• Продолжая рубрику «Народный календарь», вспоминаем наших приснопамятных предков, которых капризный февраль призывал к своей череде хлопот и забот. В эту пору мужики ещё рубили лес, покамест дерево спит, и покамест строевой бревенчак можно вывезти из чащобы на санях по снегу. Иные крестьяне столярничали и кустарничали по домам-хозяйствам, другие уходили на рыбу или на дичь, но у большинства из них в эту пору вся работа крутилась вокруг домашней скотины. Ведь с февралём в среднерусских широтах начинался весенний приплод.

    «Телятник»

    В шестой день месяца-бокогрея боголюбивый христианин челом бьёт преподобному Вуколу, епископу Смирнскому (19 февраля по новому стилю). Мог ли предположить сей мудрый и благочестивый муж – ученик святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, живший в I веке в Малой Азии – что спустя столетия день его памяти в далёкой Руси совпадёт с началом весеннего отёла животины? А коли так устроено Господом, то для русского крестьянина всё очевидно: быть преподобному епископу Вуколе «Телятником» – святым заступником всех русских скотоводов. Ему и молились наши предки о здоровье стельной бурёнки и об её удачном отёле.

    Икона преподобного епископа Вуколы
    Икона преподобного епископа Вуколы

    Пироги на счастье

    На следующий – седьмой – день февраля в русских печах с утра румянились пироги, да не простые, а особые – «пироги на счастье». Пеклось такое угощенье не для семейного стола, а специально для нищей братии. Известно народное поверье, согласно которому милостыня, поданная сирым и голодным с верой и молитвой, сторицею возвращается в руки подающего. Но, если в полной мере понять, что означало слово «счастье» для наших предков, то этот обычай обрастает более глубоким христианским смыслом.

    В «Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля» «счастье» означает «со частью», то есть – «доля», «пай». Если для язычника счастье – это выпавший жребий и случайная случайность, для христианина счастье – часть Божья.

    Человеку, как Божьему Образу, быть счастливым мешает только одно – грех, отдаляющий его от Создателя. Поэтому, избавляясь от порока, он воссоединяется с Господом через покаяние и молитву, любовь и милостыню – это и есть путь к счастью.

    Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда всё будет у вас чисто

    Лк. 11,41

    Так что христиане жертвуют нищим не с той целью, чтобы им выпал жребий на лучшую долю, а только Христа ради.

    К тому же любое нажитое добро, в том числе и пироги – это дар Божий, частью которого нужно делиться с ближними. Вот и жертвовалось сие угощение, как и всякая милостыня – «на счастье», которое ни своё, ни чужое, но Христово.

    Неслучайно в седьмой день февраля совершается память преподобным Парфению Лампсакийскому и Луке Элладскому (20 февраля по новому стилю).

    парфений лампсакийский
    Икона преподобного Парфения Лампсакийского
    лука элладский
    Икона Луки Элладского

    Оба святых могли служить для крестьян ярчайшим примером милосердия и нестяжания. Святитель Парфений в молодости промышлял рыболовством, и все вырученные деньги раздавал нищим, оставляя себе гроши. А преподобный Лука жертвовал беднякам всю свою еду и одежду, а сам почти ничего не ел и ходил в лохмотьях, за что терпел упрёки от родителей.

    Конечно, этот день преподобных был далеко не единственным в году, когда крестьяне считали своим долгом творить милостыню.

    7 февраля принято было жертвовать именно пироги. А пироги на Руси пеклись двух видов – подовые и пряженые. Первые готовили из квасного теста на поду – так называлась нижняя поверхность печи. Пряженые лепили из квасного, либо из пресного теста, а потом обжаривали в масле. На счастье годились и те, и другие.

    Захарьев день

    В восьмой февральский день свершается память святых великомученика Федора Стратилата и пророка Захария Серповидца. Первый слыл покровителем солдат и офицеров, поскольку сам был отважным воином, а второй прославился в ветхозаветные времена, как «истиннейший богоглагольник» и «зритель премирных видений», предрекший пришествие Спасителя. Прозвание «Серповидец» пророк получил, благодаря одному из полученных им откровений, в котором он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа.

    феодор стратилат
    Икона Феодора Стратилата
    захарий серповидец
    Икона пророка Захария Серповидца

    Однако для русского крестьянина, жизнь и хозяйство которого без острого серпа немыслима, святой молитвенник с таким прозвищем не мог не стать родным и близким. А потому у наших жниц испокон веков прижился обычай доставать на Захарьев день заткнутые в переборку сеней серпы и кропить их с божницы крещенской водой. Святому пророку Захарию Серповидцу в народе молились за будущий урожай, от которого прямо зависело их житьё-бытьё в суровую зимнюю пору. «Не обережешь вовремя кривого серпа — не нажнешь в поле и снопа!»

    Власьев день

    С давних времён на Руси в самой отдалённой деревенской глуши в пастушьих сторожках, хлевах, коровниках, конюшнях и свинарниках обязательно ставили иконы священномученика Власия, епископа Севастийского. Этот святой часто изображался в окружении коров и овец, потому что почитался главным покровителем животных. Икона угодника Божия всегда поднималась во главе крёстных ходов, которые сопровождали молебны во время падежа скота.

    священномученик власий
    Фреска священномученик Власий

    На рубеже III – IV веков во времена гонения на христиан благочестивый Власий подвизался в пещере на горе Аргеос. К нему со всех сторон сбегались дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их. На больных животных святитель возлагал руки, и они тут же исцелялись. Среди крестьянского люда ходила история из жития святого Власия о том, как он своими святыми молитвами вернул бедной вдове последнего поросёнка, который стал добычей хищного волка.

    Власьев день, который приходится на 11 февраля, на Руси почитался «коровьим праздником» (24 февраля по новому стилю).

    В деревнях и сёлах крестьяне пригоняли рогатый скот к церковной ограде, и после молебна священномученику животина окроплялась святой водой. В некоторых губерниях на Власьев день было принято жертвовать в храм свежее коровье масло. Его ставили в новой посудине под икону угодника Божьего, после чего оно уже звалось «власьевым», «волосным» и «воложным». Отсюда и поговорка: «У Власия — и борода в масле». После молебна крестьяне гнали скотину по дворам и причитали:

    «Святой Власий! Будь счастлив на гладких телушек, на толстых бычков! Чтобы со двора шли — играли, а с поля шли — скакали!»

    В этот день крестьяне задабривали домашнюю скотину и кормили её специально припасённым для этого дня самым лучшим сеном. В некоторых местах хозяйки варили молочную кашу и пекли к ней караваи, потом освящали всё это на молебнах и делились угощеньем с бурёнками, чтоб те не хворали.

    С этого дня повсюду устраивались торги-базары скотом, и каждый торговец и покупатель, молясь святому, был уверен: «Святой Власий — не обманет, от всякой прорухи упасет!»

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *