Источник: Prichod.ru
Сегодня Русская Православная Церковь отмечает 101-ю годовщину явления иконы Божией Матери «Державная». Обретение иконы 2(15 марта) 1917 года, в день, когда стало известно об отречении от престола царя Николая II, народным сознанием было воспринято как свидетельство того, что Сама Богородица приняла упавший скипетр русской монархии. Списки с Державным образом Пречистой быстро разошлись по храмам России, а затем и русского зарубежья, став объектами особого молитвенного почитания. О нем рассказывает кандидат исторических наук Галина Ананьина.
– Галина Васильевна, Вы много занимались изучением народного почитания Державной иконы в России и зарубежье в первые послереволюционные годы, всегда подчеркивая, что особую роль в этом сыграл святитель Патриарх Тихон.
– Начало всенародному почитанию святыни было положено сразу после ее обретения. О случившемся сразу сообщили архиепископу Московскому и Коломенскому Тихону, будущему Патриарху.
Именно владыка Тихон благословил составить «акафист акафистов» в честь иконы Божией Матери «Державная», текст которого был собран частями из акафистов другим чудотворным образам Богородицы, явленным в России.
Чуть позже были написаны два канона и молитвы для соборного чтения перед Державной иконой.
Патриарх Тихон очень чтил этот образ, столь знаменательно явившийся в России. В 1917-1918 годах икону неоднократно приносили в московские храмы и монастыри, где перед ней служились молебны.
Одно из таких богослужений имело место 8 февраля 1918 года в храме Богоявления в Елохове. Литургию и молебен совершил святитель Тихон в сослужении архиепископа Коломенского и Можайского Иоасафа и епископа Камчатского и Петропавловского Нестора. Последний, кстати сказать, в 1918 году смог добраться из Москвы через Петроград в Киев, где передал одному из руководителей Белого движения на Юге России генералу Ф. А. Келлеру от Патриарха просфору и нательный образок с изображением «Державной».
– Вероятно, немало иконописных копий Державной иконы было создано в русской эмиграции?
– Конечно. Почитание этой иконы в русском зарубежье началось с момента, как наши соотечественники стали там обустраиваться. По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), которые можно увидеть в книге «Путь моей жизни», уже в 1926 году во Франции в городе Шавиль был устроен храм в честь Державной иконы.
В 1935 году там же был построен новый храм, существующий до сих пор, куда приезжали русские православные паломники со всей Европы.
В 1932 году в Ницце стараниями бывшего члена Государственной Думы и Государственного Совета, одного из лидеров Всероссийского национального союза Федора Безака и его супруги Елены, бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны, также появился домовый храм в честь Державного образа Царицы Небесной. В каждом из этих храмов хранился список чудотворной иконы.
К слову, ктитором церкви в Ницце до конца своих дней являлся Сергей Бехтеев – русский поэт, создавший в 1934 году удивительное, проникновенное стихотворение «Перед Твоей Державной иконой», исполненное надежды на грядущее возрождение России. Подумайте, какую смелость и веру нужно было иметь в это трагическое для Отечества время, чтобы написать такие строки:
«В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
“Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю…».
– А после возвращения Церкви Державной иконы из музейных запасников в 1988 году были ли найдены другие списки этого образа?
– Оказалось, что списки иконы, несмотря на десятилетия господства атеистической идеологии, сохранились во многих семьях. Люди стали приносить их в открывающиеся храмы. Так, весной 1991 года в Москве произошло чудо, свидетелями которого стали клир и прихожане церкви во имя святителя Николая Николо-Перервинской обители. В четверг Светлой седмицы настоятелю храма протоиерею Владимиру Чувикину кто-то принес старинную икону Божией Матери «Державная». На лазурном фоне была изображена Царица Небесная восседающей на троне, увенчанной венцом с крестом, с державой в руках. В течение некоторого времени икона благоухала и источала миро, о чем свидетельствовали многие очевидцы, включая самого отца Владимира.
С того времени день празднования Державному образу Пресвятой Богородицы здесь отмечается почти как храмовой праздник. Перед иконой поется акафист. Несколько позже установилась традиция совершать крестный ход с образом вокруг обители. Характерно, что после того, как икону первый раз пронесли крестным ходом, ее потемневшее изображение просветлело.
В 1992 году Державную икону чудесным обрели прихожане Николаевского кафедрального собора в городе Алчевске Луганской епархии. Ее нашли в подсобном помещении. Сотрудники храма проводили ревизию на церковном складе, пересчитывали свечи и кипы тканей и вдруг обнаружили там икону. При рассмотрении оказалось, что это изображение «Державной», только Богородица была облачена не в порфиру, а в одеяние серо-зелёного цвета. Несмотря на поздний вечер, собралось храмовое духовенство, икону установили в одной из келий и начали петь перед ней акафист нараспев. На глазах у всех облачение изменило цвет, став розовым. С той поры вот уже двадцать лет в соборе Алчевска каждую субботу в 6 часов утра совершается акафист перед этой святой иконой, хранящейся теперь справа от алтаря, в отдельном украшенном киоте.
В том же году 15 марта список Державной иконы появился в Воскресенском кафедральном соборе Твери. История, связанная с ней, могла бы стать сценарием целого фильма.
– Очень интересно, что же это за история?
– Однажды инженер-геодезист пришел по делам в предназначенный к сносу дом в частном секторе Твери. В хлеву он обратил внимание на дверцу странной формы, с ужасом увидев, что это большая, донельзя покрытая грязью икона. Хозяйка рассказала, что ее уже давно принес и приспособил к хозяйству сын. Женщина легко согласилась отдать икону, если ей взамен сделают новую дверцу.
Инженер родился и вырос в советское время, в его семье никто в церковь не ходил, но подобного святотатства он вынести не мог. Придя домой, как мог, отмыл икону и повесил на стену. Прошло некоторое время, и его жену начал будить по ночам чей-то женский голос, говоривший: «Холодно. У Сына ножки замерзли, укрой Его». Женщина вставала, снимала со стены образ, укрывая его детским одеялом.
Никто в доме не понимал, что происходит, но все очень забеспокоились, поэтому когда приятель хозяина предложил, чтобы тот отдал ему найденную икону, а взамен взял у него другую, согласились. Однако через несколько дней новый владелец, потрясенный и напуганный, возвратил образ: в его доме Богородица на иконе закрыла глаза. Никто из очевидцев событий никогда не видел Царицу Небесную на иконах с закрытыми глазами, поэтому испуг людей был вполне понятен. Некоторое время икона снова находилась у своего первого владельца.
Глаза у Богородицы теперь были открыты, но практически каждую ночь все в квартире стали слышать шум и треск, по выражению очевидцев, «как будто поленья в костре горели».
Наконец, владельцы образа приняли решение отдать образ в собор. Примечательно, что для этого выбрали именно тот день, когда совершается празднование в честь иконы «Державная», хотя, конечно, не знали ни ее названия, ни дня церковной памяти. Сегодня святыня, чудесно обновившаяся, отреставрирована, помещена в драгоценный оклад. После завершения реставрации Преображенского собора Твери планируется передать ее туда.
Три года спустя, также 15 марта, еще один старинный список Державного образа был передан в домовый храм Московского государственного университета во имя мученицы Татианы. Подобных случаев за четверть века произошло множество, обо всех сразу не расскажешь.