• Во все века Русская Православная Церковь благословляла своих чад на защиту Отечества. Так было и в 1812 году после вторжения в пределы россии 600-тысячной армии наполеона. Император Александр I обратился к своим подданным с Высочайшим манифестом: «…Благородное Дворянское сословие! Святейший Синод и Духовенство! народ русский! Соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках, никакие силы человеческие вас не одолеют!». Это был призыв к общенародному сопротивлению иноземным захватчикам. народы многонациональной России откликнулись на этот призыв. Велика была значимость деяний и Русской Православной Церкви.

     

    Источник: Сибирская православная газета

    Не руки, не ноги, не бренное
    человеческое тело одерживают
    победу, а бессмертная душа, и
    если душа воина велика и могуча,
    то и победа несомненна.
    А.В. Суворов

    В связи с началом массового формирования народного ополчения на оснащение полков в Московской и Санкт-Петербургской губерниях пошло полтора миллиона рублей из общецерковной казны. Кроме того, духовенство было призвано к пожертвованию деньгами и драгоценными вещами, в результате чего Церковь дополнительно собрала более 900 тысяч рублей и почти тонну серебра. Жалованье священнослужителей было невысоким, несмотря на это многие из них жертвовали на ополчение от половины до полной суммы годового содержания. Так, протоиерей Казанского кафедрального Благовещенского собора Борис Поликарпов внес свое годовое жалованье, а архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря Епифаний – полугодовое.

    Святейший Синод разрешил низшим священнослужителям и семинаристам вступать в полки народного ополчения. Более 400 из них стали ратниками, вставшими на защиту Отечества. Но главной стала историческая миссия Русской Православной Церкви как силы, которая смогла вдохновить православный народ России всех сословий, сотни тысяч солдат и офицеров армии, а также ратников народного ополчения на борьбу с иноземным врагом.

    Святейший Синод обратился ко всем православным христианам с воззванием, призывавшим принять оружие и охранять веру отцов. После объявления Манифеста Императора Александра I воззвание Святейшего Синода оглашалось во всех храмах в воскресные и праздничные дни и активно использовалось в регулярных проповедях священников, обращенных к народу, армии и ополчению. Тогда же, по желанию Государя, епископ Дмитровский Августин составил молитву и новый чин молебствия по случаю нашествия иноплеменников, который ежедневно служили во всех храмах, причем молитву читали с коленопреклонением. Молитвы возносились не только в соборах и приходских храмах, но и на передовой.

    К защите Отечества было призвано почти 35 тысяч священников, и в своей массе население России не пошло на сотрудничество с оккупантами, отказывалось снабжать их продовольствием и фуражом, стихийно создавало партизанские отряды, истреблявшие иноземного врага.

    В течение одного – двух месяцев в 17 центральных российских губерниях были сформированы десятки полков народного ополчения общей численностью около 250 тысяч ратников. Вместо военных знамен в них были церковные хоругви, а на шапке каждого ратника был нашит христианский крест. при формировании ополчения губернаторы обращались к епархиальным архиереям с просьбой о назначении священников, которых называли «духовными вождями, способными внушать новоизбранным воинам побуждение не щадить жизни для защиты Веры, Царя и Отечества».

    Военные священники, делившие с солдатами и офицерами все тяготы войны, были и в каждом полку регулярной русской армии. Всего в Отечественной войне 1812 года участвовало около 200 православных армейских священников. каждый полк имел свою походную церковь и, как правило, чтимую икону – покровительницу воинской части. В 1812-1814 годах погибли в боях и умерли от ран и болезней более 50 армейских священников.

    Главной задачей военного духовенства было объяснить воинам, что войну в защиту отечества благословляет Бог и Православная Церковь и что такая война носит священный характер. Каждый солдат должен был твердо знать, что любой погибший в этой войне – герой и для соотечественников, и для Церкви. Современники отмечали огромное уважение и любовь, которыми пользовались военные священники у однополчан. Десять из них были награждены орденами святой анны, еще десять – золотыми наперсными крестами на георгиевской ленте. Многие десятки военных священников получили церковные награды. По окончании войны все полковые священники, участвовавшие в боях, были награждены серебряной медалью, учрежденной в память Отечественной войны 1812 года. Это была не только оценка их личного мужества, но и признание неоценимых заслуг Русской Православной Церкви.

    Одним из самых ярких представителей армейского духовенства времен Отечественной войны 1812 года был Василий Васильковский, священник 19-го егерского полка 24-й пехотной дивизии 6-го корпуса 1-й Западной армии под командованием героя отечественной войны генерала от инфантерии Дохтурова, прах которого покоится в некрополе монастыря Вознесенская давидова пустынь.

    Памятник Василию Васильковскому — памятник, установленный в городе Малоярославце

    Cвой первый боевой подвиг священник Василий Васильковский совершил 15 июля 1812 года, когда батальоны 19-го егерского полка сдерживали яростные атаки превосходящих сил противника под городом Витебском. В гуще сражения отец Василий вдохновлял егерей и поддерживал их боевой дух, несмотря на то, что был ранен в лицо и ногу, а затем контужен от удара пули в наперсный крест. После окончания войны этот кипарисовый крест в серебряной ризе долго хранился как священная реликвия в церкви 19-го егерского полка. На нем была трещина от удара пули, стянутая железным винтом. В нижней лицевой части креста крепилась расколовшая его неприятельская пуля. По ходатайству командира 24-й пехотной дивизии генерал-майора Лихачева к обер-священнику армии и флота протоиерею Державину, полковой священник Василий Васильковский был представлен к награждению камилавкой.

    Оправившись после ранений и контузии, отец Василий вернулся в родной 19-й егерский полк, который принял участие в Бородинском сражении.

    Второй боевой подвиг священник Василий Васильковский совершил 12 октября 1812 года во время боев за город Малоярославец, который пытались взять войска Наполеона. Ходатайствуя о награждении отца Василия, командир 6-го корпуса генерал д.с. Дохтуров докладывал главнокомандующему генерал-фельдмаршалу м.и. Голенищеву-Кутузову, что «в этом бою священник Васильковский все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество, причем сам был ранен в голову». Главнокомандующий поддержал ходатайство и обратился с рапортом о награждении к императору Александру I. Василий Васильковский стал первым в истории России полковым священником, удостоенным высшей военной награды того времени – ордена святого Георгия Победоносца. Орден был вручен отцу Василию 17 марта 1813 года уже после окончания Отечественной войны во время заграничного похода. он прошел со своим полком с боями до Франции, где скончался от ран в конце 1813 или в начале 1814 года.

    Во время Отечественной войны в русской армии находилась Смоленская икона Божией Матери Одигитрия, воспринимавшаяся всеми как истинная Путеводительница. 5 августа 1812 года при оставлении русской армией Смоленска эта икона по распоряжению генерала Ермолова была вынесена из Благовещенской церкви. Генерал Барклай-де-Толли, исполнявший обязанности главнокомандующего, распорядился, чтобы Смоленская икона Божией Матери постоянно следовала за войсками. Для ее охраны им была назначена 1-я артиллерийская рота 3-й пехотной дивизии под командованием полковника Глухова. Чудотворную икону обшили холстом и установили на ходу взорванного зарядного ящика. Икона Смоленской Божией Матери передвигалась с русской армией, сопровождая ее во всех битвах 1812 года, вплоть до освобождения Смоленска. 25 августа накануне Бородинского сражения Смоленскую икону Божией Матери пронесли по военному лагерю. Вечером перед ней в присутствии М.И. Кутузова был отслужен молебен.

    Участник сражения Ф.Н. Глинка так описал это событие: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала. Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле. везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. главнокомандующий встретил икону и поклонился ей до земли». Французы, имевшие возможность наблюдать за русским лагерем, слабо понимали, что там происходит. Религиозность русского народа они считали проявлением невежества, чувствуя себя носителями разума и цивилизации в стране варваров.

    25 декабря 1812 года, сразу после изгнания врага из пределов России, вышел Манифест Александра I, где сообщалось о намерении воздвигнуть в Москве Храм христа Спасителя в память о подвиге российского народа. Одновременно Священный Синод создал особый чин «благодарственного и молебного пения ко Господу Богу, певаемого в день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминания избавления Церкви и державы российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Это чинопоследование совершалось после Божественной Литургии в день Рождества Христова. В наши дни, по благословению почившего Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, начиная с 1997 года, 25 декабря в храме Христа Спасителя совершается молитвенное поминовение военачальников и воинов, павших в Отечественной войне 1812-1814 годов, и всех погибших российских воинов.

    Автор: протоиерей Андрей Сбитнев

    Источник: Сибирская православная газета

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *