Что такое гнев, какое место он занимает в иерархии страстей? Чем опасно проявление гнева в наших отношениях с детьми? Что такое кротость и можно ли ее достичь? О воспитании безгневия в ребенке – в нашем материале.
Гнев – это та страсть, проявление которой для человека очевидно и ясно, в отличие, например, от тщеславия. То есть, когда ты испытываешь гнев, то обычно понимаешь, что это именно гнев и ничто другое.
Вот какое определение дает гневу святитель Игнатий Брянчанинов: “Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего”.
Смею предположить, что именно гнев, возможно наравне с сребролюбием, чаще всего открывают на исповеди. Не так стыдно, как допустим исповедовать блудные страсти. Понятнее, чем тщеславие. Весомее, чем чревоугодие. Да и есть место для оправдания – все мы можем испытывать гнев, мы же люди, к тому же другие часто дают нам повод!
Серьезность этой страсти нередко недооценивают. А ведь гнев, в своей конечной стадии, приводит к убийству. Иисус Христос в Нагорной проповеди учит: “Кто же скажет брату своему: “рака” (пустой, негодный человек), подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной”. То есть мы достойны ада уже за одно только гневное слово!
Святые отцы говорят, что обычно гнев рождается в человеке не сам по себе, а в результате развития в нем другой страсти. Иоанн Лествечник называет “матерями” гнева: сребролюбие, тщеславие и объядение, прибавляя, что иногда гнев рождает и блудная страсть.
Но зачастую гнев проявляется в человеке еще до того, как он будет способен в полной мере испытывать все вышеназванные страсти.
Войны в песочнице
Гуляя с дочкой, я обратила внимание на то, что уже с двух-трехлетнего возраста дети часто целенаправленно и методично проявляют враждебные чувства к таким же как они одногодкам. Не просто раз-два что-нибудь отберут, а именно ходят за ними, и раз за разом пытаются толкнуть, обсыпать песком или ударить. И так может повторяться каждую прогулку, если “нелюбимый” ребёнок попадается обидчику на глаза. Не знаю, что по этому поводу думают психологи, но выглядит это как травля, хотя и неловко употреблять подобное слово в отношение малышей.
Младенческие проявления гнева нетрудно пресечь. Многое будет зависеть от мамы “агрессора” – понимает ли она, что ее ребенок поступает плохо, пресекает ли подобное поведение и объясняет ли, что тот другой малыш тоже имеет право на существование. Если маме в целом важно лишь то, чтобы не был обижен ее ребенок или ее вообще не трогает происходящее (такое, кстати, часто бывает), то основа для благоприятного развития страсти заложена. Желание вымещать свою злость на других получает подкрепление, либо не получает сопротивления, от самого важного для малыша человека.
Око за око
А как быть маме “обиженного” ребенка? Как ей справиться со своим гневом и не передать его своему малышу? Не думайте, что детская площадка – это такое себе безобидное жизнерадостное место! Порой здесь развиваются конфликты похлеще, чем в рабочем коллективе. Я видела, как из-за детей переставали дружить подруги, как мамы тайком вредили чужим детям, как взрослая тетя обиделась на трехлетнюю девочку за то, что та отобрала у ее дочки лопатку и из-за этого потом отвечала на все ее вопросы (девочка была очень общительная) колкостями, которые та, в силу возраста, не понимала.
Но самый вопиющий случай произошел на детской площадке в Меге. Одна маленькая девочка (на вид, не больше двух лет), пробегая мимо другой такой же малышки, остановилась, несильно ткнула ее пальцем в глаз и побежала дальше. “Пострадавшая” не заплакала, а удивилась и пошла себе дальше. Конфликт был бы исчерпан, если бы не родители этой девочки. Папа и мама все видели. Они подозвали к себе дочку и стали объяснять ей, что в таких случаях нужно давать сдачи. На этом они не успокоились. Папа взял дочку, отнес ее к “обидчице” и пальцем ее руки ткнул ту девочку в глаз. Тут же вмешались возмущенные родители этой девочки. Все кричали. Между отцами назревала драка. В скандал начали втягиваться посторонние люди. Чем все закончилось, я не знаю. Я испугалась, забрала ребенка и ушла.
Гнев под маской наказания
Несмотря на то, что в современном обществе к проказам и капризам ребенка принято относиться лояльно, мы, слава Богу, еще не отказались от идеи наказания в целом. Однако, перед любым наказанием, хорошо было бы вспоминать слова святителя Филарета Московского:
“Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и сожалением”.
Что стоит за этими словами? А то, что зачастую, желая преподать ребенку урок, мы перегибаем палку и вымещаем на нем свою злость и досаду за его проступок. Гнев маскируется под наказание. В духовной литературе говорится о том, что в состоянии гнева вообще лучше не прибегать к наказанию, а дождаться, когда душа придет в уравновешенное состояние.
“Час гнева есть час безумия для всякого разгневавшегося, хотя бы разгневавшийся принадлежал к первейшим мудрецам. Наказание да будет плодом зрелого, беспристрастного суждения, только при этом условии оно благотворно для детей и возвышает в мнении их воспитателя”, – писал святитель Игнатий Брянчанинов.
Есть известная пословица, которую часто цитируют: “За одного битого двух небитых дают”. Вот что на этот счет говорит Игнатий Брянчанинов. В одном из своих писем, наставляя некую мать, он предупреждает: “Дочку не позволяй себе хлопать, ниже пальчиком. Это чрезвычайно вредно для нравственности как дочки, так и матери. Есть старинное – хорошее, а есть и старинное худое: худому не надо подражать”.
Несправедливое наказание рождает обиду. Затаенный гнев отравляет душу ребенка, который, когда подрастет, часто становится таким же жестким уже к своим детям. Гнев как страсть передается из поколение в поколение, закрепляется, усиливается. А бывает, что родители, подверженные гневу, убивают в своих детях волю и чувство собственного достоинства. И это уже совсем печальный сценарий…
Когда в душе – мешок гнилой картошки
Выше мы говорили о спонтанном гневе, но есть и другой его вид, точнее, продолжение – злопамятность или, как называли его святые отцы, памятозлобие. О душевном состоянии злопамятного человека ярко рассказывается в известной притче о мешке с картошкой.
Жил человек очень гневливый и обидчивый. И было ему с таким характером, ох, как нелегко! Не в силах больше мучаться, он обратился за советом к одному старцу. Тот посоветовал ему ходить всюду с мешком за спиной и при каждой обиде, класть в него картофелину. Через какое-то время человек этот пришел к старцу в полном отчаяние: “Я исполнил, что ты сказал. Вначале было легко. Но потом, когда количество картофеля в мешке начало увеличиваться, мне стало все тяжелее и тяжелее его таскать. К тому же от тепла картофель начал гнить, и этот ужасный запах сводит меня с ума!”.
Тогда старец ответил ему: “Когда ты обижен или в ярости, то кладешь в свою душу, как в этот мешок, одну картофелину. Со временем картошки становится все больше и больше, и ты начинаешь ощущать ее тяжесть. Потом появляется еще и запах гнили, которую порождает твоя же злость и обида. Я просто дал тебе возможность прочувствовать на себе весь ужас того, что люди, обычно носят в своей душе”.
Как мы учим своих детей злопамятству? Своим отношением к другим людям. Родитель: “С кем это ты поздоровался? С Катей? Это та самая Катя, которая у тебя в прошлый раз мячик забрала и не хотела отдавать?” А ребенок на самом деле этот случай давно забыл. Да и Катя на самом деле оказалась доброй девочкой. Но мы вспомнили ту случайную обиду, напомнили ее ребенку, и вот уже видим, как он слегка нахмурился. Легкая тень пробежала по лицу. Ага! Вспомнил! Что-то зашевелилось у него в сердце. Поздравляем вас, мама или папа, вы только что преподали ребенку урок злопамятства!
На пути к безгневию
Обидеть другого можно не словом, но видом, и это вовсе не будет служить оправданием гневающемуся. Как пишет преподобный Авва Дорофей: “случается, что кто-либо одним видом, или движением, или взором смущает брата своего; ибо можно и одним взглядом или телодвижением оскорбить брата своего, и это также есть воздаяние злом за зло”.
Отдельно стоит сказать и о “праведном” гневе. Я имею ввиду гнев “хорошего” человека”, который “справедливо” сердится на других за неподобающее поведение. Иллюзия “праведного” гнева возникает, когда человек уверен в своей “хорошести”. Обычно про себя такие люди с гордостью говорят, что живут сердцем, не понимая, что находятся в самообмане.
Если гнев – это одна из страстей, которые ребенок начинает проявлять буквально с пеленок, если гнев – это следствие нашего падшего состояния, то можем ли мы вообще с ним бороться? Православие отвечает, что “да”, можем и единственный верный путь преодоление гнева, это воспитание в себе кротости.
“Кротость есть уклонение от гневных помыслов, от возмущения сердца яростью, терпение, последование Христу, взяв крест, мир сердечный, тишина ума, твердость и мужество христианские, неощущение оскорблений, незлобие”, – поясняет Игнатий Брянчанинов.
Замечу, что на этом пути стоит опасаться ложного безгневия. Как-то раз меня подвозил один очень уравновешенный таксист. По пути его пару раз нахально подрезали. А он молчал и с безмятежным видом крутил руль. Когда я вслух удивилась его невозмутимости, он заметил: “Я спокойно отношусь к другим. Зачем мне злиться на них? Зачем нервничать по пустякам? – и прибавил – Они же мизинца моего не стоят!”
Позже, когда я познакомилась с трудом аввы Дорофея, то прочитала у него похожую историю про одного монаха, абсолютно без гнева переносившего оскорбления от братии. Причиной его стойкости оказалось презрение к своим собратьям. И это было ужаснее, чем просто гнев.
Итак, с чего начать воспитание в ребенке безгневия? Конечно же с себя. Для начала стоит хотя бы перестать со злостью отзываться при ребенке о других людях и не выказывать пренебрежения к другим ни делами, ни словами. Хорошо бы и в мыслях не то что навести, а хотя бы приступить к наведению порядка.
В заключение приведу слова Иоанна Лествичника о “венце безгневия”:
“кто носит его от естества, тот, может быть, не носит никакого иного, а кто приобрел его трудами, тот, без сомнения, победил восемь страстей”.
Комментарий протоиерея Александра Алексеева, настоятеля храма святой мученицы Татианы при Омском государственном университете:
Что такое гнев? Гнев – это огонь, это ревность к истине. Преподобный Иоанн Лествичник как-то сказал, что если у человека в начале не было огня, то где он возьмет его потом? Быть совсем без огня – значит быть безжизненной амебой. Другое дело, что страсть эту нужно держать в узде. И взрослый человек не только должен научится управлять своим гневом, но и научить этому своих детей.
Гневу противостоит кротость. Быть кротким – значит коротким. Коротким на гнев. Борьба с гневом у детей – это борьба с их своеволием. У нас нынче такая система воспитания, когда позволяют детям все. Поэтому дети не ограничены. Они не кроткие. Они могут себе позволить многое, в том числе гнев, и это разрушительно не только для окружающих, но и для них самих. Нужно научить их думать, прежде чем что-то делать или говорить.
Но воспитание не заканчивается просто ограничением свободы маленького человека. Есть вероятность, что ограничение свободы приведет к появлению внутренней обиды. Гнев не реализованный, обращенный вовнутрь, будет носить смертоносный характер, съедать человека изнутри. Поэтому важно не только внешнее ограничение ребенка, еще важнее научить его ограничивать себя самому, научить его управлять своим гневом.
Ключевое слово здесь – “самообладание” – умение справляться со своими страстями, паникой, страхами, эмоциями. Нельзя позволить эмоциям стать выше твоего разума. Ребенка необходимо учить контролировать свою эмоциональную сферу и правильно ею управлять. Этому я, с Божьей помощью, учу и своего сына. Разве может быть настоящее самообладание без молитвы, без Божьей помощи?