Источник: Храм во имя святителя и исповедника Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) Екатеринбургской епархии
Церковное пение веками объединяет людей, даруя особое чувство соборной молитвы, обогащая душу каждого, кто хоть однажды пришел в храм и вслушался в слова духовных песнопений. Об особенностях клиросного пения, о трудностях и радостях своего служения нам рассказала регент церковного хора храма во имя святителя и исповедника Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) Екатеринбургской епархии Екатерина Сипатова.
— Как вы пришли к церковному пению? Когда это случилось и при каких обстоятельствах?
— Я начала петь на клиросе храма во имя святителя Луки Крымского в 2008 году. Тогда я была студенткой 3-го курса Факультета современного танца Гуманитарного университета и уже имела базовое музыкальное образование. Впервые в храм меня привела моя подруга Евгения Пешкичева – прекрасный человек, которую без преувеличения я могу назвать своей крестной. Она же и познакомила меня с руководителем церковного хора Дарьей Летняковой.
В храме мне понравилось с первых же минут. Никогда не забуду, как приветливо меня встретил отец Анатолий Куликов, как красиво пел церковный хор, как отец Дмитрий Корнеев принимал мою первую исповедь… Узнав про мое музыкальное образование, Дарья устроила мне прослушивание и пригласила на клирос. Предложение было неожиданным — я была не готова к такой ответственности. Но, спустя некоторое время, я все-таки набралась смелости и решилась попробовать… Так начиналось мое служение в храме.
Шло время. По стечению некоторых обстоятельств однажды наш хор остался без регента, и настоятель храма свт. Луки о. Анатолий Куликов благословил меня принять руководство клиросом. На тот момент это решение было для меня ошеломляющим! Но батюшка с доверием и поддержкой открыл мне этот путь, по которому я иду вот уже 10 лет. У нас прекрасный сложившийся коллектив. Сейчас в его составе певчие Леонид Эйхнер, Надежда Горшкова, Татьяна Беляева, Любовь Эйхнер, Анна Емельянова, Анна Шемарина, Кристина Осипова. Есть люди, которые сейчас учатся церковному пению и, возможно, войдут в основной состав.
— Что дает человеку пение в церковном хоре?
— Многое! Для меня прежде всего – это вовлеченность в саму службу! Видеть тексты, читать их, петь их – это драгоценный подарок! Тексты служб – это высочайшая поэзия. И это — не просто высокий слог. Церковное пение открывается человеку постепенно, как только он сам готов его воспринять.
Эти тексты трогают сердце! И от этого сердце меняется. Меняется сам человек.
— Много ли времени уходит на репетиции, какие основные трудности возникают при этом?
— Времени на репетиции, которые мы называем спевками, уходит немало. После подготовок к большим праздникам, к ночным службам всегда есть потребность начать готовиться уже к следующему празднику, разучивать что-то новое. Главная трудность — найти время, которое бы подходило всем участникам коллектива.
— Каким должно быть церковное пение? Каковы основные особенности и отличия церковного пения от светского репертуара?
— Церковное пение должно помогать людям в храме молиться. Не отвлекаться, а сосредотачивать весь ум на Боге. Поэтому пение не должно увлекать за собой, не должно быть душевно-эмоциональным. Если говорить о светском репертуаре – то я бы сравнила этот уровень с душевным. А если говорить о церковном пении – то это уже уровень духовный.
— Около года назад вы начали разучивать специфический вид богослужебного пения – византийский распев. Расскажите немного о его особенностях. Насколько сильно он отличается от традиционного церковного пения? Чем он лично вас впечатляет?
— Действительно, по благословению отца Анатолия Куликова около года назад мы вступили на путь изучения византийского распева. И я благодарна ему за этот шаг. Мысли о том, чтобы попробовать этот вид церковного пения в богослужениях, были и раньше, но лишь на уровне предположения: а возможно ли это? Теперь это стало реальностью, главным образом благодаря нашему преподавателю из Санкт-Петербурга Серафиму Астахову, специально приглашенному в Екатеринбург настоятелем храма святителя Луки о. Анатолием Куликовым. Обучение византийскому распеву проходило трижды: в июле, августе и декабре 2017 года. Мы надеемся, что учебные сессии возобновятся и в текущем 2018 году.
Не все знают, что византийский распев – это традиционное православное церковное пение, уходящее корнями в глубокую древность. Напротив, современное партесное многоголосное богослужебное пение появилось значительно позднее. При византийском распеве певчие поют в унисон. Это одноголосое, так называемое монодическое пение, которое сопровождается исоном — тянущимся нижним басовым голосом, который поддерживает лад и, чаще всего, поется бессловесно.
Такое пение проще воспринять на слух, поэтому богослужебные тексты становятся понятнее. Мелодия византийского распева тоже неслучайна. Она строится исходя из текста. Из каждого слова. Она подчинена тексту. Византийский распев помогает, таким образом, расставлять нужные акценты на богослужении. Ты начинаешь понимать, что служба – это служба, а не концерт.
К сожалению, в нашей стране византийский распев многие десятилетия находился в забвении, хороших преподавателей единицы. Нам самим предстоит еще многому учиться, но мы уже готовы поделиться полученными знаниями со всеми, у кого есть желание понять, как это все устроено, как мы понимаем эту нотацию и т.д.
— Впереди Пасха Христова. Поделитесь творческими планами хора храма святителя Луки на ближайшее будущее.
— Главная задача сейчас – это подготовиться к Пасхе, как вы правильно заметили. Мы впервые будем выступать на пасхальных богослужениях с византийским распевом, и сейчас каждая неделя для нас – это изучение новых песнопений, это новый виток, который требует времени на разучивание. Наш хор, если на это будет благословение нашего настоятеля, через некоторое время будет готов исполнять византийскую Литургию и в других храмах.