Каждый верующий в своей жизни хотя бы раз, но обращался к священнослужителю, напрямую или через лавку, с просьбой о совершении того или иного церковного обряда. Кому-то нужно крестить ребенка, а кто-то просит батюшку помолиться о здоровье близких или освятить квартиру. О церковных требах, их смысле, видах, предназначении и как заказать требы, мы поговорим в нашем материале.
Что такое треба и для чего она нужна?
Для начала разберемся с понятиями.
Как можно догадаться, треба есть действие, совершаемое по требованию человека. В церковном значении слово приобрело смысл просьбы верующего к священнику о совершении по нужде таинства или молитвословия.
Священник имеет данную Богом благодать и является служителем Господа, то есть человеком, посвящающим всю свою жизнь вере и ее делам.
Основная задача батюшки – молиться. А также совершать таинства, через которые верующим подаются Дары Святого Духа, необходимые для полноценной жизни христианина, дающие силы, духовное и физическое здоровье.
Например, одна из распространенных треб – молебен о здравии. В нем верующий, называя имя больного человека, просит, чтобы священник вместе с ним помолился Богу о здоровье пораженного недугом человека. Как сказано в Евангелии, основополагающей христианской книге, «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Бывает, что к Богу обращаются и самые разные житейские просьбы:
И в этих случаях верующий может призвать священника совершить молитву к Богу вместе – посредством заказа требы. Священника также можно просить о совершении таинств в частном порядке. Например, венчание молодой семейной пары или крещение ребенка, и даже исповедь и причастие немощного и больного человека на дому. Ниже мы подробнее рассмотрим требы и их виды, а главное – значение для верующего.
Крещение человека
Крещение называют «духовным рождением». В этом таинстве человек становится членом Церкви, проходя специальный обряд, совершаемый священнослужителем. Читая особые молитвы, священник освящает воду в заранее приготовленной купели и троекратно погружает крещаемого в воду с головой, произнося молитву: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».
Человек, над которым совершается обряд крещения, должен верить в учение Православной Церкви. В случае, когда крестят ребенка, «Символ веры» за него читают крестные родители, они же отрекаются за малыша от сатаны и берут на себя обязанности по духовному воспитанию.
После крещения человек получает возможность полноценно участвовать в Церковной жизни. Теперь за него можно молиться, он может приобщаться к таинствам и ему открыта дорога к спасению души.
Крестить человека могут как в храме, так и вне его. В случае с маленькими детьми практикуется возможность вызова священника на дом. Над больными, умирающими людьми таинство также совершается по месту их пребывания, и в этом случае крещение может по нужде совершаться не в три погружения, а в три окропления освященной водой.
Бывает так, что крещение проводят на водоемах, особенно это практикуется в сельской местности в летнее время или во время духовных миссий в отдаленные населенные пункты, в том числе там, где христианство не имеет распространения.
Если вы хотите попросить священника совершить обряд крещения – для вас или другого человека – вам необходимо обратиться в ближайший храм и задать данный вопрос служителю церкви, который направит к ответственному человеку.
Исповедь
Каждый человек имеет примерное представление о грехе и понимает, что это – плохо. Грех есть преступление против Бога и собственной души. Человек совершает какой-то поступок (от мысли до практического внешнего действия) и тем самым наносит себе вред. Согрешивший обычно чувствует, что сделал что-то не так интуитивно, его действие отражается на его настроении, физическом состоянии, даже внешнем облике. Грех влияет на всю жизнь человека, события, которые с ним происходят, здоровье, умственную деятельность. Происходит отпадение от Бога.
Чтобы восстановить духовное здоровье, избавиться от греха, установлено таинство исповеди, в котором искренне кающийся через внешние действия священника получает внутреннее прощение, освобождение от недуга.
На исповеди священник читает специальные приготовительные молитвы, перечисляет общеизвестные грехи, чтобы верующие имели возможность вспомнить о забытых поступках и проникнуться чувством покаяния. После этого кающийся подходит к священнику и называет ему грехи, в которых хочет исповедоваться. В завершении батюшка накрывает верующего епитрахилью – специальной частью священнического облачения – и совершает разрешительную молитву. Обычно именно так проходит исповедь в храме, когда люди приходят на исповедь, и по очереди подходят к аналою с исповедующим священником.
Но случается так, что исповедовать священник может и отдельного одного человека, чаще всего это бывает связано с невозможностью того прийти в храм (если он тяжело болен или находится в местах лишения свободы). Но бывают и исключения, например, когда исповедь может по обоюдному согласию провести священник в храме во внебогослужебное время. Бывает так, что и духовники исповедуют своих духовных чад отдельно, после предварительной духовной беседы. Но чаще, все-таки, «частная» исповедь как треба совершается в исключительных случаях для людей больных, заключенных, находящихся при смерти.
Если вы хотите попросить священники исповедовать на дому или вне храма кого-то из близких, то необходимо обратиться в ближайший храм или лично к священнику, которого вы бы хотели попросить о помощи.
Исповедь – очень важное таинство, облегчающее душу и способное изменить жизнь человека. Но только при его желании измениться, то есть сильном внутреннем желании отказаться от совершения греха в будущем.
Это особенно необходимо человеку на смертном одре, ведь в загробном мире возможности исповедоваться уже не будет.
Причащение на дому
Объяснить человеческим языком, что такое таинство Причастия – крайне сложно, потому что именно здесь начинается язык условностей. Понимание важности этого действа доступно только христианину, и каждый крещенный в Православной Церкви человек должен регулярно прибегать к Причастию.
Причастием называется таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает Само Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог заповедал причащаться, сказав: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54).
Опыт, переживаемый верующим в таинстве причастия, можно передать как неизмеримую поддержку Бога из вечности, обращенную к немощной человеческой душе. Именно после причастия человек во всей полноте ощущает, что такое Божья любовь и благодать.
Таинство причастия проходит в конце Божественной Литургии, во время соборного богослужения Церкви, совершаемого утром (за исключением некоторых великих праздников, как Рождество Христово и Пасха, когда Литургия совершается ночью).
Но в особых случаях, причащать людей священник может вне храма. Для этого он берет с собой дароносицу – особый сосуд для переноса частиц Святых Даров и идет к больному.
После совершения нескольких молитв у постели пораженного недугом человека священник его причащает. С таинством Причастия неразрывно связано таинство исповеди, поэтому как правило, больной сначала исповедуется священнику, а уже затем принимает Святые Дары. Кстати, на больных может и не распространяться необходимый перед причастием пост.
Христианину необходимо заботиться о своих близких, и если кто-то из родственников тяжело заболел, или находится в состоянии, близком к смерти, необходимо позвать священника со Святыми Дарами и просить причастить больного.
Соборование
О таинстве соборования слышали многие, и, как правило, оно совершается в некоторых приходах Православной Церкви в первые недели Великого Поста. Прощение забытых грехов и исцеление от болезней – вот что широко известно о таинстве.
Соборование возникло в Древней Церкви. Таким названием таинство обязано количеству священников, которые призывались для совершения особого обряда над больным – «собору». В крайнем случае, таинство совершалось одним священником. Над больным соборно (вместе) произносились молитвы, его тело мазалось елеем (оливковым маслом), у Бога испрашивалось исцеление от телесных и духовных недугов. Елей в таинстве символически означает милость Божью, а добавляемое в него вино искупительную кровь Спасителя.
Священника приглашают домой к больному, после совершения специальных молитв он помазывает крестообразно лоб, ноздри, щеки, губы, грудь, внешнюю и тыльную сторону ладоней маслом. Оставшееся после таинства масло бережно хранят, с верой употребляют внутрь во время болезней или помазывают больные места.
О таинстве соборования известно из послания апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне…» (Иак. 5:14). Речь именно о лежачих больных. И соборование ни в коем случае не заменяет таинств исповеди и Причастия. Человеку относительно здоровому, способному посещать храм Божий, рекомендуется участвовать в Божественной Литургии и нет нужды усиливать таинством Причастия усиление дополнительным таинством –соборования.
А вот в случае тяжелой болезни, в том числе близких людей, необходимо, как и сказано у апостола, призвать священников Церкви к одру больного.
Освящение имущества и всякой вещи
Освящением в Церкви называется священнодействие, имеющее целью призвание Божьей благодати на тот или иной объект человеческой жизнедеятельности. Каждый предмет освящается прежде всего для того, чтобы он не стал оружием зла, а если это имущество – чтобы в нем и на его жителях прибывала Божья благодать.
Рассмотрим несколько видов освящения.
Освящение продуктов питания и освящение предметов
Как правило, есть даже возможность принести их в храм. Верующие часто освящают куличи и яйца, а также другие яства на Пасху, бывает, что просят освятить иконы, нательные крестики и цепочки. Священник кропит предметы святой водой и читает специальную молитву.
Освящение вещи нужно как шаг к приобщению к Богу, когда человек стремится все пространство жизни одухотворить, наполнить высшим содержанием.
Само участие в этом коротком действе – даже если вы отдали священнику цепочку от нательного креста, а он ушел молиться в алтарь – полезны для вас. Ведь вы зашли в храм, приложили внутренние усилия для того, чтобы потратить свое время на Бога, а это очень благодатно сказывается на душе.
Освящение жилища
Во время освящение дома священник наносит на стены дома изображение креста (обычно это специальные наклейки), а стены кропит водой.
На живущих в доме людей призывается Божья благодать.
Важно помнить, что человек сам должен молиться Богу, стремиться изменить образ жизни в лучшую сторону, только тогда Дух Божий будет пребывать в жилище человека. Перед тем, как пригласить священника в дом, очень важно навести в нем порядок, объяснить всем домашним смысл происходящего и вести себя, так бы вы вели себя на богослужении. Семью называют «малой Церковью», также и жилье можно назвать «малым храмом» человека. Освящение дома совершается один раз в жизни, в будущем хозяин сам с молитвой «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякого зла» кропит стены дома святой водой и окуривает их фимиамом с помощью ручной кадильницы (кацеи).
Освящение транспортного средства
Часто верующие просят освятить их машину, в чине освящения называемую «колесница». Транспортное средство становится незаменимым спутником человека в жизни, благодаря ему он перемещается в пространстве, перевозит груз, зарабатывает на жизнь.
Безусловно, важно, чтобы на этот значимый инструмент была призвана Божья благодать. Но она призывается и на владельца, который дает обещание, что не будет делать за рулем ничего дурного и богопротивного.
Нужно помнить о том, что освященный предмет принадлежит после совершенного обряда и Богу, а значит и требует особого отношения.
Молебен о здравии и других нуждах
Одной из самых распространенных треб является молебен о здравии. «Иди закажи за здравие» – наверняка слышали вы в разговоре двух женщин за пятьдесят в больничной очереди или другом общественном месте, активно обсуждающих личные проблемы.
Во время молебнов верующие просят Бога о помощи в своих нуждах или благодарят за уже посланный дар. На молебнах о здравии священник и прихожане молятся Богу или Его святым о здоровье и сохранении людей, имена которых предварительно записываются на специальном листке бумаги.
В определенный момент священник произносит имена, а верующие про себя молитвенно просят Господа о даровании здоровья близкому человеку. То же самое происходит и на молебнах, посвященных другим просьбам, или же направленным на молитву конкретному святому, иконе, празднику, во время которых верующие про себя сами молятся о своих нуждах. Бывает так, что священника приглашают в дом, и он служит молебен там. Как правило, все молебны завершаются окроплением верующих святой водой.
На молебне верующий получает возможность помолиться «о малом», то есть о земном, насущном, прямо, может быть, и не касающемся нашего спасения.
Обедня о здравии или упокоении
А что же такое обедня? И ведь на ней тоже молятся о здравии человека!
Обедней в простонародье на Руси называлась Божественная Литургия, потому по времени она совершается перед обедом. Именно на Литургии совершается главное христианское поминовение всех живых («о здравии») и усопших («об упокоении»).
Во время проскомидии (одной из «приготовительных» частей Литургии) из просфор извлекаются частицы по числу имен, заранее просимых к поминовению. Каждая вынутая частица, пропитанная чуть позже Кровью Спасителя, становится как бы просительницей за того, о чьем имени она вынималась, не важно, живой ли это человек, или уже отошедший в мир иной. Очень важно заказывать поминовение близких вам людей на Божественной Литургии.
Отпевание
Бог отмеряет человеку ограниченное время жизни, кроме того, к сожалению, случается так, что причиной физической смерти становится трагедия. Христиане верят, что умирает лишь тело человека, а его душа бессмертна. Поэтому смерть рассматривается лишь как временное состояние до всеобщего воскресения мертвых.
Отпевание – это совершаемое священником действие, в котором усопшего молитвенно провожают в жизнь вечную и просят для него у Бога прощения грехов и упокоения в Царстве Небесном. Отпеванием треба названа в народе потому, что большая часть молитв пропевается.
Этот обряд совершается на третий день после смерти (в день похорон), гроб приносят в храм и над ним священник читает молитвы, Апостол и Евангелие, а хор поет стихиры и канон. Гроб с покойником до конца отпевания остается открытым, по завершении молитвенного последования все близкие подходят к гробу и прощаются с усопшим. Все молитвы обряда полезны не только умершему, но и живым людям, поскольку напоминают о бренности мира. Нужно помнить, что Церковь отпевает лишь крещеных людей. Не отпеваются самоубийцы, за исключением случаев, когда это было совершено в невменяемом состоянии.
Панихида об упокоении и лития
В 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, а также в день рождения и именин, годовщину смерти по успошим совершаются панихиды, особые богослужения Церкви, на которых молятся об упокоении их душ.
Кроме того, существуют также Родительские субботы, установленные Церковью как дни особого поминовения всех почивших православных христиан. Душам усопших, ожидающим Страшного Суда в загробном мире, требуется молитвенная поддержка, ведь сами они помолиться уже не могут. Молитвы живых доставляют небывалую радость их душам.
Панихида может совершаться как в храме, так и на могиле умершего. Краткий вариант панихиды называется литией. Как правило, именно для совершения этого молитвенного последования и приглашают священнослужителя на могилу к усопшему.
Требы – незаменимая часть церковной жизни. Молитва вне богослужения, совершаемая при поддержке священника положительным образом влияет на духовную жизнь человека, одухотворяет пространство его жизни, находит в соборной с батюшкой молитве отклик у Бога и Его святых.