• «Вера и суеверия»: что в церкви может меняться, а что должно сохраняться неизменным?

    Выпуск № 34. Сегодня мы обсудим такой вопрос: что в церкви может меняться, а что должно сохраняться неизменным?

    – Действительно, иногда начинают ссылаться на древнюю церковь или старообрядчество. В плане обрядов: двоеперстие или троеперстие — что является более древним… Но дело в том, что в церкви есть внутреннее, а есть внешнее. И незыблемым всегда остается внутреннее — это данная церкви благодать, которая действует в таинствах. Поэтому с первого века, с апостольской общины, непрерывно сохраняются церковные таинства. И главные таинства — евхаристия — причащение от святых тайн Христовых — это неизменно та сердцевина церковной жизни, которая идет с древности по сей день.

    Однако таинства обрамляются обрядами — есть свои богослужебные обычаи, особенности. Вот они могут меняться. Приведу аналогию. Когда ребенок рождается, он еще маленький, и у него своя одежда, со временем он подрастает — ему покупают новую одежду, и так далее. Это как человек — в младенчестве, в подростковом и в зрелом возрасте. Для каждого возраста своя одежда. Так и для каждой церковной эпохи тоже свои обычаи, свои представления.

    Сейчас это трудно предстваить, а в IV-м веке, когда христианство было признано государственной религией, люди жили догматическим темами: спорами о Троице, о том, единосущен Сын Божий Отцу или нет. Это сейчас в принципе немыслимо, современным людям тяжело воспринимать это в проповеди. Почему так? Потому что в Римской Империи люди имели греческое образование. В философском смысле они были подкованы, и их это интересовало. Телевизора не существовало, люди жили философскими поисками.

    Там, где этого нет, больше начинают спорить об обрядах. Хотя даже у поместных православных церквей иногда различаются обряды, есть особенности богослужения. Это то, что вторично. Блаженный Августин говорил об этом так: «в главном — единство, во второстепенном — разнообразие, во всем — любовь». То есть, главное в нашем вероучении, в исповедовании Христа — единство.

    Во второстепенном — обряды, народные обычаи. К примеру, я жил на Святой Земле, там греческое богослужение, и есть свои особенности. Допустим, у них во время полиелея никто не выходит в центр храма, нет помазания во время вечернего богослужения, а Евангелие читают в алтаре.

    В плане облачения есть свои особенности. Есть свои праздники. К примеру, на праздник какого-то святого пекут специальный пирог. В Греции на праздник Пасхи есть такая традиция, что храмы перестреливаются ракетами. Считается, что если ракета попала в храм, то это для него как благословение. Такие традиции… Но это все второстепенно. Люди всегда что-то человеческое все-равно привносят. Поэтому, конечно, нельзя строго биться за отдельно взятые обряды, потому что они могут иметь значение только для определенного периода времени.

    – Церковь — живой организм, и она, конечно, меняется. Сегодня мир таков, что все развивается с огромной скоростью. Мы в единицу времени потребляем все больше информации, многое упрощается и сокращается, в том числе и богослужения. Не получится ли так, что в погоне за современностью мы упустим главное и слишком упростим то, что упрощать нельзя?

    – Я думаю, что богослужения не будут сокращены совсем, на многих приходах они и так уже сокращены. Сильно сокращается чтение псалмов и отдельных песнопений, остается «костяк» богослужений. Но есть храмы, где строго хранятся богослужебные традиции. Люди имеют возможность выбирать.

    Жизнь во многом непредсказуема, и мы не можем всегда предугадать, что и как повернется. Раньше утреня совершалась утром, перед литургией. Сейчас она совершается вечером, хотя само слово «утреня» предполагает, что она должна совершаться утром.

    Думаю, что все же главное в церкви останется и какие-то существенные изменения, которые могли бы повредить церковной жизни, не произойдут. Возможно, будут небольшие корректировки, которые приспосабливают богослужение под человеческую немощь. Но специально гнаться за этим не следует, хотя и излишнюю строгость проявлять к людям не следует.

    Богослужение должно быть людям посильным, на приходе для мирян не должно быть монастырского богослужения. А вот в монастырях — да, должно быть строго уставное богослужение, продолжительное. Насколько я знаю, так оно и есть.

    Спасибо, батюшка, за разъяснение. А мы по-прежнему ждем от вас интересных вопросов и попросим отца Валерия дать свой комментарий.

    – Храни вас, Господь. До скорой встречи!

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *