• В Иверском Афонском монастыре торжественное празднование Божией Матери совершается во вторник Светлой седмицы – в день явления иконы Богоматери. В это время бывает крестный ход со святою иконою на берег моря, где она принята была отшельником Гавриилом, и там совершается литургия. Ее также называют «Вратарница» («Портаитисса» — «привратница» по-гречески) — так как этот образ Богородицы призван ограждать и защищать верующих от напастей.

    Дни празднования Иверской иконы Божией Матери:

    • Во вторник Светлой седмицы (переходящее празднование) — обретение первообраза в море у горы Афон;
    • 12 февраля (25 февраля) — перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае в 1656 году;
    • 13 октября (26 октября) — торжественная встреча и перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона;
    • 23 апреля (6 мая) — второе обретение древнейшего московского образа (списка) иконы в 2012 году, когда произошла его передача Историческим музеем Русской православной церкви (ныне список находится в Новодевичьем монастыре).

    Иконоборческие времена

    Иверская икона Божией Матери

    «В таинственном сумраке небольшого храма, слабо освещаемаго узкими окнами (пишет Святогорец от 21-го июня 1844 года), в мерцающем свете нескольких неугасимых огней, мы увидели чудотворную икону Иверской Божией Матери. Строгий вид Божественной Матери наводит невольный трепет на паломников; самый размер и очертание Ея божественнаго лика величественны, и Матерь щедрот и утех в этом храме является как будто Матерью правосудия и грознаго Судии. Черты лица Ея чрезвычайно выразительны».

    Предание рассказывает нам о том, что во времена правления императора-иконоборца Феофила недалеко от города Никеи икона Богоматери, именуемая ныне Иверской, находилась в доме благочестивой христианки, вдовы. Женщина тайно молилась у образа Богоматери. Но однажды во время её молитвы в дом вошёл императорский надсмотрщик. В порыве гнева он проткнул икону своим оружием. И тут на его глазах случилось чудо. Из раны, нанесённой им образу, истекла кровь. Страх и раскаяние овладели мужчиной. Из яростного иконоборца он моментально превратился в благоговейного почитателя образа Богоматери. Попросив прощения у Богородицы, надсмотрщик сам предостерёг вдову, чтобы та спрятала образ от посторонних глаз.

    Самым надёжным способом укрыть икону от преследователей вдова сочла положиться на Волю Господа и самой Пречистой Девы. Выйдя на берег моря, женщина благоговейно положила икону вместе с ладаном и светильниками в небольшую лодку, и затем оттолкнула её от берега.

    Иверская икона Божией Матери явление

    Пришедшая по морю

    Через некоторое время произошло явление этой иконы на Афоне, в древней Иверской нагорной обители. Однажды вечером иноки заметили на море огненный столп, восходящий до самого неба. Дивное явление продолжалось несколько дней и ночей. Подплыв ближе к явлению, они увидели, что огненный свет исходит от иконы, находящейся в лодке. Однако, когда монахи приближались к иконе, чтобы взять ее, лодка с образом удалялась. Иноки собрались в храме и в усердной молитве просили Богоматерь даровать им свою икону. Среди братьев этой обители был старец Гавриил, грузин, отличавшейся особенной строгостью жизни. Ему во сне явилась Богоматерь и сказала:

    Иверская икона Божией Матери явление

    «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, и, войдя в море, иди с верою по волнам, тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

    Старец открыл волю Богоматери настоятелю; все иноки с молебным пением, кадилами и лампадами пошли к морю. Икона Пресвятой Богородицы приближалась к ним. Гавриил вошел в море и взял икону. Когда он вышел на берег и поставил на нем икону, из земли потекла чистая, сладкая вода, текущая и доселе. Это место находится в четверти часа ходьбы от обители и здесь устроена была часовня. После усердной молитвы, икону торжественно внесли в соборный храм обители. На другой день инок, зажигавший лампады в храме, войдя в него, не нашел иконы Богоматери на ее месте во храме. Девушки по вызову проститутки Сочи Круглосуточно и анонимно

    Иверская икона Божией Матери

    Хранительница монахов

    Ее нашли над воротами обители на наружной стене и опять поставили в храм; но на другой день она опять явилась над воротами, и это повторялось несколько раз. Наконец, Богоматерь явилась старцу Гавриилу и сказала:

    «Иди в монастырь и скажи инокам, чтобы более не искушали Меня. Не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла вас не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего все здесь пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием. И вот вам знамение: доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

    С этого времени икону оставили на избранном ею месте над воротами, и потому она называется Иверскою Портаитиссою, то есть, Вратарницею. Вскоре после этого на месте пребывания иконы у ворот выстроили храм во имя Богоматери, Хранительницы обители.

    Много раз Иверская обитель, находясь на берегу моря, подвергалась нападениям врагов, но Пресвятая Владычица Своим заступлением сохранила ее и доныне. Много чудес и исцелений было от святой иконы Иверской, Вратарницы.

    Сын никейской вдовы пришел в Иверскую обитель через 15 лет после явления иконы. Он узнал образ Богоматери, пущенный в море его матерью, и рассказал его историю братии. Затем сам постригся в монахи.

    Иверская икона Божией Матери

    Вратарница в Московском царстве

    История почитания Иверского образа на Руси начинается в первые годы царствования Алексея Михайловича Романова (1645–1676), когда в Москву за сбором пожертвований на обители Святой Горы прибыл игумен Афонского Иверского монастыря архимандрит Пахомий.

    Наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Всероссийский Патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для российского государя точный ее список.

    Вот написал царю об этом списке с чудотворной иконы святогорец архимандрит Пахомий. «Как есми приехал в наш монастырь, собрав всю свою братию 365 братов и сотворили есьмя великое молебное пение с вечера и до света и святили есмя воду со св. мощами и святою водою обливали святую чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитскую и в великую лохань ту святую воду собрали и собрав паки обливали новую деку, что сделали всю от кипариснаго древа, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили божественную и святую литургию с великим дерзновением и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи преподобному инокосвященнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святыя мощи с красками, написати святую и священную икону… И та икона (новописанная) не разнится ни в чем от первой ни длиною, ни шириною, ни ликом, – только слово в слово новая, аки и старая». В послании также описывается, что иконописец употреблял пищу только в субботу и воскресенье, а «братия по-дважды в неделю совершали всенощныя моления, и по вся дни литургии».

    На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)», а также другая греческая надпись: «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского. Лета 1648». Над главой Богоматери между изображениями двух ангелов надпись «Вратарница Иверская», над правым Ее плечом — «Милующая», на правой ланите Пречистой — рана, нанесенная образу рукой иконоборца. На полях иконы — изображения 12-ти апостолов.

    Иверская икона Божией Матери

    13 октября 1648 года список Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом, духовенство, бояре и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября.

    Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле.

    Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, завершившийся разгромом поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который в XVI-XVII веках именовался домом Пречистой Богородицы и имел статус «царского богомолья».

    Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря.

    В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках.

    В Третьяковской галерее хранится еще один список Иверской иконы — она находилась в Иверской часовне и предназначалась для совершения молебнов на дому у тяжкоболящих; в нижней части этой иконы имеются специальные петли для удобства транспортировки.

    Возвращение из музея в Божий храм

    После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах организованного в стенах монастыря филиала Государственного Исторического музея.

    В 1994 году в Новодевичьем монастыре возродилась монашеская жизнь, а в 2010 году архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии.

    6 мая 2012 года чтимый образ был возвращен в Новодевичий монастырь. Святыня была перенесена в Успенский собор обители, где и будет отныне находиться.

    Иверская Икона часовни у Воскресенских ворот

    Происхождение Иверской иконы Богоматери в часовне у Воскресенских ворот в Москве покрыто завесой таинственности, как и происхождение многих чудотворных икон. Часовня, в которой находится «сей благоговейно чтимый образ, издревле принадлежала Николаевскому Перервинскому монастырю», и в нем могло сохраниться наибольшее количество документов об этой святой Иверской иконе. Но составитель истории этого монастыря, принадлежавший к Перервинской семинарии и пользовавшийся архивом монастыря, еще не расхищенным неприятелями и временем, писал в начале прошлого столетия: «Как и когда сей образ в помянутой часовне обрелся, того неизвестно».

    Иверская икона Божией Матери
    Иверская часовня у Воскресенских ворот (фото Карла Фишера, 1900-е)

    В 1812 году, во время нашествия французских полчищ, когда жители бежали из Москвы, чудотворная Иверская икона Богоматери была вывезена во Владимир. Вот что написал архимандрит Перервинский Лаврентий:

    «Первого числа сентября, в воскресение, в 12 часу вечера, преосвященный Августин получил письмо от главнокомандующего в Москве графа Ростопчина о том, что по причине нечаянного решения князя Кутузова отдать столицу неприятелю, объявляется преосвященному Высочайшее повеление: немедленно выехать из Москвы по Владимирскому тракту, взяв с собою три иконы Божией Матери: Владимирскую, что в Успенском соборе, Иверскую и Смоленскую. Преосвященный тотчас послал секретаря своего в Успенский собор за иконою Владимирской Богородицы; икона Смоленская уже была вывезена Преосвященным Иринеем, Епископом Смоленским; а за иконою Иверской послал меня. Я приехал в часовню, хотя в ночное уже время, однако же застал многих, то выходящих, то входящих в часовню для поклонения чудотворной иконе; а горящие в лампадах свечи разливали яркий свет вдоль самой улицы. Посему, чтобы неприметно оную икону, так сказать, скрыть от молящихся, приказал я бывшему тогда иеромонаху Исааку облачиться в священническую одежду, нести пред иконою зажженную свечу и с пением псаломщиками Богородичных стихов перенесть икону в кельи монашествующих, сказывая другим, что икона подымается для боляшаго, как то обыкновенно бывает; и на место оной поставить список той иконы, что, беспрепятственно от народа, было исполнено. Икона, по принесении в кельи, положена была в приготовленный ящик и отправлена в дом Преосвященного. … Преосвященный, наградив деньгами всех тех, кои не желали в его доме остаться, испросив себе Божеское благословение и поручив бедствующий город небесному покровительству, отправился с обеими иконами из Москвы во Владимир, в 2 часа утра, 2-го сентября, в понедельник. А список с чудотворной иконы, находящийся в часовне, был укрыт от грабителей монахами Перервинской обители».

    Иверская икона Божией Матери
    Современный вид Иверской часовни.

    Из Владимира архиепископ Августин отправился 10-го сентября в Муром, отсюда 23-го октября прибыл опять во Владимир, а 27-го числа святыя иконы торжественно провождены из этого города в Москву.

    Список с древней Иверской иконы Богоматери, богато украшенный в 1758 году и оставленный вместо настоящей иконы в часовни в 1812 году пред вступлеием французов в Москву, впоследствии не найден, и по выходе неприятеля из столицы в часовне все оказалось обезображенным.

    По обновлении сделан был новый список с настоящей Иверской иконы и облачен позолоченной ризой. «…в 1851 году сделана для него новая серебряная позлащенная риза с венцами, богато украшенными жемчугом и драгоценными камнями, из привесков к Иверской иконе, а прежняя отдана доверенному от московскаго мещанскаго общества Дмитрию Михайловичу Рыбникову: для Новоиерусалимскаго монастыря сделан упомянутым обществом точный список Иверской иконы, что в часовне у Воскресенских ворот, и на него возложена полученная от часовни риза со списка Богоматерней иконы». Этот образ поставлен в Новоиерусалимском монастыре 24 мая 1852 года.

    6 мая в Свято-Иверском женском монастыре пройдет праздничная Литургия в честь дня памяти Иверской иконы Божией Матери. Вы можете подать на нее записки.

    Записки принимаются до 12-00 (по мск.) 5 мая. Записки, поданные позже этого времени будут прочитаны на Литургии в Свято-Иверском монастыре в другие дни.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *