бесспорные исторические свидетельства в трудах свтт. Василия Великого и Григория Нисского, прп. Ефрема Сирина, всего лишь несколько десятков лет спустя. И на Великий пост их праздник приходится как раз потому, что в этот самый день ранней весны, 9 марта ст.ст., они замерзли насмерть в ледяном озере… Это были солдаты – и в их лице представлено мужество, то самое, которого так не хватает нашим мужчинам. Надеемся, что этот праздник – вместо Недели о Расслабленном – станет Днем православного мужчины.
«Мы должны сразиться и быть верными Богу до конца и тогда небесный венец увенчает и нашу голову, и теплый рай откроет для нас свои объятия»
Слово мученик переводится с греческого слова как свидетель (греч. μάρτυς, лат. martyr – свидетель). У нас сегодня память сорока свидетелей того, что смерть побеждена смертью Христа. День, когда христианина убивают за Христа, не является для нас траурным и трагический, он для нас день радости и веселья. Потому что человек лично вышел на сражение с князем тьмы – люцифером, сразился и победил его. Разве это не радость? Для нас день сорока Севастийских мучеников – это день великого торжества и победы разгрома врага. Враг всегда запугивает и шантажирует людей смертью. Лозунг террористов всегда звучит так: «Если вы не выполите наши требования, то мы вас убьем!».
Именно таким способом враг рода человеческого властвует над людьми. В Писании сказано, что диавол имеет державу смерти (Евр. 2:14). Он запугивает и шантажирует людей при помощи смерти, а мученики являют в себе силу воскресенья. Смерть побеждена смертью Христа, и будет воскресенье тел, поэтому нам бояться нечего, так как не только душа будет освобождена, но и тело от рабство тления и гниения. Поэтому для нас святые мученики являют собой пример удивительного мужества и победы. Мученики Севастийские, которых мы сегодня память совершаем, это действительно мученики над которыми исполнились слова царя Давида: «Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» (Пс. 65:11).
Это были сорок солдат, которые отказались принести жертву Зевсу, они были подвергнуты пыткам, а потом император решил над ними поиздеваться и казнить изощренными пытками. Их поставили замерзать в воды горного замерзающего озера, а рядом поставили баню, чтобы всякий желающий отречься от Христа и поклонится языческим богам, мог войти в баню и отогреться. И вот, они в сумерках холодного мартовского вечера стоят в ледяном озере, которое начинает покрываться полыньей, они стоят молятся богу и поют псалмы. Один из них не выдерживает, бросает все и бежит в баню, и как только он достигает ее, то от контраста холода – жары, у него не выдерживает сердце, и он тут же умирает, теряя тем самым и жизнь временную и жизнь вечную, как предатель.
В это время мучеников начинает одолевать страшный холод, и они молятся Богу об избавлении. И языческий сторож, охраняющий баню видит следующую картину, открывается Небо, из-за пределов которого льется немыслимый свет, появляется лик Христа, который посылает на мучеников сорок венцов, один из которых уходит в сторону (потому что один отрекся). Языческий сторож возжелав этого венца, сбрасывает с себя одежду, и бросается в это холодное озеро, с криками: «Я тоже христианин, я тоже хочу венца!». Под утро Господь вновь совершает свое чудо, вода в озере становится теплой. Тогда правитель в ярости приказывает сломать им ноги и сжечь их на костре, что и было исполнено. Их кости были выброшены в озеро. Через несколько дней, они были собраны христианами, и сложены в раку, и сразу они стали источать исцеление, которое происходит до сих пор. Частицы мощей всех сорока мучеников хранятся сегодня на Болгарском подворье в Москве – «Храм Успения Пресвятой Богородицы» в Гончарах на Таганке.
Сами же мученики находятся сейчас там, где видел их святой новобранец – Квадрант. Они находятся за пределами звездного неба в раю. Когда они находились в холодном озере, то утешали друг друга словами: «Ледяная вода, но тепло в раю, здесь сразимся, чтобы там получить награду. Мы потеряли теплый рай своим преслушанием прародителей, поэтому нам сейчас предстоит обнажится, чтобы сразиться со змеем, который лишил нас этой одежды и получить награды». Они сразились и победили. И эта удивительная победа, которую они одержали, вдохновляет и нас.
Мы должны преодолеть страх смерти, этот панический ужас, который присущ всем безбожникам. Должны не просто сразиться, а победить, ведь для христиан главное победа, а не участие. Один из них начал сражаться, но проиграл и потерял все. Поэтому мы должны сразиться и быть верными Богу до конца и тогда небесный венец увенчает и нашу голову, и теплый рай откроет для нас свои объятия. Будем молится об этом, чтобы Господь нам это дал и нашим умершим родным и близким открылось тепло рая, чтобы они были избавлены от страшного пламене геенны и от холода тартара.
Да поможет нам всем Господь!