• В эту пору на дворе у наших предков ещё догуливал август-месяц, густарь-собериха. Сытая пора осеннего мясоеда прерывается одним днём строгого поста, который наступает на Руси через две недели успенских разговин. Почему в этот день наши предки не вкушали ничего круглого, мы поведаем в очередном рассказе рубрики «Народный календарь».

    До наступления ненастья и холодов крестьяне торопились свезти с полей снопы, которые складывали в скирды: «Красно поле снопами, а гумно — скирдами». «Хлеб в гумне, под крышей, — считай, что урожай убран, спасён. Это великая радость и счастье для всей семьи. Вырастить да в гумно убрать, а обмолотить-то уж всяк сумеет», – писал об этом времени в своей книге о крестьянском быту «Лад» Василий Белов.

    Самый строгий Иван

    И вот в разгар этой счастливой и тучной для поселян поры на 29-ый день августа по старому стилю (11 сентября по новому) наступает черёд чествовать всему боголюбивому Христову племени память Усекновение честныя главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Крестителя Господня.

    Икона Усекновение главы Иоанна Предтечи

    А Иван на Руси, как известно, – самое обиходное имя. «У нас Иванов — что грибов поганых!» – говорили поселяне. А те, кто знал счёт одноимённым угодникам Божиим уточняли: «Шестьдесят два Ивана святыми живут»: Иван Богослов, Иван Златоуст, Иван Постный, Иван Купала, Иван Воин, Иван Бражник, Иван Долгий и так дальше…

    Самый строгий из русских Иванов слывёт «Постным», «Постителем» или «Полетком» (полетним) – тот самый, что по мысли наших предков «делит мясоед пополам» между Успенским постом (Спожинками) и Рождественским (Филипповками). Хотя Филиппова заговенья на 14 ноября по старому стилю ещё ждать аж два с половиной месяца: впереди ещё хмурь да туман сентября-листопада, утренники октября-назимника да первые снега ноября-листогноя-студёного. Вот вам и пополам!

    Как бы там ни было, а богомольные прадеды крепко держались за нерушимые вековые устои старины и про день му­че­ни­че­ской смер­ти пророка «ве­ли­чай­ше­го из рож­ден­ных же­на­ми» говорили вот что:

    «Иван Постный обыденкой живет, да всю матушку-Русь на посту держит!»

    «Поститель Иван — пост внукам и нам!»

    «Иван Постный не велик, а перед ним и Филиппов пост — кулик!»

    «Кто на Ивана, Крестителя Господня, скоромь жрёт — тот в рай не попадет!»

    «На Постного Ивана вся скоромь мертвым узлом затянута!»

    «Не соблюдешь Иван-пост, прищемишь в аду хвост!»

    «Кто Ивану Крестителю не постит — за того и сам набольший поп грехов не умолит!»

    Почему не вкушали круглое

    Евангельскую историю об Усек­но­ве­нии гла­вы пророка Иоан­на Пред­те­чи на русской посельщине знали с юных лет. Случилось это во вре­мя пи­ра в день рож­де­ния царя Иро­да. Дочь его жены нечестивой Иро­ди­а­ды Са­ло­мея тан­це­ва­ла пе­ред го­стя­ми, рас­по­ло­жив тем са­мым к се­бе Иро­да, ко­то­рый по­клял­ся дать ей всё, что та ни по­про­сит – хо­ть и по­ло­ви­ну сво­е­го цар­ства. По лукавому на­го­во­ру сво­ей ма­те­ри Иро­ди­а­ды, у ко­то­рой по­яви­лась воз­мож­ность ото­мстить свя­то­му Иоан­ну Пророку и на­все­гда из­ба­вить­ся от справедливых об­ли­че­ний с его стороны, Са­ло­мея по­про­сила поднести его го­ло­ву на круглом блю­де. Так и свершилось страшное беззаконие.

    Памятуя о праведной кончине Предтечи Господня по заветам седой старины в день Ивана Постного не ест деревенская Русь ничего круглого, что может своим видом напоминать его отсечённую голову. Капусту не рубят и щей из неё не варят, мака не срезают, картофеля не копают и яблок не рвут.

    Вместо запретного пирога круглого загибает в сей день хозяйка долгий. Да к тому же ни мужики, ни бабы не берут в руки ничего острого, чтобы не оскорбить священной памяти приявшего от меча мученическую кончину великого Пророка Божия.

    Добрые полетки

    В исконные времена во всех торговых городах и селах к полетнему дню Ивана Постного приводились в соответствие все счета по долгам и наймам по завершению основных полевых работ. Высчитывалась к сей поре всякая летняя задолженность, совершались взаиморасчёты, собирались летние дани, принимался оброк с каждого тягла, а все полетние грамоты уже прекращали своё действие. 

    Иван Постный приносил всякому русскому наёмному или вольному пахарю трудовую копейку, честно заработанную в минувшую страду. Коли добыток был щедрый, то работящий люд приговаривал: «Нынешний Иван Постный — добрые полетки!». А ежели наступал повод сокрушаться о недостаче, то с досадой жалобился: «Прошлое слетье — не в пример скоромнее, полеток того гляди весь мужичий год на Велик-Пост сведёт!»

    В любом случае сметливые и расчетливые купцы торговых дел мастера устраивали в этот день по городам и пригородам, да по сёлам и весям ярмарки-однодневки – «ивановские торги». Как писал русский этнограф Аполлон Коринфский: «Торговали не только всякой обиходной снедью-рухлядью, но и различными приманчивыми товарами гостиными, да лошадьми, да огурцами («в засол»), да мёдом с вощиною, да щепным и скобяным товаром».

     «На Иван-Постного в кармане скоромная копейка шевелится!»

    «На иванов торг и мужик идет, и баба зарится!»

    «Красно лето работой, а Иван Полеток — красными товарами да бабьими приглядами!»

    Что характерно, на сих постных торжищах у народа удалого-тороватого не бывало ни разгула развесёлого, ни похмелья угарного, привычных для ярмарочных дней. Даже самая широкая душа особо не распоясывалась, потому что завет предков суров:

    «Пей, купец, на Иван-торгу квас да воду, закусывай пирогами ни с чем!»

    «На Постника Ивана не пригубь больше одного стакана!»

    «Кто пьет-зашибается не в пору — распухнет с гору!»

     «Никто с поста не умирает!»

    «С поста не мрут, с обжорства дохнут!»

    Тем более, что «На Ивана Постного — хоть и пост, да разносол!» Вот и ходили на таких ярмарках меж торговых рядов с ларями-палатками крикливые квасники да сбитенщики, пирожники да калачники-саечники, продавцы гречушников с постным маслом, и всякая другая шумная торговая братия.   

    Иван Постный — осени отец крестный

    Для наших предков именно Иван Постный отворял ворота осени и впускал её на русский двор. Приметливый крестьянин наблюдал в сей день за птичьими стаями, улетавшими в южные края. На Тульской земле примечали: коли журавли с Ивана Крестителя на Киев пошли-потянули — будет короткая осень, придет нежданно-негаданно ранняя зима».

    «Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю!»

    «Лебедь несет на носу снег!»

    «Чай, примечай — куда чайки летят!»

    «Иван Предтеча гонит птицу за море далече!»

    «С Постного Ивана не выходит в поле мужик без кафтана!»

    «Иван Поститель пришел, лето красное увел!»

    А впереди – сентябрь-листопад и старинное новолетие…

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *