Что такое целомудрие? Как нравственная чистота спасла преподобного Николая от гибели? Каково значение выражения «береги честь смолоду»? О целомудрии в Православии поговорим в сегодняшнем тексте.
Цельность ума
Целомудрие в общепринятом понимании неизбежно ассоциируется обществом с понятием девственности. В действительности, данная добродетель имеет более широкий смысл.
Преподобный Петр Дамаскин в своих трудах говорит о целомудрии как о «здравом образе мыслей».
Носитель добродетели по святому отцу расположен к духовному совершенствованию при отказе от греха. И, наконец, святой старец толкует целомудрие как соединение и направление всех стремлений человека к Богу.
После грехопадения гармония внутри Адама и Евы распалась. Теперь воля, разум, желания и чувства людей взамен единства вступали в уме и сердце человека в противоречие и конфронтацию. Природная тяга к Богу сменилась склонностью к злу. Человек стал похож на разбитое зеркало: вроде, что-то там отражается, а целостного образа нет, поскольку ровная поверхность стекла покрыта трещинами и даже дырами от выпавших осколков.
Богоподобие людей закончилось и стало целью жизни тех, кто решал восстановить утраченную связь с Творцом. Целомудрие было уделом святых, подчинявших себя целиком и полностью делу спасения души.
Кстати, слово «спасение» с греческого на русский дословно переводится как «приведение себя в целостность». Восстановление первозданной внутренней гармонии и воссоединение с Богом, в таком случае, и есть целомудрие.
Береги честь с молоду
К целомудрию призван каждый христианин, вне зависимости от статуса монаха или семьянина.
Нравственная чистота предполагает постоянную работу над помыслами, отказ от греха и подчинение всех сил жизни спасению души.
В этом контексте девственность выступает как логичное дополнение к определению всей добродетели. Ведь хранение чистоты до брака, в браке (как отказ от вступления в связь с кем-то кроме второй половинки) или же в ситуации вынужденного или добровольного одиночества также подчиняется важному принципу праведности, то есть исполнению Божественных предписаний.
Христианин, если он, конечно, не враг себе, может позволить себе «делить ложе» только с законным супругом в семье.
А грех блуда, главный антагонист целомудрия, усугубляет дисгармонию внутри человека. Недаром во многих традиционных культурах добрачные связи не приветствовались. Строгость законов былых времен и даже жестокое наказание и нарушения намекают на искреннее желание предков огородить от духовной заразы свои общества.
«Береги честь смолоду» – известное русское крылатое выражение. О чем оно? Честью считалась способность человека держать себя в руках, то есть, хранить душу от зла.
О целомудрии из древности до нас дошли многочисленные истории о христианах, которые хранили себя от духовного и телесного разрешения даже под угрозой жизни.
3 урока целомудрия от святых христиан
1. Супруга князя Дмитрия Донского, блаженная Евдокия (в крещении –Ефросиния), после смерти осталась вдовой и полностью посвятила себя строительству храмам и духовному совершенствованию.
Женщина была красива собой и, конечно же, стала жертвой злых языков. Клеветники были уверены, что обладавшая властью и финансовыми возможностями княгиня вполне могла позволить себе роскошную жизнь и любовников.
Слухи расползались, и однажды сын святой Евдокии сильно смутился, случайно услышав разговор о матери. Княгиня же, решив доказать свою праведность, собрала всех детей и открыла им страшную тайну: от строгого воздержания тело блаженной почернело, а кожа приросла к костям.
Жуткое откровение уверило детей, что их мать действительно, несмотря на положение в обществе и материальные возможности, ведет крайне аскетичный образ жизни.
2. За воздержание от блуда и верность Богу праведному Николаю Господь сохранил жизнь.
Греки воевали с турками и их войско готовилось к сражению. На ночлег святой Николай со своим отрядом остановился в одной из придорожных таверн. Ночью красивого и сильного воина попыталась соблазнить жена трактирщика. Но мужчина остановил блудницу. После Николаю приснился сон, будто Бог показывает ему усыпанное телами воинов поле с одним лишь свободным местом.
«Это твое» – сказал во сне святому Голос. Но за сохранение чистоты Бог сохранил Николаю жизнь, и в сражении, в котором погибло большинство греческих солдат, благочестивый воин остался жив.
Вернувшись на Родину, святой ушел в монастырь и в благодарность посвятил себя Господу.
3. Молодой житель Трансильвании Моисей Угрин попал в плен и был продан в Польшу богатой вдове. Женщина соблазняла святого, используя свое положение и обещая даже славу и богатство. Но Моисей, несмотря на безвыходность положения, отказывался от близости с вдовой:
«Я не хочу ни власти, ни богатства, для меня лучше… – чистота душевная, а также и телесная».
За свой отказ святой очень сильно пострадал. Моисея по приказу полячки нещадно и изощренно мучили за отказ вступить с хозяйкой в блудную связь.
Вскоре в Польше началось народное восстание, и вдову убили вместе с рядом бояр. А Моисей Угрин получил свободу и отправился в Киево-Печерскую Лавру, где и стал жить мирной монашеской жизнью вплоть до своей смерти.
Во всяком благочестии и чистоте
Описанные выше примеры подвигов христиан в деле сохранения себя от похоти есть не вырванные из их общего духовного контекста поступки, но закономерные реакции в деле соблюдения внутренней чистоты. Устремленный к Богу человек всегда будет стремиться хранить в себе образ Господа, прикладывая усилия для восхождения к Его подобию.
Для подчинения разума, воли, чувств и желаний духовному единству человеку требуются неимоверные усилия. Но они, во-первых, всегда имеют поддержку от Бога. Во-вторых, позитивно сказываются на всех сферах жизни.
Целомудрие в человеке отсекает ложные цели и позволяет сфокусироваться на действительно важных. Добродетель единства ума способна высвободить дополнительные ресурсы и создать в душе гармонию. Как стяжать целомудрие? Принять решение, что главное в жизни – Бог, а ее цель – обретение единства с Ним.