Русский человек от былинных богатырей до Павки Корчагина всегда был велик, прежде всего, силой духа, бескорыстием, обостренным чувством правды, справедливости и коллективизма. Лучшие обладатели этих качеств становились национальными героями и кумирами для подражания. Есть ли у сегодняшней России такие люди-символы?
В недалеком советском прошлом ответ на этот вопрос знал каждый житель нашей великой страны. И взгляды их, во-первых, практически полностью совпадали независимо от возраста, пола, социального происхождения, региона проживания и так далее, а, во-вторых, взгляды были не казёнными, а осмысленно-солидарными. Эти люди-символы были окутаны необыкновенной романтикой и ореолом славы. Они не походили на американских супергероев, обладающих сказочными сверхспособностями. Это были обычные люди, но с необыкновенно развитыми чертами и качествами, присущими тогда практически всем гражданам страны Советов. Поэтому с ними чувствовали неразрывную связь, порой через века. Им хотели соответствовать. На них хотели походить и превосходить. Без этой, если можно так сказать, погони за героем, не было бы ни Байконура – космического чуда, возникшего в голой степи, ни БАМа, ни подвигов наших военнослужащих выполнявших интернациональный долг в Афганистане, ни многого другого. Вообще мы жили бы в другой стране. Всё, на чем держится сегодняшняя Россия как в материальном, так и в духовном плане, было заложено тогда. На этом фундаменте, на рудиментах тех представлений о народном герое, человеке чести и совести, по которому себя меряешь как по эталону, во многом пока еще живёт страна. Но эти рудименты всё больше и больше отмирают.
Последний герой – носитель этих качеств, справедливый и честный народный разбойник Данила Багров из лихих девяностых. К великому сожалению уже покойный режиссер Алексей Балабанов гениально назвал свой фильм «Брат». И братскую связь с этим героем до сих пор чувствует значительное число россиян. Не с обрезом в его руках, а с его душой, отношением к жизни, людям, смыслам, которые заполняют настоящее и будущее. Девяностые прошли. А нового народного героя уровня Данилы Багрова не появилось. Почему?
Человек представляет собой набор потребностей, первая и главная их которых – это потребность жить. А вот дальше, как говорится, возможны варианты. Варианты этого набора потребностей и выстраивание их в определенной иерархической последовательности – важнейшая задача любого общества, ибо человек есть существо социальное. Еще классики говорили – жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Получается замкнутый логический круг: общество формирует социальный заказ на своего члена – человека, который ему приемлем и нужен, а масса таких индивидов и составляет это общество. И вот тут возникает главный вопрос, а каков механизм формирования социального заказа? Кто конкретно подвигает общество указывать в своём социальном заказе те или иные качественные параметры, требуемые от индивида? Такие люди и структуры есть.
С крушением СССР главной миссией в мире наших бывших оппонентов стала глобализация по Западному образцу, в основе которой лежит национальное обезличивание, монетизация и коммерциализация всего и вся, а также превращение человека из думающей и чувственно оценивающей жизнь личности в безликий трудовой и потребительский ресурс. Под этот каток глобализации попала и Россия. Именно он все последние годы формирует у нас новые человеческие объекты для подражания. Именно объекты, потому как героями их назвать нельзя. Формирование этих объектов осуществляется посредством глобальных информационных потоков, которые в современном гаджетизированном мире определяют всё. За ними следуют деньги, товары, экономические кризисы, взлеты и падения политиков, политические и военные акции, революции, наконец.
При помощи специальных технологий манипулирования сознанием, разрабатываемых по заказу так называемой транснациональной финансовой элиты (в 2011 году швейцарские ученые из государственного института технологий в Цюрихе доказали, что почти половину мирового богатства контролируют всего 147 корпораций, связанные между собой) создаются реперные точки информационных поводов, вокруг которых по принципу воронки начинают формироваться информационные волны. В каждой волне должно обязательно присутствовать от одного до трех «цепляющих элементов». Больше человек и не запомнит и острота воздействия снижается.
Информационные волны, в свою очередь, становятся частью глобальных информационных потоков, с разных сторон, в разной упаковке и дозировке доносящих до человека нужную для принятия им тех или иных решений информацию. Нужную, понятное дело, не ему, а заказчику информационного воздействия. Чтобы человек ни на минуту не выпадал из этого глобального воздействия, информационные потоки пересекаются и перекрываются таким образом, что становятся одним огромным информационным полем, которое формируют тесно переплетающиеся между собой носители.
Гаджеты, интернет, телевидение, радио, печатная продукция, всевозможная наружка – с их помощью и под их воздействием формируется восприятие человеком окружающего мира и себя в этом мире. Подводная часть этого воздействия вшита во всякие научные и научно-познавательные программы, рейтинги, политические и экономические обзоры, посвященные всему на свете от торговли до моды популярные шоу, наконец, художественные фильмы и передачи для детей.
Коммерциализовано и вовлечено в формирование человеческих объектов для подражания практически всё. Во всех странах, куда проникла агрессивная среда глобализации, во всех сферах и средах человек находится под воздействием информации целевого характера. Он невольно пропитывается ей и становится именно тем строительным материалом для современного общества, который требуется стратегам глобализации. Именно поэтому делается всё, чтобы человек в интеллектуальном плане был как можно проще, а информационные потоки как можно интенсивнее. Ограниченный человек в большом потоке быстро меняющейся информации не в состоянии разобраться и принять взвешенное индивидуальное решение.
Поэтому он действует по принципу подобия. Как все. Или по принципу «объективного контроля», если из трех различных источников идет одна и та же информация, значит, она верна. Для этого представители финансовой элиты и запускают нужную им информацию через разные носители и в разном виде. Надо быть современным. Надо придерживаться таких-то взглядов, иметь модный ценностный набор, любить то-то и то-то. Надо быть стильным. А для этого надо иметь, жить, носить, ездить, отдыхать, то-то, там-то и так далее.
Сегодня информационные потоки, генерируемые нанятыми мировой финансовой элитой аналитиками, воздействуя на общество в целом и на каждого индивида-члена этого общества в отдельности, формируют заказ на человеческий объект для подражания, калькой с которого является псевдогерой нашего времени. Кто же он, в конце концов? Идеальная ресурсоединица!
Поэтому всё сегодня направлено на то, чтобы человек в меньшей степени был личностью и в большей – частью производящей и поглощающей массы. Доходы от обоих этих процессов, а также удовольствие от управления массой и являются целью представителей глобальной финансовой элиты, придумавшей для осуществления всего этого глобализацию. Для стимулирования функционирования обоих видов ресурсов, во главу угла воздействия информационных потоков поставлен фетиш роста благосостояния и достатка членов общества. Главное в этой провоцируемой среди людей гонке – обеспечение прироста бездушной материи, а не роста духовности. Именно в этом смещении акцентов следует искать смысловой посыл возникновения таких выражений, как «хороший человек – это не профессия».
Ценность хорошего человека таким определением девальвируется до нуля. Гордиться надо материальным достатком, внешними атрибутами успеха, а не внутренним миром, которого не видно. Сила духа, бескорыстие, обостренное чувство правды, справедливости и коллективизма, сегодня всё больше становятся анахронизмом и отмирающими рудиментами.
Глобализуемому по западному неолиберальному образцу обществу не нужны герои, обладающие этими качествами, но не готовые больше вкалывать на хозяина только ради того, чтобы больше покупать, опять же для его пользы. Современные бизнес-коучи проводят специальные тренинги, на которых вдалбливают народу, что себя нужно презентовать, уметь продать. И вообще важнейшее из искусств для нас сегодня – это искусство продать. А хороший человек – не ходовой товар. Сам себя он не продаст, потому, как хорошесть не позволит. Не принято у хороших якать, бахвалиться, хвастаться и набиваться. И если кто-то такой товар сплавит, тоже «намучаешься». Начнутся: так нельзя, это не по-человечески, это обман, это подло, этого я делать не буду и вам не советую. От таких проблемных героев стараются побыстрее избавиться.
Поэтому современное российское общество культивирует не своего традиционного исторического героя. А потом мы удивляемся, почему нет произведений уровня «Войны и мира» или хотя бы шолоховской «Поднятой целины». Нет талантливых авторов? Нет героя. Про кого писать, про ресурсоединицу? Кто идёт на смену Даниле Багрову? Именно эта единица. Безликий «офисный планктон» и такой же безликий «клиент».
России нужен новый-старый герой. Человек из плеяды носителей «русскости», а не глобальной «ресурсности». Наше общество еще далеко не полностью заражено этим вирусом, хотя поражения уже достаточно глубоки. Излечение еще возможно.
У людей населяющих Россию, независимо от их природной национальности, за все прошедшие века сформировалось необыкновенно структурное сознание. Они всегда хотели и хотят, чтобы всё было объяснимо, понятно и логично. Чтобы по чести и по совести. Только в этом случае ум и душа пребывают в гармонии, а каждый прожитый день и будущее наполняются смыслом, позитивом и в меру сил творческими устремлениями. Именно поэтому придуманные голливудские супергерои у нас не приживаются. Как не рождается и собственный выдуманный герой.
У нас герой должен быть естественным. Чтобы плоть от плоти. А так получается идёт, идёт цепочка героев и вдруг на нашем времени обрывается. Попытки продолжить эту цепочку предпринимаются, но вместо героев получаются гуттаперчевые куклы, которые быстро сходят со сцены, как не набравшее рейтинги коммерческое шоу. А народ готов выдвинуть из своей среды героев. Как готов и пойти за ними. Только не в виде ресурса, а в виде носителей Русского мира.
Для того, чтобы общество начало выдвигать из своей среды героев этому обществу нужны близкие ему смыслы существования. Ему нужно, чтобы эти смыслы генерировали не заморские наймиты мировой финансовой элиты и их российские филиалы, а достойные представители этого общества, не болеющие болезнью «креаклов». Сегодня общество лишено такой возможности, поскольку, во-первых, между элитой самовыдвиженцев-приватизаторов всего и вся и народом – дистанция огромного размера, а, во-вторых, по этой же причине практически не работают социальные лифты. «Сын вора будет вором, сын прокурора – прокурором». Кто будет генерировать другие смыслы? Пока ничего не изменится, будем читать и смотреть многочисленные повести о ненастоящем человеке.
Вот и Алексей Балабанов пришёл к такому же выводу. В своем последнем фильме «Я тоже хочу» он ведёт своих героев к чудесной колокольне счастья, с помощью которой они уходят в неземной мир, потому что здесь они никому не нужны, и счастья найти не могут. В школьных сочинениях советского времени мы разбирали тему: трагедия лишнего человека в русской классической литературе, описывая Чацкого, Базарова и прочих героев не своего времени.
Сегодня мы вновь переживаем похожую трагедию, только теперь уже лишним становится не просто хороший человек, а собирательный образ абсолютного большинства представителей и носителей Русского мира. Этого нельзя допустить, поскольку, если всё продолжит двигаться в данном направлении, мы получим не только тотально-опустошительную дегероизацию, а вырождение всего лучшего, что веками и поколениями выкристаллизовывалось в нас. Чтобы этого не допустить, необходимо вернуться к практике культивирования настоящего человека. Не успешного толстосума, не раскрученного публичного говоруна, не «звезд» из фольги и прочего реквизита неолиберализма.
Нам нужен культ человека совести, правды и справедливости. Для которого инстинкт национального самосохранения выше личного. Для которого отдать, доставляет большее удовольствие, чем взять.
Федор Достоевский писал: «Никаким развратом, никаким давлением и никаким унижением не истребишь, не замертвишь и не искоренишь в сердце народа нашего жажду правды, ибо эта жажда ему дороже всего». И это действительно так. Мы видим, как наши люди откликаются на чужую боль, на несправедливость, неправду. Помогая пострадавшим от стихии или защищая мирных жителей Донбасса от националистических карателей и наемников со всего света. Но к таким героям относятся, как к некоему элементу шоу, части сенсации показанной в прайм-тайм для рейтинга передачи или телеканала. И всё. В итоге эти люди так и воспринимаются. А это в корне неверный подход.
Нам необходима целенаправленная государственная программа по созданию культа национального героя. Гордости и чести нации. Соли земли. Ведь у нас очень много таких людей среди добровольцев-ополченцев среди так называемых вежливых людей, по сути, бескровно защитивших и отстоявших Крым, среди пацанов-курсантов, во время недавнего наводнения больше трех недель своими телами днем и ночью защищавших Комсомольск-на-Амуре. И много, много еще кого.
В жизни всегда есть место подвигу. Особенно в нашей жизни, которая в нынешних условиях, сама по себе почти что подвиг. И люди совершают эти подвиги ежедневно и ежечасно. Просто страна про это не знает. Нас кормят сенсациями про дружбу козла с тигром, про скандалы в семьях мыльно-публичных людей и прочим информационным мусором, размягчающим мозги, а про лучших сынов и дочерей народа, про их правду – не рассказывают. А это они должны не сходить с экранов, газетных полос, помостов массовых мероприятий, классных кабинетов школ. Возможно, тогда жизнь начнет меняться к лучшему. И режиссерам не придется, как Балабанову, отправлять своих героев на тот свет или, как Рязанову, в его «Небесах обетованных» на паровозе к инопланетянам.
Вадим Бондарь
Источник: Колокол России