«Вера и суеверия»: Вера — это слепое принятие догм и обрядов
Выпуск № 12: Сегодня обсуждаем миф о том, что «Вера — это слепое приняте догм и обрядов и уверенность в том, что Бог существует».
– Вера не нуждается целиком в принятии, и для православия слепое, фанатичное следование было бы бедой. Я вспоминаю себя, когдя сам обратился к вере. И в церкви, и священнослужители — все требовало не только сердца, но и ума, чтобы ты понимал то, во что ты веришь. Первым, конечно, откликается наше сердце, когда мы чувствуем Божий призыв, и для нас Господь уже представляет собой ценность. Но дальше все равно должен включаться ум — он должен нам подсказывать пути, по которым идти, он должен отличать правильное от неправильного, верное от ложного. Путь в духовной жизни достаточно непрост, и где-то можно поскользнуться, впасть в заблуждение, поэтому необходимо обязательно участие и ума.
– Как же мы своим ограниченным человеческим сознанием можем однозначно понять, что это добро, это зло, и четко определить границы, по которым нужно идти?
– Нам подсказывает наша совесть, потому что категории добра и зла — это категории нашей совести. Вообще, в человеке должно быть все гармонично — у него и сердце должно откликаться, и совесть работать, и ум. Он не должен быть святым, юродивым, а должен ясно показывать, куда ты смотришь, во что вникаешь. В книге псалмов сказано: «Пойте Бога нашего, пойте разумно». Прославлять Бога нужно разумно, понимая, во что и как ты веришь.
Сам миф о том, что вера — это слепое принятие догм, сводит веру на уровень очень низкого, примитивного принятия, что ты просто усвоил рассудочные истины без трезвого их осмысления. На самом деле вера — более глубокое понятие, оно предполагает три ступеньки.
На первом уровне — признание душой чего-то, что ты очевидно не наблюдаешь. К примеру, я верю, что Куликовская битва была в 1380 году, я не могу это сам проверить, я поверю учителям. Или я верю, что существует планета Марс, потому что об этом тоже рассказывали в школе. Но можно и лично убедиться, если приобрести телескоп. И так же я верю, что есть Бог. Но это самый примитивный образ веры, который ничего не дает душе.
На втором уровне вера — это когда уже откликается сердце, и вера — как доверие. Когда мы доверяем другому человеку, вступаем с ним в личное общение, тогда возникает нечно общее. Мы общаемся, понимаем, что нас что-то объединяет, мы этому человеку доверяем. Так же и вера как доверие — это сердечное принятие Божиих заповедей, восприятие Божественных истин в своей жизни, когда ты начинаешь улавливать, что некоторые события в твоей жизни были не от тебя и даже не от других людей, их устроил Господь.
Самый высокий вид веры – вера как верность. Верность возникает тогда, когда мы действительно любим того, в кого мы верим, с кем общаемся. Как в семье — муж хранит верность тогда, когда он хранит свою любовь к супруге. Любовь немыслима без верности. То же самое — религиозная вера, которая предполагает любовь человека к Богу, верность Божественным заповедям.
– Есть различия между такими понятиями как вера и знание. Некоторые атеисты отрицают существование Бога, они всему ищут какие-то доказательства…
– Далеко не все в нашем простом человеческом мире можно с помощью материальных инструментов исследовать, узнать.
– Как переломить ситуацию, когда человек считает себя центром, через который он воспринимает мир, и он не может признать, что над ним есть что-то выше, сильнее?
– Очень часто это само открывается человеку. Во многом вера в Бога открывается опытным путем. Если бы меня попросили дать определение веры в Бога, я бы ответил, что подлинная вера в Бога — это живое ощущение живого присутствия Божьего в твоей жизни. То есть, не просто рассудочные признания, а когда ты своим сердцем, своей душой чувствуешь, что Господь рядом и откликается на твои молитвы. Ты попросил что-то, и действительно это тебе дано. В какой-то ситуации ты видишь, что Господь тебя явным образом уберег от беды. Ты начинаешь видеть, что в мире действуют не только физические законы, но есть еще нечто более высокое. И самое главное, что молитвы оказываются действенными, они исполняются, есть отклик. И это тоже дает подтверждение, что вера содержит нечто подлинное.
– Есть одно из утверждений, что только в православии можно увидеть Бога духовными очами. Так ли это? В других религиях это немного иначе…
– Я думаю, что это отдельная тема для более пространного разговора. Но одно могу сказать, что Господь заботится о любом человеке. Как в Евангелие говорится, что Отец Небесный посылает свой дождь на праведных и неправедных, и солнце сияет для тех, кто волю Божию исполняет, и для тех, кто отвергает ее. Господь, конечно же, милует и мусульман, и язычников, и иудеев. Обо всех он проявляет заботу. Но истинное познание Бога открыто не во всякой религии.
– Дорогие друзья, благодарим отца Валерия за подробное разъяснение и по-прежнему ждем ваших вопросов.
– Будем рады рассмотреть те мифы, которые вы нам пришлете. Храни вас, Господь!