В эту пору на дворе у наших предков ещё догуливал август-месяц, густарь-собериха. Сытая пора осеннего мясоеда прерывается одним днём строгого поста, который наступает на Руси через две недели успенских разговин. Почему в этот день наши предки не вкушали ничего круглого, мы поведаем в очередном рассказе рубрики «Народный календарь».
До наступления ненастья и холодов крестьяне торопились свезти с полей снопы, которые складывали в скирды: «Красно поле снопами, а гумно — скирдами». «Хлеб в гумне, под крышей, — считай, что урожай убран, спасён. Это великая радость и счастье для всей семьи. Вырастить да в гумно убрать, а обмолотить-то уж всяк сумеет», – писал об этом времени в своей книге о крестьянском быту «Лад» Василий Белов.
Самый строгий Иван
И вот в разгар этой счастливой и тучной для поселян поры на 29-ый день августа по старому стилю (11 сентября по новому) наступает черёд чествовать всему боголюбивому Христову племени память Усекновение честныя главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Крестителя Господня.
А Иван на Руси, как известно, – самое обиходное имя. «У нас Иванов — что грибов поганых!» – говорили поселяне. А те, кто знал счёт одноимённым угодникам Божиим уточняли: «Шестьдесят два Ивана святыми живут»: Иван Богослов, Иван Златоуст, Иван Постный, Иван Купала, Иван Воин, Иван Бражник, Иван Долгий и так дальше…
Самый строгий из русских Иванов слывёт «Постным», «Постителем» или «Полетком» (полетним) – тот самый, что по мысли наших предков «делит мясоед пополам» между Успенским постом (Спожинками) и Рождественским (Филипповками). Хотя Филиппова заговенья на 14 ноября по старому стилю ещё ждать аж два с половиной месяца: впереди ещё хмурь да туман сентября-листопада, утренники октября-назимника да первые снега ноября-листогноя-студёного. Вот вам и пополам!
Как бы там ни было, а богомольные прадеды крепко держались за нерушимые вековые устои старины и про день мученической смерти пророка «величайшего из рожденных женами» говорили вот что:
«Иван Постный обыденкой живет, да всю матушку-Русь на посту держит!»
«Поститель Иван — пост внукам и нам!»
«Иван Постный не велик, а перед ним и Филиппов пост — кулик!»
«Кто на Ивана, Крестителя Господня, скоромь жрёт — тот в рай не попадет!»
«На Постного Ивана вся скоромь мертвым узлом затянута!»
«Не соблюдешь Иван-пост, прищемишь в аду хвост!»
«Кто Ивану Крестителю не постит — за того и сам набольший поп грехов не умолит!»
Почему не вкушали круглое
Евангельскую историю об Усекновении главы пророка Иоанна Предтечи на русской посельщине знали с юных лет. Случилось это во время пира в день рождения царя Ирода. Дочь его жены нечестивой Иродиады Саломея танцевала перед гостями, расположив тем самым к себе Ирода, который поклялся дать ей всё, что та ни попросит – хоть и половину своего царства. По лукавому наговору своей матери Иродиады, у которой появилась возможность отомстить святому Иоанну Пророку и навсегда избавиться от справедливых обличений с его стороны, Саломея попросила поднести его голову на круглом блюде. Так и свершилось страшное беззаконие.
Памятуя о праведной кончине Предтечи Господня по заветам седой старины в день Ивана Постного не ест деревенская Русь ничего круглого, что может своим видом напоминать его отсечённую голову. Капусту не рубят и щей из неё не варят, мака не срезают, картофеля не копают и яблок не рвут.
Вместо запретного пирога круглого загибает в сей день хозяйка долгий. Да к тому же ни мужики, ни бабы не берут в руки ничего острого, чтобы не оскорбить священной памяти приявшего от меча мученическую кончину великого Пророка Божия.
Добрые полетки
В исконные времена во всех торговых городах и селах к полетнему дню Ивана Постного приводились в соответствие все счета по долгам и наймам по завершению основных полевых работ. Высчитывалась к сей поре всякая летняя задолженность, совершались взаиморасчёты, собирались летние дани, принимался оброк с каждого тягла, а все полетние грамоты уже прекращали своё действие.
Иван Постный приносил всякому русскому наёмному или вольному пахарю трудовую копейку, честно заработанную в минувшую страду. Коли добыток был щедрый, то работящий люд приговаривал: «Нынешний Иван Постный — добрые полетки!». А ежели наступал повод сокрушаться о недостаче, то с досадой жалобился: «Прошлое слетье — не в пример скоромнее, полеток того гляди весь мужичий год на Велик-Пост сведёт!»
В любом случае сметливые и расчетливые купцы торговых дел мастера устраивали в этот день по городам и пригородам, да по сёлам и весям ярмарки-однодневки – «ивановские торги». Как писал русский этнограф Аполлон Коринфский: «Торговали не только всякой обиходной снедью-рухлядью, но и различными приманчивыми товарами гостиными, да лошадьми, да огурцами («в засол»), да мёдом с вощиною, да щепным и скобяным товаром».
«На Иван-Постного в кармане скоромная копейка шевелится!»
«На иванов торг и мужик идет, и баба зарится!»
«Красно лето работой, а Иван Полеток — красными товарами да бабьими приглядами!»
Что характерно, на сих постных торжищах у народа удалого-тороватого не бывало ни разгула развесёлого, ни похмелья угарного, привычных для ярмарочных дней. Даже самая широкая душа особо не распоясывалась, потому что завет предков суров:
«Пей, купец, на Иван-торгу квас да воду, закусывай пирогами ни с чем!»
«На Постника Ивана не пригубь больше одного стакана!»
«Кто пьет-зашибается не в пору — распухнет с гору!»
«Никто с поста не умирает!»
«С поста не мрут, с обжорства дохнут!»
Тем более, что «На Ивана Постного — хоть и пост, да разносол!» Вот и ходили на таких ярмарках меж торговых рядов с ларями-палатками крикливые квасники да сбитенщики, пирожники да калачники-саечники, продавцы гречушников с постным маслом, и всякая другая шумная торговая братия.
Иван Постный — осени отец крестный
Для наших предков именно Иван Постный отворял ворота осени и впускал её на русский двор. Приметливый крестьянин наблюдал в сей день за птичьими стаями, улетавшими в южные края. На Тульской земле примечали: коли журавли с Ивана Крестителя на Киев пошли-потянули — будет короткая осень, придет нежданно-негаданно ранняя зима».
«Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю!»
«Лебедь несет на носу снег!»
«Чай, примечай — куда чайки летят!»
«Иван Предтеча гонит птицу за море далече!»
«С Постного Ивана не выходит в поле мужик без кафтана!»
«Иван Поститель пришел, лето красное увел!»
А впереди – сентябрь-листопад и старинное новолетие…