Остался ли на Земле Сад Эдемский? Где находится Рай? Почему мы не видим Бога? Как выглядел Христос? И трудно ли найти Бога? На эти и другие вопросы размышляет журналист портала “ЕлицыМедиа” Марина Струкова.
Библейская география
– Где находится Бог? – На этот вопрос пытались ответить богословы, философы, учёные. Большинство обычных людей считают, что Бог находится на небе, некоторые знают, что Бог вездесущ, но всё же его главное жилище – Рай.
Тогда давайте выясним, где находится Рай. И снова большинство ответит, что на небе. Но в Библии названы конкретные географические координаты Рая:
«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, прятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото. Имя второй реки Тихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель, она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:8—15).
Заметим, что Сад это восточная часть Эдема, значит, в Эдеме есть не только Сад.
Из названий рек, упомянутых в цитате, мне известен только Евфрат. Остальные реки, по одной версии, не сохранились. По другой, поменяли названия. Глядя на карту, мы видим, что у Евфрата есть два источника, один из них в Турции, другой в Армении. Выходит примерно там находился Сад Эдемский?
Когда Бог изгнал из Рая Адама и Еву, то поставил на входе в свой Сад ангела с мечом обращающимся, чтобы никто не прошмыгнул в обитель блаженства без позволения.
Но Сада Бог не выкорчевал, значит, тот по-прежнему находится на Земле.
Живые грешные люди, разумеется, не видят Сада Эдемского, так же, как не видят ангелов и демонов, хотя те находятся вблизи нас.
В то же время Библия сообщает о том, как вознёсся на небо Христос и как с неба звучал голос Господа. С точки зрения христианства, в Рай поднимаются, тогда как в Ад низвергаются. Значит, Рай находится на небе?
Давайте вспомним структуру Ада. Предположительно он состоит из девяти кругов, они находятся на разных уровнях. Чем глубже круг Ада, тем большие грешники там мучаются.
Почему бы не предположить, что Рай тоже имеет многоярусную структуру? Нижний этаж находится на Земле, там жили до изгнания Адам и Ева. А верхние этажи уходят в небо.
Из апокрифов и размышлений святых мы знаем, что в Раю тоже есть иерархия праведников. И чем праведнее человек, тем ближе он находится к Богу. Ближе, значит, выше? Помните народное выражение «я на седьмом небе от счастья».
Апостол Павел в послании коринфянам упоминает третье небо, на которое он был «восхищен», то есть взят с Земли. Исходя из этого, значит, есть небо первое и второе. В апокрифе Книга Еноха говорится о семи небесах. И хотя этот текст не признан каноническим, ему уделяли внимание многие раннехристианские мыслители, а в Библии Енох назван пророком.
Рай и Ад – это, прежде всего, духовные понятия. Но люди всегда пытались познать иной мир и как материальное явление, понять, насколько реально Царство Небесное.
«Сокровенная область земная»
На Руси издревле предполагали: Рай есть и на земле!
В 14 веке священнослужители Твери вели спор о судьбе Сада Эдемского. Возглавлявший их епископ Феодор представлял Рай как духовное состояние самого человека. Рай «мыслен», утверждал он, осязаем только сознанием, а Сад Эдемский погиб.
Новгородский архиепископ Василий, позже причисленный к лику святых, узнал об этих спорах и написал Феодору дружеское поучение на эту тему, где доказывал, что Рай не только духовное, но и материальное явление.
«Брат, в Прологе, в описании чудес святого архангела Михаила, для всех засвидетельствовано, что, взяв праведного Еноха, посадил он его в честном Раю. А вот и Илия святой в Раю живет, встретил его там Агапий святой и кусок хлеба у него взял. И святой Макарий за двадцать поприщ жил от святого Рая. А Ефросим святой был в Раю, и три яблока принес оттуда, и дал игумену своему Василию, от них же много исцелений было».
«Когда приблизилось успение владычицы нашей Богородицы, ангел цветущие финиковые ветви из Рая принес, знаменуя этим, где она теперь будет. А если Рай существует только в воображении, то зачем ангел ветвь эту — видимую, а не воображаемую — принес? Апостолы видели, и множество неверных иудеев ветвь эту видело».
Святитель Василий утверждал, что ворота в Рай видели его земляки-мореходы. Два корабля шторм принёс к высоким горам. На той горе они увидели красивую икону, словно нечеловеческими руками созданную. Вокруг сиял свет без солнца. С гор доносилось пение, ликования и веселья исполненное. Моряки велели одному своему собрату взойти на гору и посмотреть, что там происходит. Тот поднялся, всплеснул руками и, засмеявшись, бросился от товарищей своих на звук пения. Они же очень удивились этому и другого послали, строго наказав ему, чтобы, вернувшись к ним, он рассказал о том, что происходит на гope. Но и этот так же поступил, не только не вернулся к своим, но с великой радостью побежал от них. Третьего посланца находчивые моряки привязали за ногу верёвкой, чтобы не сбежал. И когда он поднялся на гору и тоже бросился на звуки пения, они потянули за верёвку. И что же? Притащили товарища мёртвым. Моряки испугались и решили убраться прочь. Они сделали вывод, что им нельзя пытаться постичь это явление.
Из истории христианства мы знаем только двух людей, которых Бог взял живыми в Рай. Оба праведника жили еще во времена Ветхого Завета. Это были Енох и Пророк Илия.
“Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу” (Евр.11:5). Переселён, но не взят на небо.
И другая цитата:«…вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11), гласит современный перевод Библии, однако, если вы найдёте церковно-славянский оригинал текста, заметите разницу.
«… и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша между обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо».
«Яко (как) на небо», но не на само небо, что отмечают многие святые (преподобные Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Максим Грек) в своих размышлениях.
Святитель Григорий Двоеслов описывает место пребывания пророка Илии так: «Он был отведен в сокровенную область земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти».
Российские староверы считали, что на земле есть блаженная страна с цветущей природой, до которой может добраться редкий праведник. Называют её Беловодьем. Там нет ни бедных, ни богатых, правит духовная власть благочестивых старцев. Беловодье уходили искать в Сибирь, на Алтай, на Дальний Восток. Есть легенды о том, что Бог прячет это место от досужего глаза.
Если островки Рая на Земле существуют, то они открываются только избранным.
Кто разговаривал с Богом?
Но даже если бы человек мог легко найти Бога, как прошла бы эта встреча? Ведь Бог – личность могущественная, непостижимая, Он сотворил Вселенную, а человек – жалкая песчинка в этой Вселенной.
Речь про Господа Саваофа, Отца Небесного. В Ветхом Завете Он говорит Моисею: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых».
Но там же многие люди общались с Богом:
Авраам видел Бога: Бытие 17:1-3 «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое».
Иаков видел Бога: Бытие 32:30 «И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя».
Старейшины Израилевы видели Бога: Исход 24:9-11 «Потом взошёл Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева».
Моисей видел Бога: Исход 33:11 «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим».
Народ Израилев видел Бога: Числа 14:14 «Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном».
Иов видел Бога: Иов 42:5 «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя».
Пророк Амос видел Бога: Амос 7:7 «Такое видение открыл Он мне: вот, Господь стоял на отвесной стене».
Но если о встрече говорится подробно, то можно заметить, что Господь, будучи рядом, своё лицо не показывает или человек закрывает лицо.
Вот встреча Бога с пророком Моисеем. «И сказал Господь: вот, место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо».
Вот встреча Бога с пророком Илией. «Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия?»
Избранный народ был водим Богом в пустыне, однако, Всевышний являлся в огненном столпе ночью и в облаке днём. В других случаях подробностей нет, но можно предположить, что Господь, встречаясь с дорогими ему людьми, скрывает от них лик. Или приобретает облик человеческий, как в случае визита к Аврааму в дубраве Мамре – тот узрел трёх мужей.
Иначе люди непременно поделились бы описанием внешности Отца Небесного. Остается только предполагать, что он выглядит как почтенный старец с белой бородой и благородными чертами лица. Так рисуют Небесного Отца под сводами храмов.
Чтобы стать ближе и понятнее людям, чтобы принести им спасение, Бог воплощается в человека, Сына Божьего. В Библии также нет описания Христа. Однако Нерукотворный образ Спасителя сохранил его черты. Лик Сына Божия отпечатался на плате, которым тот вытер своё лицо.
Есть описание облика Христа в письме римлянина Публия Лентула, который рисует мужчину с волосами орехового цвета, молодым открытым лицом, короткой вьющейся бородой. Взгляд у него строгий и ясный. Высокий рост, красивые руки, приятный выразительный голос.
После своего Воскресения и Вознесения Иисус не раз являлся святым угодникам в сиянии, силе и славе. Из Его современников Христа видели Мария Магдалина, жёны-мироносицы, апостолы.
В другие столетия видят его немногие из монахов: Христос являлся преподобному Александру Свирскому, преподобному Пахомию, преподобному Антонию, преподобному Серафиму Саровскому, старцу Паисию Святогорцу. Многие святые скрывали, что видели Христа, дабы не возгордиться.
Встречи с Сыном Божьим потрясали людей, но не были опасны для человеческих очей и разума. Однако и они напоминают, как сложно человеку вынести явление Бога. Так, юный послушник Симеон однажды увидел Иисуса Христа и ощутил душой райское блаженство. С тех пор всё в мире казалось ему суетным, он пребывал в печали по необыкновенному мигу откровения, по неземному счастью богообщения. Симеона позже мир узнал, как преподобного Силуана Афонского. Но не каждый готов стать монахом и отринуть мир.
Представьте, если бы все люди, на миг увидев Бога, потеряли интерес к земной жизни и плакали по утраченному Раю. Распались бы семьи, рухнули бы государства, каждый возненавидел своё бренное тело аки темницу души. Видимо, Господь не хочет такого эффекта и щадит нас, скрывая свой лик.
Храм – дом Божий
Бог обитает всюду, не только в Небесном Царствии. Но однажды он возжелал поселиться среди людей. Так возникло первое святилище Единого Бога – скиния. «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их», говорит Бог Моисею в книге «Исход». Скиня была богато украшенным шатром, который евреи переносили с собой во время странствий. Затем они получили Землю Обетованную и возвели в Иерусалиме каменный храм.
Православные храмы по аналогии со скинией состоят из трёх частей:
Алтарь символизирует Небо – как место пребывания Бога, Царство Небесное. В Ветхом Завете в Святое святых мог входить только первосвященник и лишь один раз в год. Сейчас, после искупительной жертвы Иисуса Христа в Алтарь входят каждый день священники и их помощники.
Средняя часть храма символизирует область ангельского мира. В Ветхом Завете в Святилище входили только священники. Сейчас – в Средней части храма стоят все верующие христиане – все верные. Алтарь и Средняя часть разделены иконостасом.
Притвор – символ земного мира. Только во Дворе в Ветхие времена мог находиться народ. Сейчас Притвор – это преддверие храма. В недавнем прошлом, здесь стояли готовящиеся к Крещению (оглашенные) и временно отлучённые от Причастия.
Богу можно молиться на любом месте, и всё же люди строят храмы. То есть хоромы – дома. Чтобы Бог жил среди нас и часть его славы и силы присутствовала в каждом городе и селе.
Храмы – тоже частички Рая на Земле, понимаем ли мы это?
“Там, то есть в храмах, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – мы с Небожителями вместе возносим таинственную оную песнь, вместе с ними воспеваем Трисвятое. Там становимся в один лик с Серафимами, присоединяемся к сонму Небесному, причисляемся к чину Ангелов, беседуем с Господом, бываем в сообществе с Иисусом Христом”.
Для того, чтобы действительно обрести Бога, ощутить его присутствие, получить ответ на молитву, необходимы, прежде всего, духовные качества. Если человек будет духовно слеп, глух и нем, его собственная неполноценность помешает встрече с Богом.
Недаром многие из современников Иисуса Христа, которые видели его лично, при этом остались грешниками, вспомнить хотя бы толпу, вопившую «Распни его!». Они не узнали в нём Бога! А мы, современные россияне, разглядели бы?..
Один православный мужчина признаётся, как во время исповеди поднял глаза на священника и увидел, что кается самому Христу! Вместо духовника к нему склонился Спаситель. Для встречи с Богом оказалось достаточно искреннего покаяния, и никаких странствий за тридевять земель.
Путь к Богу лежит в сознании человека. Если грешник окажется у Райских врат, они всё равно не распахнутся перед ним. Но праведного Бог найдёт Сам, ведь Он первым обратился к людям, дал Свой Закон и вёл сквозь века. Он вочеловечился и распялся за нас. Святые получали долю Его благодатной силы и умение творить чудеса.
Когда человек делает шаг к Богу, тот делает два шага навстречу.
Главное условие встречи с Богом – любовь к Нему и любовь к ближним, поскольку в каждом из нас – отражение образа Божьего.
Если вы или ваши близкие нуждаетесь в молитвенной помощи, вы можете подать записки на молебен Господу и Богу нашему, нажав на кнопку ниже: